Снова про вчерашнее

топ 100 блогов vedmed196902.09.2011 ...надеюсь, последний раз уже :)
Но не опубликовать материал никак не могу - не каждый раз удаётся прочитать столь квалифицированный "разбор полётов".
Автор - сотрудник Архангельской областной службы спасения. Впрочем, географическая удаленность в данном случае роли не играет - комментарий профессионала, даже заочный, ценнее болтовни десятка доморощенных "экспертов", не умеющих отличить хлор от брома :)

Итак, "многа букав"

В 5.35 в главное управление МЧС по Челябинской области поступило сообщение со станции Челябинск-Главный, что имела место утечка брома из вагона одного из составов (это со слов представителя МЧС Елены Смирных). Причем интересно, что сама утечка произошла за три часа до этого – около 2.20. Сразу возникает вопрос – почему в течение 3-х часов не прошло оповещение МЧС о таком весьма опасном событии? Ответа я не нашел. Могу только предполагать, что пока заметили, пока думали, что ничего страшного, пока пытались что-либо сделать собственными силами.. Наверное, то на то и приходится, если бы не одно «но». Все вагоны, в которых транспортируется опасные грузы (а соединения брома к таковым безусловно относятся), обязательно маркируются. И если из такого вагона начинает что-то капать, испаряться, то сами понимаете, тут уже пора кричать «алярм».. В Челябинске такого «алярма» ждали как минимум три часа.
Что еще бросилось в глаза из управленческой работы. Желание не допустить паники у властных и уполномоченных структур привело к озвучиванию в эфире мягко говоря некорректной информации про то, что ситуация не представляет опасности. Безусловно, что касается брома и его соединений это не так. Любой мало-мальски грамотный человек в интернете может получить исчерпывающую информацию о данном веществе. Не вдаваясь в подробности можно утверждать, что бром опасен и в острой фазе, при вдыхании, и в отсроченных проявлениях для организма человека, а еще он довольно опасен в плане инициирования образования взрывоопасных смесей при контакте с нефтесодержащими продуктами, тем более, при контакте с водой идет реакция с выделением тепла. Много ли на ЖД станции в центре города различного вида нефтепродуктов? То-то.. Стало быть, угрозу взрыва в данной ситуации надо было ставить на первое место в прогнозировании развития ситуации, откуда логично вытекает следующее действие – массовая эвакуация из прилегающих территорий. Было это сделано? Ответ отрицательный. Опять вопрос – «почему»? Вариант номер один – не хотели допустить паники. Но на самом деле это не ответ – это отговорка. Для профессионала во главу угла должна всегда ставится задача минимизация риска для людей – в Челябинске все было предоставлено русскому «авось». Вариант номер два мне представляется более реальным – для ликвидации подобной ситуации просто не было специалистов. Да, именно так. Сказать по ТВ, что ситуация не опасна и пригнать кучу пожарных расчетов к вагону – для этого не надо быть специалистом. Интересно кстати, а пожарных предупредили хоть, что за вещество и как оно себя поведет при неграмотном обращении с водой? Ответа у меня опять же нет, но догадки присутствуют (исходя из опыта работы в ЧС структурах).
Кстати, отсутствие профессионалов очень хорошо подтверждается тем видео, которое я выложил. Основная заповедь при ликвидации химического вещества – максимально быстрое ограничение его размеров. Это – святое! Что было сделано в Челябинске? Этот очаг максимально увеличили, начав буксировку вагона с бромом со станции по территории города. Ради интереса хотелось бы подсчитать – насколько увеличили зону загрязнения почвы (а после загрязнения почвы бромом грунт подлежит срезанию и специальной обработке), а также сколько лишних человек надышалось бромом там, куда он бы при грамотном построении работ никогда не дошел?
При том самом грамотном построении работ надлежало:
1. Срочно оцепить опасный район города и максимально быстро очистить от людей опасную зону. Для предотвращения отравления достаточно объявить всем, чтобы сидели по домам – этой защиты хватило бы. Для профилактики взрыва, если невозможно вывезти людей – очистить станцию от составов с ГСМ и прочими взрывоопасными веществами, проинструктировав пожарных и спасателей об особенностях вещества.
2. Поставить массированные многоэшелонированные водяные завесы со стволами с большим расходом воды – вокруг состава.
3. Вода должна подаваться только максимально распыленная, т.к. бром хорошо растворяется в воде и чем мелкодисперсней распыл, тем больше брома свяжется и осядет. К тому же, большое количество воды неминуемо размоет ЖД пути – поэтому только распылом.
4. Под прикрытием воды в вагон надо было запускать газоспасателей – для разведки, обнаружения поврежденной тары и перетаривания оставшихся объемов в герметичные емкости – это не самая сложная операция для упаковок с бромом. Да, опасность для жизни газоспасателей при такой операции существует, но в конце концов для этого они существуют, а при грамотном исполнении риск в челябинском случае был бы минимален. (Кстати, в итоге оказалось, что в вагоне разбилось 8–10 пятилитровых банок с бромом, а всего в вагоне их было 2063).
5. После перетаривания облако довольно быстро иссякло бы, не получив подпитки. После этого уже надо было заниматься грунтом – срезать верхний слой почвы под путями. Это дорого, но так надо делать.
Почему это не было сделано? Ну про отсутствие профессионалов я уже говорил.
Кстати, совсем не удивлюсь, что и газоспасателей в Челябинске, способных выполнить подобную работу, нет – ибо в противном случае наверняка бы подсказали практические правила решения задач по химическому заражению (а может они есть, но про них просто не вспомнили? И такое может вполне быть).
А еще представьте – обеспечить работу газоспасателей по перегрузке вагона – это же надо свои ЖД формирования на случай ЧС привлекать.. А оповещение населения, его эвакуация - все равно, что сразу подписаться на компенсационные выплаты, оправдываться, а то еще и в тюрьму идти – вообщем, геммороя то сколько.. Легче на «авось» понадеяться..
В этот раз, кстати, прошли буквально по лезвию – и хорошо, что это был бром, а не фосфор к примеру..
Повезет ли так же в следующий раз? А он будет, не сомневайтесь.

PS. Готов поспорить, что виноватым будет стрелочник - и в прямом и в переносном смысле.

Ссылка.
Отдельное спасибо Снова про вчерашнее [info]georg_pik за наводку.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вынесен приговор очередному упырю из запрещенного в РФ «Азова». Сначала было желание, как полагается, указать имя, фамилию, место рождения, но после ознакомления с его делами скорбными – пропало. «Важна не строгость наказания, а его неотвратимость» - провозглашал афоризм советской ...
подкармливают, ога ...
Чем хорош азиатский кинематограф, это нетривиальными сюжетами. Мне кажется, европейский мозг никогда бы не додумался до таких изощрённых поворотов, когда события не просто разворачиваются на 180 градусов, а выворачиваются наизнанку, заставляя повторять «а что, так можно было?». Именно ...
Интернет-мошенники начали массовую рассылку угрожающих писем, где утверждают, что взломали устройства жертв и готовы разослать снятые на камеру интимные видео его близким. «Лаборатория Касперского» обнаружила новую волну мошенничества, начавшуюся в декабре 2023 года. Уникальность схемы в ...
Помогите, кто сталкивался с подобным. Примерно до 1,8 ребенок просыпался так: возился в кроватке, потом либо начинал играть с мишкой, либо вставал и начинал что-нибудь рассказывать. После дневного сна вообще любила его поднимать, так как настроение у него обычно было просто отличное. И вот ...