Слова, которых я никогда не скажу своему ребенку

топ 100 блогов psy_baby22.03.2010 По моим случайным наблюдениям, значительный процент современных родителей все еще не утруждает себя мыслями о том, что и как они говорят своим детям, как их слова воспринимаются и к каким результатам могут привести. Поэтому решила систематизировать свои выводы, сделанные на основании трех с лишним лет родительского опыта, а еще собственного тщательно проанализированного детства. Хотелось бы услышать мнения членов сообщества по данному вопросу.

Итак, постараюсь соблюдать традиционную хронологическую последовательность:

 

1.        (ребенок тянется к опасному предмету, прячем предмет за спину со словами) «Все, нету! Собачка съела!» Реальный случай на вечерине у знакомых, их ребенку почти год. Должно быть, мое лицо имело весьма озадаченный вид, иначе почему бы еще меня сразу же спросили: «У вас, наверное, тоже есть такая собачка?» Нет, такой собачки у нас нет. Вместо нее у нас есть другие домашние любимцы - «не нужно трогать, потому что...» и «ни в коем случае нельзя трогать, потому что это опасно для жизни». Nothing but the truth. 

2.        (на детской площадке) «Дай мальчику/девочке игрушку, тебе жалко, что ли?» Пережиток советского прошлого. Игрушка – это собственность, та самая, которой человек имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться, а другие члены общества должны уважать. И даже в самом нежном возрасте этот человек способен самостоятельно принимать решение, кому и что давать или не давать. И совсем не хочет раздавать свои игрушки детям, которых он видит впервые в жизни – да, ему жалко, но ведь это естественно! Инстинктивно ребенок не хочет обобществить все и остаться ни с чем... Однако самое время на игрушечном примере научить ребенка здоровому отношению к своей – и чужой – собственности, а также нехитрой жизненной истине: чем больше мы отдаем (в разумных пределах), тем больше можем получить взамен. Таким образом достигается, например, энергетический баланс. Не отдавать можно, но есть и плохая новость - если так, то и сам ничего не получишь. Ознакомив ребенка с потенциальными последствиями, мы даем ему возможность самостоятельно сделать выбор. И вот уже полуторагодовалый малыш, увидевший у товарища по песочнице новую машинку, радостно тащит свою и предлагает обмен. 

3.      «Ай-яй-яй, какой ты жадный/плохой/злой/ленивый/(другой резко отрицательный эпитет)!» Разновидность: (извиняющимся тоном) "Он у меня такой стеснительный..." Развешиваем ярлыки. Ребенок младшего дошкольного возраста пока что ориентируется только на мнения о нем окружающих, а совсем не на собственный опыт, которого у него еще... маловато будет. Однажды пришлось наблюдать за няней двух-с-половиной-летнего малыша, который никому на детской площадке не давал свои игрушки, и няня не упускала случая уличить его в жадности. А потом жаловалась: ребенок иногда даже во сне повторяет: «Я жадный, я плохой...» и так далее. Тем временем, для того, чтобы возникла подобная ассоциация, ребенку достаточно один – только один! - раз услышать подобное утверждение. Согласитесь, между словами «ты плохой» и «ты только что поступил не лучшим образом, мне кажется, правильнее было бы сделать так: ...» существует определенная разница. То, что ребенок проявляет свои худшие качества, в большинстве случаев означает, что у него нет повода проявить лучшие, и это неспроста – возможно, где-то именно Вами была допущена ошибка, или у него сейчас просто такой период. В моей практике с сыном не было случая, чтобы он вредничал без причины. И не нужно в угоду подружкам по площадке обвинять своего ребенка во всех смертных грехах во всеуслышание. Такое поведение свидетельствует исключительно о неспособности его понять, и гордиться здесь нечем. Возможно, нужно взять тайм-аут и подождать, пока нежелательное поведение пройдет само собой или проявится возможная причина, а потом уже его корректировать. 

4.      «Не залезай туда – упадешь!» Распространенный вариант: «Не трогай нож – порежешься!» Попытка спрогнозировать ближайшее будущее, причем прогноз наименее благоприятный. Почему? Да потому, что легче запретить - и к тому же припугнуть как следует, для пущей уверенности, - чем научить. Легче запретить трех-четырехлетнему ребенку залезать на дерево, чем в годовалом возрасте установить в его комнате спорткомплекс и полгода или больше его страховать, учить правильным захватам и приемам. Легче оградить себя от лишнего беспокойства, чем справиться с ним, поверить в своего ребенка, научиться ему доверять и таким образом укрепить его собственную уверенность в своих силах, столь необходимую на протяжении всей дальнейшей жизни. Многие склонны недооценивать собственных, и не только, детей, а между тем, ребенок руководствуется инстинктами и в большинстве случаев не станет прыгать с вышки, не убедившись в том, что внизу есть вода. Вспоминаю показательный случай. Вы, должно быть, уже поняли из контекста, что мой сын – опытный пользователь шведской стенки и иже с нею, поэтому на площадке тоже проявляет чудеса ловкости, не свойственные большинству детей его возраста. Сыну было почти три. И вот ситуация: детский «городок», сын стоит на площадке на высоте примерно двух+ метров, а с площадки можно спуститься только по вертикальному шесту или спирали; я на всякий случай нахожусь на расстоянии метра-полутора. Трезво оценив свои возможности, малыш перепрыгивает с площадки на шест, и тут происходит неожиданное. Незнакомый мужчина, сидевший на ближайшей скамейке, по всей видимости, папа одного из находящихся на площадке детей, в панике срывается с места и бросается к моему сыну с явным намерением его спасти. Сын отвлекается от своего занятия, разжимает руки и срывается вниз, к счастью, всего лишь несильно ударившись скулой о спираль. Более сильные эмоции постороннего человека возобладали над нашим с сыном коллективным разумом - неприятно. Впрочем, из такого поворота событий тоже можно извлечь пользу для себя и ребенка – в очередной раз подчеркнуть, что спортивные снаряды – зона повышенной опасности, в которой внимание не должно отвлекать ничто. 

 

5.      «Если будешь ходить зимой без шарфа, замерзнешь и простудишься!» или – собственноушно слышанный вариант – «Если будешь лежать на холодной земле, заболеешь и умрешь!» Не факт, все зависит от иммунитета, некоторым удается выжить. Или еще: «Если будешь есть много сладкого, начнут болеть зубы!» Тоже весьма сомнительно. Но ребенок об этом еще недостаточно информирован, и он начинает бояться. Ест конфеты, а сам боится. «Мышки плакали и кололись, но продолжали жрать кактус». А то, чего боишься, рано или поздно неизбежно происходит. В данном контексте утверждение «Кто предупрежден, тот вооружен» имеет точно обратное действие. Вспомнить хотя бы общеизвестную сказку: «Не пей – козленочком станешь!» Результат - ? Вот-вот... 

6.       (на детской площадке, обычно произносится бабушками) «Прекрати бегать!» А где же еще бегать, если не здесь? Или не бегать вообще? А каким образом выплескивать безудержную энергию – посредством истерик, или? Снова попытка обезопасить себя от лишних волнений – а вдруг упадет и разобьет нос... Только чем реже будет носиться, тем больше вероятность, что все-таки разобьет. Судя по тому, что на стадионе кроме меня бывают замечены max. три-четыре человека, бегать люди и так с возрастом прекращают. 

7.      (в магазине, ребенок просит купить то, что вы ему покупать не собираетесь) «Завтра/в следующий раз купим». Заведомая ложь. Которую ребенку пережить значительно сложнее, чем аргументированный отказ. 

8.      «Если будешь плохо себя вести, придет плохой дядя, посадит тебя в мешок и т. д.» Да-да, и такое детям все еще говорят, не поверите! 

9.       «В твоей комнате, как всегда/как обычно, беспорядок!» Да, и так будет, пока будут звучать подобные фразы. Кроме того, прежде, чем требовать от ребенка аккуратности и организованности, важно убедиться, что они присущи вам самим. Подобным качествам ребенок, как правило, учится на ближайшем доступном примере. 

10.   «Какой ты толстый/худой, только посмотри на себя!» Говорится, безусловно, из лучших побуждений – как правило, чтобы повлиять на детский аппетит. Но эффект обычно нулевой – точнее, отрицательный и даже хуже. Все зависит от метаболизма и конституции, если человеку на роду написано быть худым, худым он и останется, даже если будет потреблять в день полтонны углеводов, щедро заправленных жирами. Зато исполнится сознания того, что таким, как он, быть плохо, со всеми вытекающими последствиями в виде психологических барьеров, в том числе и в общении с другими людьми. 

11.    «Опять врешь!» (более интеллигентное слово "лжешь" употребляется почему-то крайне редко) Ну конечно, не вопрос - ведь вы только этого и ждали! К тому же, сами и научили (см. пп. 1 и 7). Вот и получи, фашист, гранату – правила хорошего тона предписывают общаться с людьми по возможности на их языке. И коль скоро констатируется привычность такого явления, оно имеет место не в последний раз. 

12.   «Посмотри на, e. g., Васю – какой он (хороший), а какой ты (плохой)!» Не столь уж безобидное сравнение, поскольку в нем скрыт подтекст – тебе никогда не стать таким, как Вася. По моему твердому убеждению, сравнивать ребенка лучше все-таки с ним самим некоторое время назад. Или сказать так: «Если ты будешь прикладывать определенные дополнительные усилия (в определенном направлении), через время сможешь достичь уровня Васи, а то и его превзойти». 

13.   «Ты еще маленький, чтобы об этом знать!» На любой детский вопрос можно дать ответ, соответствующий уровню восприятия ребенка. Любое событие или явление можно интерпретировать по-разному, избежав явной возрастной дискриминации. Если задействовать ум, смекалку и ...фантазию. Не для того, чтобы виртуознее развесить на маленьких ушках макаронные изделия, а с целью найти как можно больше примеров из того опыта, которым ребенок уже обладает, для лучшего понимания вопроса. 

14.    «Не мешай взрослым разговаривать!» Ключевое слово - "взрослым". Снова дискриминация по возрастному признаку. Почему бы не научить ребенка уважать людей в общем смысле слова – любых людей, а не именно взрослых людей? Все то же, советское – «старших надо уважать». Младших, кстати, тоже не помешало бы, а только поспособствовало. В отличие от часто встречающегося в обществе стиля общения с детьми – свысока. Тем временем каждый человек в любом возрасте по умолчанию заслуживает уважения. 

15.   «У тебя нет ни слуха, ни голоса, поэтому ты никогда не станешь оперным певцом». В различных вариациях. Нет ничего хуже подобных приговоров, они лишают человека множества жизненных перспектив. Все субъективно, и то, что вы считаете отсутствием таланта, кто-нибудь другой может, напротив, принимать за его присутствие. И таких людей вполне может оказаться большинство. Утрированно, конечно. Однако часто человек добивается успеха только благодаря тому, что попросту не знает о том, что может его не добиться. Равно как и наоборот. В таких случаях человек находит для себя оправдания вроде: «Я не могу ходить – они связали мне шнурки». Иногда ребенку говорят: «Ты не сможешь...» с целью разбудить чувство противоречия, но, к сожалению, далеко не у всех хватает упрямства на реакцию «Я вам докажу!» 
 

«Если долго смотреть на Луну, можно стать идиотом...»

Цитата из высокоинтеллектуального фильма «Особенности национальной рыбалки», голосом А. Булдакова. К теме не относится, но лично мне очень напоминает те абсурдные слова, которые часто приходится слышать нашим детям. Одно дело, если их произносит бабушка-старушка в трамвае, которую мы видим в первый и последний раз. Хуже слышать подобное из уст школьного учителя. Но все же наибольшее влияние на формирование личности и ее внутренние установки оказывает семья и прежде всего родители.
Слова – очень мощный инструмент воздействия, и от их грамотного использования зависит многое, а научиться ему совсем не так сложно, как может показаться поначалу. Надеюсь, Вам это удалось намного раньше, чем мне :)

 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Президент России Владимир Путин назначил мэра Москвы Сергея Собянина – главным стрелочником в борьбе с распространением коронавируса в России. И хотя новая «общественная нагрузка» столичного градоначальника называется «руководитель рабочей группы» Госсовета, но функции и ...
Друзья, подскажите, как послать человека, который всю душу вымотал в свое время? Желательно с особой степенью тяжести. Другими словами - побольнее, и так изысканно? Поясняю, год меня мучил, пользуясь тем, что я его люблю. Причинил много боли, изменил, вел себя так как ему нравится. А сейча ...
Как всегда по субботам в этом дневнике устраивается кинопоказ.На улице у ...
Часто бывает, что пишу не глядя и путаю большую с малыми буквами...... нУ ВОТ ТАК НАПРИМЕР....сУКА ТАКАЯ....чАСТО бЫВАЕТ. Хорошо бы иметь программу, которой маркируешь такой текст и раз - и исправил Есть в природе или самому думать надо как? аТО сТРАШНО нЕУДОБНО Update Ребят. Только ...
Советник президента России Владимир Толстой 26 марта заявил, что в Иркутской области запретили и изъяли из библиотек книги со сказками, содержащими вредоносную для здоровья детей информацию. По словам Толстого, список запрещенных произведений ему прислала школьный учитель. Неугодными ока ...