Шум времени

топ 100 блогов bgershman10.12.2016 Ну вот и я наконец прочитал нашумевший "Шум времени" Джулиана Барнса, охудожествленную выборочную биографию Шостаковича. Читал в оригинале, но слышал, что русский перевод очень хорош. Сразу скажу, что, к сожалению, не могу разделить всеобщего восторга, хотя книга неплохо написана и будет особенно интересна читателю, который ничего не знает о Шостаковиче и его музыке. Однако таковой читатель также обречен получить очень однобокий взгляд, намеренно сфокусированный на "взаимоотношениях" композитора с советской властью.

Книга разделена на три части, каждая из которых выстроена вокруг ключевых событий трех "невезучих" високосных лет в жизни Шостаковича. Первые два важных года, 1936-й и 1948-й, знает каждый, поверхностно знакомый с музыкальной историей 20-го века. Это, соответственно, год "Сумбура вместо музыки" и год ждановского постановления против "формализма" в музыке. Третий год – 1960-й, когда Шостакович вступает в компартию. Из книги Барнса я, кажется, узнал лишь одну интересную крупицу информации – там мельком упоминается, что Шостакович, оказывается, написал переложение "Симфонии псалмов" для двух фортепиано (нашел, кстати, запись – ничего особенного в сравнении с оригиналом). Все остальное – вольный пересказ известных историй с, как я уже сказал, акцентом на Сталине, Жданове, Хренникове и прочих мутных персонажах, представляющих "власть". По какой-то странной и непонятной мне традиции текстов о Шостаковиче, Прокофьев упоминается мельком и выставляется этаким наивным дурачком. Не знаю, откуда это пошло, но повторение странного клише вдобавок ко всем остальным симпатии к книге не прибавило.

Пока меня не унесло дальше и глубже в критику вполне наверное полезной книги, оговорюсь, что мое негативное восприятие обусловлено долго копившимся противоречием по поводу прочно установившегося к настоящему времени "контекстного" сопровождения музыки Шостаковича, по крайней мере на "западе". Чтение короткого романа Барнса подсыпало соли на рану, поскольку книга не просто продолжает эту линию (назовем ее условно "линией Соломона Волкова"), а представляет собой квинтэссенцию подобного подхода, когда в жизни главного героя не остается совершенно ничего иного, кроме как ужасов существования при советской власти. Все мысли романного Шостаковича только об этом. О собственно музыке композитор, кажется ни разу и не задумывается, разве что в контексте ее запрета или скрытой иронии, зарытой там да сям. Снова стандартные клише, "теории", истории.

Вопрос, который я хотел задать Незе-Сегену после блистательного исполнения Четвертой симфонии в Филадельфии в прошлую субботу как раз об этом, наболевшем. Поскольку Яннику задать этот несколько провокационный вопрос мне не удалось, переадресую его вам, дорогие друзья. Очень интересно, что вы думаете по этому поводу. В моей голове вопрос звучал приблизительно так.

Если взглянуть на программку сегодняшнего концерта, а именно ее часть, посвященную Четвертой симфонии Шостаковича, то в первом же параграфе этого текста мы обнаружим типичный набор: передовица "Правды", 1936-й год, Сталин, ужасы советской власти. Это не случайность: подобные тексты выдаются слушателям почти на каждом концерте, где исполняется музыка Шостаковича, особенно его симфонии. За последние 10 лет мое отношение к этому подходу сменилось с поддержки или безразличия на легкое раздражение. Раздражение тем, что слушателю, намеренно или нет, настойчиво прививаются определенные ассоциации с музыкой композитора, а тандем Шостакович/Сталин стал практически неразделим в сознании многих любителей музыки. Разумеется, музыка в целом, и Шостаковича в частности, безгранично шире какого-либо контекста и в сущности не обладает фиксированным содержанием или смыслом. Как Вы считаете, есть ли противоречие между необходимостью ставить музыкальное произведение в определенный исторический контекст и предоставлением возможности каждому слушателю выстроить свое собственное восприятие?

Я бы мог написать подробнее о терзающих меня сомнениях, всех за и против, но надеюсь, что в целом вопрос понятен. Не ожидаю, впрочем, однозначного ответа. И еще мне вот что интерено: если Вы часто посещаете концерты в России, наблюдаете ли подобный подход? Насколько непременны 1936-ой год, 1948-ой и так далее в программках, сопровождающих симфонии Шостаковича? Где найти Шостаковича без Сталина?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я убила пол дня на штудирование интернета и косметички...не помогло) А крем для ...
В ужасе=( Ходили взвешиваться (патронажка сказала - чёй-то на вид вы не фига не ...
Замечательный русский актёр погиб... 03.03.2010 05:10 : В ...
В день рождения Чехова стихи помещаю здесь именно эти: Ах, зачем нет Чехова на свете! Сколько вздорных – пеших и верхом, С багажом готовых междометий Осаждало в Ялте милый дом... День за днем толклись они, как крысы, Словно был он мировой боксер. Он шутил, смотрел на ...
Приписывается Деникину, который обращался к своим красным: "Чтите Ваших мёртвых. Но когда проходите мимо бездонной могилы русской буржуазии - по существу русской интеллигенции, снимите шапку над ней. Ибо там, вместе с окровавленными трупами погребены невозвратные культурные ценности и её ...