рейтинг блогов

Штрихи к портрету Великой французской революции

топ 100 блогов watermelon8320.01.2016История - Мадам Дефицит и Австриячка. Речь пойдет о королеве Марии-Антуанетте, в девичестве Габсбург. Нарабатываю материал для нового цикла, который, впрочем, тоже является наработкой. В общем, из праха в прах, все суета сует и всяческая суета.

Славу австрийской эрцгерцогине и французской королеве принесла, в первую очередь, ее смерть. Есть, что-то такое в убийствах коронованных женщин, после чего даже самые не выдающиеся из них (Клеопатра П., Мария С.) становятся широко известными. Мария-Антуанетта, как образ, популярна до сих пор. О ней спорят и обсуждают, хотя, по большому счету, мест для преломления копий в этой трагической истории не так уж и много. Давайте полезем под кат и обсудим - каким на самом деле она была человеком и зачем революционные французы убили собственную королеву и мать четырех детей?

з.ы. мне кажется, что вышло кратко, информативно и очень, очень душевно.

Если речь заходит о ней, то взору предстает, как правило, подобная картинка. В известном смысле этот взгляд имеет под собой основания - по всей видимости, в 21 веке Мария-Антуанетта была бы популярным фэшн-блоггером.
Штрихи к портрету Великой французской революции

М-А очень повезло, она родилась в счастливой семье, живущей в самом веселом городе мира - Вене. Ее мать, императрица Мария-Терезия и ее муж, тоже император Франц, являли собой образец прекрасно сложившегося брака по-расчету. Детям, а их число у Марии-Терезии подходило уже к двум десяткам, давали простое и отличное воспитание, выгодно отличавшееся от многих европейских аналогов. Короче говоря, венский стиль диктовал естественность и чистоплотность, моральную чистоту и живость ума. До конца своих дней М-А с тоской вспоминала детство проведенное там, так и не сумев заставить идентифицировать себя с "легкомысленным французским народом". Впрочем, нужно отметить, что прозвище "Австриячка" приклеилось к ней задолго до того, как это стало ясно всем.

Штрихи к портрету Великой французской революции

Штрихи к портрету Великой французской революции

Мария-Терезия, самая выдающаяся женщина-правитель 18 века, готовила брак своей дочки и внука-наследника короля Луи XV очень долго. Он должен был скрепить союз двух стран и М-А готовили к роли жены, матери, а также защитника имперских интересов в Париже. "Помни что ты немка", писала ей мать. Эрцгерцогиню готовили, спешно пытаясь вбить в голову необходимый багаж знаний. К сожалению, нужно признать очевидную вещь - несмотря на то, что М-А никак нельзя было признать глупой, ее интересы были крайне далеки от политики и вообще всего скучного. С другой стороны, сложно ожидать особенных успехов от подростка 14-15 лет. И тем не менее, в дальнейшем ситуация только усугубилась - королева никогда не утруждала себя чтением технической литературы, да и о серьезной художественной тоже речь не шла. Легкое чтение, мода, современные тенденции - таков был круг ее интересов. И тогда, и позже, она воспринимала государственные вопросы на уровне личных отношений. В одном лишь она проявляла неизменный интерес - дела Австрии и империи, которые она поддерживала как могла, в большинстве случаев с трудом понимая о чем идет речь. И тем не менее, эту трогательную верность своей далекой родине стоит отметить с симпатией - немногие готовы рискнуть личным положением ради труднодоступных их пониманию вещей. Но и здесь речь шла о личном отношении: королева не могла отказать матери, поддерживающей с ней самую тесную переписку до конца жизни, а после и брату-императору, сделавшему для нее так много (его письма были по-настоящему родственными, а визит в Париж позволил супругам установить более-менее нормальные отношения). К тому же, долгие годы пост посланника империи занимал человек, которому она доверяла в полной мере и который служил ей советником и помощником среди интриг французского двора.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Брак с дофином, ставшим позже королем Людовиком XVI был крайне неудачным. Замкнутый и зажатый, Луи страдал от мужского бессилия, вызваного как физическими, так и моральными причинами. Не хочется ворошить грязное белье, но представьте себе молодую девушку, в течении долгих лет вынужденную ожидать фактического подтверждения брака - и это при том, что вопрос имел международный характер и обсуждался на всех уровнях. Ее муж, по всей видимости, обладал крайне слабым темпераментом - даже после того как их половая жизнь наладилась и у королевы появились дети. Если говорить прямо - король попросту не умел заниматься сексом и не хотел (не любил) учиться. Нельзя не восхититься выдержкой, с которой М-А переносила эти мучительные моменты. Разумеется, и тогда и сейчас, многие обвиняли ее в том, что король не мог расслабиться - судя по всему, М-А первоначально, как ее и воспитывали, приняла пассивную роль, что никак не облегчало положение ее мужа. После она с легкостью отказывалась от радостей семейного секса, мотивируя это нежеланием заводить новых детей. Короче говоря, интимная жизнь М-А была крайне неудачной - тем более удивительно как ее удалось сохранить достоинство в абсолютно развращающей атмосфере французского двора. Пожалуй за это ее ненавидели еще больше.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Штрихи к портрету Великой французской революции

Штрихи к портрету Великой французской революции

А почему же ее не любили? По разному. Народ, массы, попросту ничего не знал о королеве - сначала ее, как и все новое, приветствовали, потом, получая информацию лишь из памфлетов и карикатур, исходящих из высшего света, отношение изменилось. Самой же М-А не приходило в голову сделать что-либо для собственного имиджа - да и не могло прийти, ведь она была замужем за королем, а это его дело. Королева могла купить у оборванной крестьянки одного из детей, чтобы воспитывать его при дворе, могла щедро одаривать друзей и слуг, но это были капли в репутационном море. В итоге общество воспринимало ее как оторванную от народа транжиру (что было, отчасти, правдой) и сознательно вредящую Франции через управляемого короля (что правдой совсем не было). Высший свет, двор, не любил королеву по нескольким причинам. Во-первых, по месту работы - в те времена, еще до всякой революции, аристократия королевства вела с абсолютизмом борьбу не на жизнь, а насмерть. Парижские и другие парламенты, устно и письменно, словом и делом, воевали с "королевской тиранией", что было сил. В этой войне король и королева были одиноки, ведь даже ближайшие родственники фрондили как могли. Во-вторых, на личном уровне, М-А была, в сущности, человеком крайне простодушным и с трудом воспринимала этикет французского двора, с его тысячей условностей и дурацких анахронизмов. Всю свою придворную жизнь она убегала от этикета, игнорируя двор и создавая себе круг близких друзей. Там она могла носить псевдокрестьянское (т.е. простое и удобное) платье, играть в собственном театре (любую роль, кроме королевы) и быть самой собой - т.е. обычной женщиной, без стремления к власти. И за это ее тоже ненавидели.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Штрихи к портрету Великой французской революции

Штрихи к портрету Великой французской революции

Конечно, все было не так просто. Королева, остро ощущавшая свою изоляцию во враждебной среде и без нормальной семейной жизни, компенсировала (сублимировала) как могла. Наряды, отделка комнат, "показательная ферма", в которой она могла играть пастушку - все это требовало денег. Нужно сказать, что и при жизни и после смерти, на М-А навешали много лишнего, придав ее тратам невообразимо гротескный характер. Выходило так, что она одна потратила весь французский бюджет за десятки лет, благодаря чему и получила насмешливое прозвище "Мадам Дефицит" (история его появления весьма проста: была вывешена рамка, без еще готовящегося портрера королевы - какой-то остроумник съязвил, использовав новое и популярное слово).
Траты были велики, хотя во многих случаях речь шла не о личных запросах королевы, а о банальном воровстве среди двора. Но на своих подруг (и их мужей) она действительно могла потратить большие суммы, раздавая доходные должности, титулы и просто подарки. Печальная история человека, чьим доверием пользовались с таким бесстыдством.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Королеву предупреждали ее австрийские родственники, за годы до случившегося они предрекали и революцию и возможные последствия. М-А, прилежная дочь, покорно выслушивала и продолжала прежний образ жизни, вздыхая периодически с вопросом: "за что они (французы) меня так ненавидят?" Характерной для общественного мнения была история с ожерельем, случившаяся в первой половине 80-х гг. Дело, вкратце, обстояло так: некая авантюристка и любовница находящегося в давней немилости у М-А аристократа провела чудную аферу. Выступив перед ним от имени королевы, она уговорила его стать тайным посредником между последней и ювелирами, взяв в кредит драгоценностей на сумму в сотни тысяч ливров. Было устроено "свидание", причем королеву изображала некая дама в маске. Поверив, этот человек сыграл свою роль, а в качестве подтверждения служили подделанные его любовницей записки от М-А. Когда все вскрылось разгорелся скандал и репутация М-А была разрушена окончательно, хотя она и являлась в этом деле пострадавшей.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Вопрос о том изменяла ли она королю носит условный характер. Если понимать под этим чисто физическую измену, то ответ будет отрицательным. Но она не любила короля и это тоже правда. В ее жизни было сильное чувство к шведскому графу Ферзену, переписку и общение (платоническое) с которым она поддерживала практически до конца. Для остальных, разумеется, все было очевидно: развращенное общество, не находящее в себе морального стержня, не видело его и в королеве. Ей приписывалось все что можно, дружба истолковывалась в противоестественном смысле (М-А называли лесбиянкой), пасквиль следовал за пасквилем, а кончилось все отвратительным обвинением в инцесте, уже на "революционном процессе". Все это слишком мерзко, чтобы обсуждать и достаточно выпукло характеризует ту мерзость, которая присвоила себе право говорить от имени французской нации в начале 90-х гг.
Другая сторона медали была в том, что хотя  М-А не произносила слов о пирожных, вместо хлеба, ее подданные были голодны, чего она не знала и не хотела знать. Напомню, что она никогда не желала быть большим нежели супругой короля.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Романтическая картина - французские женщины, ворвавшиеся во дворец и М-А. Нетрудно представить себе то, как это выглядело на самом деле.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Величайшим заблуждением считать М-А злым гением короля Луи. Истина заключается в том, что она никогда не оказывала ни малейшего влияния на внешнюю и внутреннюю политику королевства. Ее попытки защищать интересы империи (и ее союза с королевством) были слишком личными и "бессистемными". Говоря проще - королеву обводили вокруг пальца обещанием сделать "как нужно" и вести прежнюю политику. Ни в одном из спорных австро-французских вопросов ей не удалось хоть как-то продавить австрийские интересы "в ущерб" французским - да она и не представляла этого в подобной плоскости. Людовика могли нервировать ее слезы и сцены, но это не оказывало влияние на его министров. Общество, как мы уже знаем, считало иначе, приписывая ей все плохое, что происходило во Франции.
Роль М-А возросла со времен взятия Бастилии. Король совсем потерял волю, так что королеве пришлось принять на себе некоторые функции. Но и тут дело носило более личный характер - она активно переписывалась с соседними монархами, которые (что полностью разрушает миф о коварных абсолютистских королевствах, рвавшихся на войну со свободой и равенством) советовали ей оставаться в стране и надеяться на реформы и успокоение нации. Позднее М-А приписывали желание привести в страну интервентов, но это обвинение абсолютно беспочвенно - речь шла именно о спасении и трудно обвинять ее в таком желании после всех отвратительных сцен начиная с лета 1789 г. И вновь нужно отметить, что королева держалась крайне мужественно, в отличие от окружавших ее.
Дальнейшая судьба известна: провал попытки к бегству, домашний арест, превратившийся в просто арест. Отвратительный процесс, просто образчик для всех массовых диктатур - и казнь в 37 лет. Свергать своих королей и королев - нормально, не все браки заканчиваются хорошо, бывают и разводы. Но убивать их после свержения - это ужасное преступление, ошибка за которую платят большой кровью. У любого беспристрастного человека должна найтись хотя бы капля жалости по отношению к несчастной Марии-Антуанетте, королеве Франции.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Пожалуй мое любимое изображение М-А.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Штрихи к портрету Великой французской революции

Подарок для понифилов. Маленька М-А, смайл.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Позднейшее изображение, тоже очень милое.
Штрихи к портрету Великой французской революции

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Техника «камеры-обскуры» Абелардо Морелла привела его от фотографирования собственной гостиной до интерьеров по всему миру. «Что мне нравится в создании этой фотогалереи, так это то, что я вижу странное и в то же время естественное сочетание ...
Российская фигуристка Евгения Медведева Шиккардос девочка Новая звездочка на небосклоне России. БРАВО. Умница, поздравляю! Липницкая дура и идиотка, такого тренера, как Туберидзе, лишилась Буду долго смеяться, если завтра и у неё мельдоний обнаружат... А так - пока с ...
Фрагмент диалога директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и бывшего главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова в рамках проекта «Открытая библиотека. Диалоги». Полностью всю беседу можно прочесть на сайте "Медузы" . Михаил Пиотровский : Очень правильно изменить язык. Уже ...
Оригинал взят у коллеги imp_navigator в РПГ-32 у боевиков "Аль-Каеды" в Йемене Честно говоря, не ожидал что первое известное боевое применение РПГ-32 будет в Йемене. На кадрах боевиков йеменской Ансар аш-Шариа (Аль-Каеды на Арабском полуострове), что воюют против хусито ...
...