Школа

топ 100 блогов firecutter01.09.2011 Я не знал, что Дерек Принс — это такая величина, что и подойти страшно. Поэтому приношу свои извинения тем, кому моя «деталировка» (по меткому выражению Школа [info]prosto_az показалась кощунственной. Несколько лет общения с людьми, посещающими все протестантские конференции всех деноминаций на Северо-Западе, приучили меня относиться скептически к христианским авторитетам и их идеям. И мне всегда немного жаль людей, защищающих «честь» Принса, Грэма, а то Проханова или Кальвина от «нападок» каких-нибудь непросвещённых критиканов, подобных мне. Друзья мои, если я неправ (что вполне может быть), их честь не пострадает. Хотя я обычно имею представление о предмете, о котором говорю. А если прав (что тоже не исключено) — то к чему им такая честь? А тем более их последователям.

Да, на земле нет авторитетов. И поэтому я не ставлю своей задачей их развенчивать. Большей частью мне самому приходится отбиваться, когда кто-нибудь из добрых братьев решает вылечить меня методами некоего христианского гуру. Вот тогда мне приходится знакомиться с этим гуру поближе и параллельно объяснять доброй душе, что диагноз по юзерпику и лечение PDF-файлом это чистой воды шаманизм. Правда, ещё ни разу объяснить не удалось. Но тут ситуация патовая, они ведь считают, что это я идиот, не понимающий своего счастья (или несчастья).

Я не ставлю знак равенства между харизматией и магизмом. Магизм — явление внеконфессиональное, ему в той или иной степени подвержены все . Если ты сталкиваешься с чем-то, что сильнее и выше тебя, первое желание — договориться. А как договориться с предметом духовным, не имеющим даже лица, в которое посмотреть честными глазами? Поэтому придумываются разного рода вспомогательные приспособления и действия. Надо ж как-то объяснить этой силе, что я от неё хочу, а чего не хочу. И поторговаться при случае. А если кто-то смог договориться, то пусть даст списочек с договора.

Живы у нас и суеверия. Но наши суеверия — второго порядка, они уходят корнями не в народные традиции, а прямиком в стихи из Библии. Когда я ещё обитал на сервисе «Мэйл.ру», я там нашёл одного брата из нашей церкви, благовестника. По жизни у нас хорошие отношения, но общаемся мы очень мало — живём далеко, работаем в разных местах по разным графикам, в общем, даже в церкви толком не встретиться и не поговорить. Ну, думаю, хоть посредством интернета пообщаемся. Однако на предложение о дружбе пришёл ответ: «А почему у тебя, брате, волк на аватаре?» Ну, у него самого, естественно, крест. А почему волк у меня? Да нравятся мне эти животные. В детстве книжки про них читал. Собака была, на волка похожая. И вот попалась в интернете картина с волком, очень красивая, я из неё себе юзерпик состряпал, по-моему симпатичный. Я ещё хотел кенгуру, но кенгуру такого красивого не нашёл. В общем, примерно так я ему и объяснил. В ответ я получил отказ от дружбы и объяснение: в Библии волк — нехорошее животное. И куча стихов, естественно...

Вот так вот, в юзерпике мы видим библейский символ. Ну ладно, символ символом, но ты ведь знаешь меня лично! Однако же юзерпик перечеркнул всё. Я хотел ему сообщить, что аватар вообще понятие из совершенно чуждой нам языческой религии, но решил не вводить человека в когнитивный диссонанс.

Помню ещё случай, рассказанный мне благословенной сестрой, служившей странноприимницей, благо живёт одна в большой квартире в пяти минутах ходьбы от метро. Христиане, приезжавшие из-за границы по церковным делам, останавливались у неё. Однажды с ней договорилась молодая христианка из Штатов. Сестра объяснила ей, как доехать от аэропорта, и села ждать у окошка. Прошло полдня — нет американки. Сестра звонит туда-сюда — никто не слышал ничего. Та наконец заявляется к вечеру. И объясняет, что вышла в метро не из того выхода и три часа блуждала, пока нашла нужный дом. А спрашивать в Москве у метро — дело бесполезное. Ну и, понятно, ни карты с собой, ни мобильника.
— И тут я смотрю, — говорит сестра, — да она в брюках! Ба! Да что ж ты хотела, дорогая? Вот сатана тебя и водил вокруг трёх сосен!

Та же сестра по поводу аварии с Волошиным:
— Они приносили последнего ребёнка на благословение, и его жена на молитве без платка стояла. Служительница! Так что неудивительно!

Я, грешным делом, думал, такой род мракобесия жив только у наших дремучих баптистов, а всякие пятидесятники-харизматы, как люди прогрессивные, от него свободны.

И тут меня одаривают преподобным Принсом...

Сила человеческих слов мне известна. Бывало — меня ранили. Бывало — я ранил. Жестоко и больно. Камни в почках перед некоторыми словами — фигня. Я не знаю, есть ли в этом какая-то мистика, или эта боль объясняется какими-то естественнонаучными причинами. Да и не суть. Суть — держи язык за зубами. А если хочешь что-то сказать — говори доброе. В любом случае. Цитаты из Библии позвольте не приводить, вы их сами знаете.

Выворачивать наизнанку фразу «незаслуженное проклятие не сбудется» мне бы в голову не пришло. То есть, по Принсу, если сбылось — значит заслужил.

Выходит, его жена, позавидовавшая в ранней юности ногам подруги и проклявшая свои, это проклятие заслужила. Тут я не знаю. Во всяком случае зависть — гниль для костей, это определённо. Даже без проклятий. Ну а если уж с проклятием, то и вовсе держись. Хотя тоже ж надо додуматься — проклясть. Это какая пафосная ненависть должна быть! И, в принципе, у этого случая есть определённая мораль. Господь хотел человека научить не быть завистливым и скорым на язык. Ну, тридцать лет наказания, это, конечно, большой срок, но иной человеческой натуре и побольше требуется, так что — жёстко, но справедливо. Это я понять могу.

Даже оставлю в сторону этот бесконечный упор на успех, достижение, благосостояние и самореализацию. В конце концов, идиотов, подобных мне, считающих, что успех это не карьера, не деньги и не регулярный секс, на свете очень мало, и книга сия явно не для них.

Но что не уместилось у меня в голове — это эпизод с драконами. Может быть он бы и не стал умещаться, если б автор сам подробно его не расписал. Мне придётся процитировать его целиком.

«В 1904 году мой дедушка по материнской линии командовал Британским экспедиционным корпусом, посланным для подавления восстания в Китае. Он вернулся оттуда с различными образцами китайского искусства, что впоследствии стало семейным наследством. В 1970 году, после смерти моей матери, некоторая часть этого перешла по наследству ко мне.
Одной из наиболее интересных вещей был набор четырех, искусно вышитых драконов, которые обрели пристанище на стенах в нашей гостиной комнате. Сочетание цветов, пурпурного и алого, указывало на типично восточный характер работы. У каждого дракона было по пять когтей на каждой ноге, что указывало, как говорили эксперты, на их "императорский" ранг. Дедушка был очень близок мне, и эти драконы напоминали мне о моем детстве, о годах, проведенных в дедушкином доме.
Примерно в то же время я начал ощущать странное чувство, как будто что-то мешает успеху моего служения, причины чего я не мог определить или распознать. Это выражалось в различных случаях неудач, не имеющих взаимных связей, но что было явно направлено против меня. Я вдруг ощущал странные барьеры в общении с близкими мне людьми, чего никогда не происходило ранее. Другие же люди, на кого я полагался, не оправдывали доверия. Из-за долгих юридических проволочек я никак не мог получить недвижимость, перешедшую ко мне по наследству от моей матери.
Я вошел в пост с целью интенсивной и направленной молитвы. И вскоре я начал замечать изменения в моем отношении к этим драконам. Время от времени, смотря на них, я начал задаваться вопросом: "Кого олицетворяет дракон в Библии?" В ответе не было сомнения: сатану (Откровение 12:1-12).
За этим вопросом следовал другой: "Подобает ли мне, служителю Христа, выставлять в своем доме объекты, которые олицетворяют самого большого врага Иисуса, сатану?" Снова ответ был ясен: нет! После некоторой внутренней борьбы я наконец избавился от драконов. Я сделал это просто, как акт послушания, без каких-либо скрытых мотивов.
В это время я был библейским учителем, проповедуя по всем Соединенным Штатам различным группам христиан и обращаясь к Церкви в целом. Мой доход, который составляли главным образом гонорары за издания, был достаточным для покрытия главных нужд моей семьи.

Вскоре после того, как я избавился от драконов, мое финансовое положение резко изменилось в лучшую сторону. Без какого-либо планирования с моей стороны, или без каких-либо значительных перемен в моем служении, мой доход более чем удвоился. Мое долгожданное наследство так же было получено мною.
Я начал вопрошать: есть ли какой-либо неоткрытый принцип, связующий это неожиданное улучшение моего финансового положения с исцелением девочки со сломанной ногой? В случае с девочкой, проклятие над семьей было невидимым барьером, препятствующим исцелению; когда барьер был убран, пришло исцеление. Так же и в моем случае существовал, вероятно, какой-то барьер не для физического исцеления, но для финансового процветания, что являлось важным элементом в Божьем плане для моей жизни.
Чем больше я задавался этим вопросом, тем больше я ощущал уверенность в том, что эти вышитые драконы внесли проклятие в мой дом. Избавившись от них, я освободился от проклятия и открыл путь благословению, которое Бог запланировал для меня.
Эти перемены дали мне возможность купить дом, которому суждено было сыграть важную роль в существенном расширении моего служения. Девять лет спустя я продал этот дом более, чем в три раза дороже того, что было уплачено мною за него вначале! Эти деньги пришли в точности в то самое время, когда Бог побуждал меня сделать новое финансовое вложение.
Этот случай с драконами ввел меня в новое понимание отрывка Второзакония 7:25-26, где Моисей предупреждал Израиль об опасности общения с народами, поклоняющимися идолам в Ханаане: Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое.
Мои вышитые драконы не были вырезаны из дерева, но они ясно являлись образами лжебогов, которым в древности на протяжении тысячелетий поклонялись в Китае. Внеся их в свой дом, я бессознательно навел проклятие на себя и свою семью. Как я был благодарен Святому Духу, что Он открыл мне глаза на то, что было поставлено на карту!»


В данном случае речь идёт о проклятии не словом, а, так сказать, делом. Чем заслужил Принс своих драконов — Бог знает. Но мораль у сей сказки уже имеет два конца. Первый — тот, о котором пишет сам автор: идолы — мерзость. Это очевидно. Как очевидно и то, что многие вещи становятся нашими идолами незаметно. И уж служителю ли этого не знать.

Но второй конец не менее очевиден. Всё, что приобрёл человек в результате — знания по китайскому драконоведению. Почему? Потому что никакие драконы никоим образом не могут являться идолами для христианского служителя. Вообще вещи не могут иметь над нами власти, пока мы сами им не придадим смысл. Если это память о дедушке — это память о дедушке. И каким образом над христианским служителем может иметь власть предмет, олицетворяющий кумира (даже не сам кумир), которому поклонялись в далёкой стране много лет назад — непонятно. Особенно, если сам служитель в этих кумирах ни в зуб ногой. Для чего же Господь допустил такое проклятие? Какой урок должен был вынести из него служитель? Я вижу только один: Господу было угодно, чтобы Дерек Принс научился классифицировать китайские изображения драконов и согласно классификации выбрасывать их из дома.

Узнаёте сатану, водившего три часа вокруг дома женщину в брюках? Магизм чистой воды.

Конечно, каждый христианин способен под свою заморочку приспособить соответствующую строку из Библии, и Принс это делает так же изящно, как и другие. Но смысл сказанного остаётся таким же, каким и был.

Мне вспомнилось одно критическое произведение какого-то нашего протестантского автора о «Гарри Поттере». Дескать, книга бесовская, потому что там описаны рецепты реальных магических снадобий. И не у кого мне было спросить: откуда ты, дорогой критик, так хорошо осведомлён о зельях? Теперь я понимаю — автор той критики ученик Принса, изучающий практическую магию ради того, чтоб знать, какие зелья нельзя приготовлять у себя на кухне даже случайно. Потому что некоторые химические составы неугодны Богу, сотворившему химию.

Опять же, мне трудно судить о том, что там было у него на самом деле, но по факту написанного он таки принёс жертву этим драконам. Он принёс им жертву, признав их предметами, достойными поклонения, имеющими власть над ним, христианским служителем. Он сделал их заклятыми (ибо до того момента они были лишь памятью о дедушке, и не более) и, испугашись этого заклятия, избавился от них.

Лучше об этом сказал Ап.Павел в Кол. 2:20-22: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому?»

К чему я веду весь этот разговор? К тому, что многие вещи в мире зависят от нашего отношения к ним, от смысла, каким мы их наделяем. И на течение нашей жизни влияет именно это, и именно это является для нас проклятием или благословением. Выискивать в собственном окружении ветхозаветные запреты ничуть не более благородно, чем прислушиваться, не каркает ли где поблизости ворона. Это моё мнение.

Христиане, даже суперподвижнические, каким наверняка является Дерек Принс (чего только стоят свидетельства, которые он приводит в каждой главе: «У меня случилось несчастье, но я купил(а) кассету с уроком Дерека Принса, прослушал, и пелена спала с глаз, разрушились все проклятия, я снова стал здоров, успешен и богат»), остаются прежде всего слабыми людьми. Собственно, поэтому мы и имеем необходимость молитвы, даже имея Библию, как руководство, идём по жизни фактически вслепую. Это только те, кто начитаются таких книг и наслушаются кассет, мнят себя видящими ясно. Ап.Павел же этой литературы не застал, поэтому даже побывав на третьем небе и услышав слова неизреченные (хотя из текста послания этого не следует, но традиция утверждает, что Павел говорит о себе), всё равно видел «через тусклое стекло». Да и сам такой учитель, как Принс годы и десятилетия добивается своих откровений, продирается к ним сквозь догадки и сомнения (что опять же проиллюстрировано в эпизоде с драконами). Но тут приходят последователи и щёлкают эти откровения, как орешки.

Это была такая большая преамбула. Теперь перейду собственно к сути.

В этом году Настя идёт в выпускной класс. Как всегда последние дни августа посвящены поискам учебников. Посещение магазинов вызывает самые скорбные чувства. Во-первых, учебные программы теперь не стандартизированы, и на один и тот же курс могут быть разные учебники разных авторов. Иди ищи своего, другой не подойдёт. Лишняя морока для родителей. А во-вторых, отделы учебной литературы завалены изданиями под названиями типа «Сто готовых сочинений на тему...», «Ответы и решения...» «Ответы на тесты...» Магазин готовых ответов. Сама наша нынешняя система обучения с ЕГЭ направлена на то, чтоб ученик знал ответ. Грубо говоря, она просто натаскивает учеников на определённого рода тесты. А это уже страшно...

В общем-то это началось ещё в наше время (да наверное и всегда было). Результат учёбы в школе — положительная оценка для возможности поступления в институт. Помню, как в институте наша математичка первый месяц диктовала нам не наш курс, а повторение школьного. Это была её инициатива. Она знала цену многих знаний, полученных в школе.

Я тоже знаю эту цену. Недаром существует заблуждение, что отличники — это непременно лузеры, способные только лишь запоминать, как попугаи, а троечники — это такие творческие люди, умеющие думать. У меня есть такой знакомый отличник, голова которого набита знаниями под завязку, и он до сих пор может процитировать наизусть учебник физики, но при этом не понимает принципа действия выключателя люстры в квартире. Поэтому выключатели по мере выхода из строя меняет его жена. Впрочем, она тоже не была троечницей.

Учиться можно по-разному. Можно ради оценки и чтоб мама не ругала, а можно для того, что потом в жизни пригодится. Никогда не знаешь, что будет дальше. Мне вот казалось, я всю жизнь буду в деревне быкам хвосты крутить, а оказалось, что через 20 лет совершенно неожиданно пригодился такой предмет, как черчение. Да не то, чтобы пригодился — буквально выручил! Я вот думаю, куда бы астрономию приспособить, пока окончательно не забыл, как планеты называются...

Пособие под названием «Сто сочинений» поможет получить оценку. Но оно не научит сочинять. «Готовые решения к задачнику по физике» не научат решать задачи. Максимум, чему могут научить эти пособия — умению примеривать шаблоны. Грубо говоря, какой ответник к какому задачнику подходит. Нет-нет, да и слышны голоса преподавателей: современная школа даёт ученикам много знаний, но отучает думать. И этому фактически вторят наши программы развития образования на будущее: раньше школа воспитывала творцов, которые не знали, куда себя приткнуть, а теперь мы будем воспитывать потребителей, умеющих ориентироваться в мире.

Когда у тебя есть готовые ответы на все вопросы, ты чувствуешь себя совсем по-другому. Ты понимаешь, что много можешь сделать, не прилагая усилий. Достаточно лишь протянуть руку и открыть нужную страницу. С одной стороны это, конечно, прогресс. Не нужно учиться пользоваться логарифмической линейкой и таблицами Брадиса, умножать и делить в столбик, когда есть калькулятор. Пока инженер предыдущего поколения перемножит два логарифма, современный пятиклассник успеет ещё и мультик посмотреть. Но есть в этом и соблазн. С готовыми решениями на все случаи жизни ты становишься успешным и могущественным. Другим-то надо напрягаться, думать, решать, а у тебя уже всё готово. «И будете, как боги, знающие добро и зло».

Я не против прогресса. Я о том, что прогресс при всех своих достижениях и удобствах имеет то же свойство, что и пресловутое древо. И халявы сейчас, как и тогда, в Эдеме, не бывает. За прогресс мы расплачиваемся разрушающимися вековыми институтами семьи, воспитания, расплачиваемся культурой, здоровьем, экологией. К сожалению это неизбежный процесс, и именно он и приведёт нас к Апокалипсису.

Но что самое неприятное, этот процесс затрагивает и значительную часть христиан. Впрочем, здесь я тоже могу только посетовать, потому что движение вспять, увы, невозможно.

Ученичество в христианстве тоже может быть разным. И в последнее время я всё больше вижу в церквах школы с ЕГЭ, воспитывающие потребителей. У нас есть благодать — мы должны ею эффективно воспользоваться. А как? А вот вам учебники. Вот откровения пастора такого-то: как победить сатану за десять шагов. Вот преподобный такой-то учит нас распознавать проклятия и разрушать их определёнными наборами слов. Вот в этом классе нас на наглядных пособиях учат распознавать духов. Приходите к нам в церковь, у нас есть хорошие учебные программы, и вы станете специалистами уже через год, и сможете открывать церкви в любой деревне, изгонять любых духов и разрушать любые проклятия. Ну а если не сможете (вдруг у вас дара нет), вот вам за небольшую сумму кассеты с лекциями пастора такого-то, которые всё сделают за вас.

Не говорите мне, что я утрирую и сгущаю краски, я сам проходил шестимесячные курсы каятелей, а есть у меня друг, который вообще практические все подобные заведения Лен. Области оканчивал и даже кучу корочек имеет. «Я миссионер, дипломированный основатель церквей!» Предъявляет их дэпээсникам, когда они его останавливают за нарушения правил. Государевы люди к коркам с уважением относятся, прокатывает. И кто бы знал, сколько таких миссионеров у нас! Где только эти церкви?

Мне никак не удаётся объяснить этим «учителям» и «ученикам», что обучение — это не школа и парта. Перемена, на которой ты выясняешь отношения с одноклассниками — это тоже обучение, причём более серьёзное, потому что тут уже ты не на оценку учишься, а на дружбу-вражду. На реальный интерес. И книга, учебный курс, могут многое рассказать, объяснить, разжевать на примерах, но научиться ты можешь только, когда сам всё это прорешаешь, закрыв книгу. Разговор в трамвае — тоже обучение, тоже опыт. Голоса родителей из-за стены (что они там делают, ругаются или что ещё?) тоже учат, хоть и не разобрать слов.

Роль школы — научить думать. И она учит этому в любом случае, даже если только натаскивает на ЕГЭ. В этом случае она учит, что думать — непродуктивно и неэффективно, нужно пользоваться готовым шаблоном, а если его нет обратиться к специалисту. И наши церкви, учащие нас тем или иным доктринам, учат нас пользоваться шаблонами, которые сделали первопроходцы и подвижники начиная Лютером и кончая Принсом.

«Спасение — не по делам, а по благодати!» — говорят нам с кафедры, — «не претыкайтесь, не занимайтесь делами, Лютер уже пятьсот лет, как всё доказал, наше дело идти дальше!»

Шаблонное ученичество рождает парадигму — эволюционирующее христианство. Вроде бы как до Лютера о спасительной благодати никто не знал, но начиная с Лютера христианство встало на новую ступень, и последующие поколения должны стартовать уже с неё. Хотя, согласитесь, странно, что за полторы тысячи лет христианства никому до Лютера не пришло в голову задуматься о благодати. Да пришло, естественно. Но Лютер для нас — знаковая фигура. Типа, мы пойдём дальше и сделаем ещё более великое открытие. И мы пытаемся строить своё здание уже на нём или на Кальвине, совершенно забывая, что они не шаблоны для нас вырезали, они жили жизнь, и Господь вёл каждого к осознанию Истины годами и десятилетиями. Они не зазубрили свою благодать, они РОДИЛИ её в муках.

Вызубренная же благодать не имеет ценности. Как понять цену благодати, если под законом никогда не был. Грешил без закона, а потом к тебе пришёл учитель и сказал: «Ты сободен!» От чего? Я и так был свободен!

Это я задал вопрос «от чего?» А знаю людей, которые его не задавали. Свободен, значит свободен, делаю, что хочу. Или ещё вариант — человек ищет своё рабство задним числом. И потом ездит по церквам и рассказывает с кафедр: «Я занимался разными нехорошими делами и зависел от этого.» (Фразу привожу дословно!) Да я сам в себе ещё пытаюсь что-то задним числом найти, от какого же груза греха освободил меня Господь? Только моя христианская жизнь упорно не желает влезать в сборник ответов на задачи...

Нельзя сомневаться, нельзя ошибаться, нельзя грустить, нельзя, нельзя, нельзя — слышно со всех сторон. Ты должен наступать на василиска, ты должен побеждать сатану, ты должен быть радостен, ты должен, ты должен, ты должен — звучит эхом. Шаг вправо — шаг влево — и ты в аду, шепчет голосок изнутри. Куда податься человеку, окружённому шаблонами?

А ты вот прочитай книгу такого-то пастора, она наставит тебя на путь истинный!

Ну я прочитал. Книга — откровенная чушь. «Как ты смеешь?» — сказали мне. А чего сметь? Я просто подумал над прочитанным и пришёл к такому выводу.

Думать — низзяяяя! Он же пастор, он светило, он знаешь скольких людей освободил и скольких научил! А ты — моська! Молчать!

Однажды я написал про своего Ваньку. Про жизнь родителя ребёнка-инвалида, про горести, радости и уроки, которые я извлекаю из общения с собственным ребёнком. Это моя жизнь. Может быть, поэтому я понимаю то, о чём говорит Борис Зудерманн и не заморачиваюсь содержанием книги «Хижина». Я познаю́ Бога. Он меня проводит через это. Я читал книгу Иова, пытался примерять к ней чужие шаблоны, но вот я окунулся в неё сам и кое-что понял. Не всё, конечно, процесс продолжается. Я написал об этом. Возможно, мой опыт кому-то пригодится для того, чтобы не впадать в окончательное отчаяние. Просто чтоб имел человек надежду, что Господь не оставит. А не чтобы произносил те слова, которые я говорил Богу, когда бродил ночью в поле.

Однако нашлась добрая душа, которая тут же среагировала по определённому шаблону. «Иди в харизматическую церковь, пусть там помолятся, и проклятие с твоего ребёнка будет снято!» Я вежливо поблагодарил. Мне кажется, не суть важно, какая церковь молится о ребёнке, харизматическая или баптистская (хотя знаю людей, убеждённых, что Господь слушает только харизматов) и не суть, какие слова при этом произносятся. Кроме того, я почти уверен, что я немного лучше знаю причины такого положения дел, чем брат, который только что о них узнал. Но он обиделся и расфрендил меня. А потом у себя написал (я-то его не расфрендил, мне не на что обижаться, я верю, что он доброго для меня хочет), что вот некоторые мнят себя Авраамами, лично получающими откровения от Бога и не желают воспользоваться откровениями других. Что мне на это сказать? Я о себе, как о некоем новом Аврааме, не думал. Но сравнение для меня лестно. Авраам поверил Богу. Я тоже Богу поверил, а не чужому пастору, пишущему книги. Я не захотел стать шаблоном.

Мало того, я ведь и объяснить ничего толком не могу. Я не получил готового ответа от Господа на свои вопросы. Я могу сравнить это с выходом на некое поле со множеством дорог, на каждой из которых меня ждут новые вопросы. Всё, что я могу сказать другому человеку, пожелающему вопросить что-то у Господа — не бойся спрашивать и будь готов к любому ответу. Я понял, что путь за Господом реально узок и извилист, и ворота совершенно точно тесны, и найти их — это труд. И когда будут говорить «вот там» или «вот здесь» — это тоже ничего не значит. Узкие врата — для одного меня. У другого будет своя узость врат. Только, чтоб самому пройти. Толпа не пробежит. Даже если при этом она будет скандировать молитвы Дерека Принса.

И я остановился в изумлении.

Я когда-то писал, что христианство начинается с сомнения. Мне кажется, оно и продолжается сомнениями. Но не теми, от которых предостерегал Христос. В Нём я не сомневаюсь. А вот во многих Его последователях — сомневаюсь. Я сомневаюсь, что реально смогу проскочить в какие-нибудь из их тесных врат, или что их опыт позволит мне расширить свои, чтоб пролезть с минимальными потерями. Да что я, в конце концов, могу потерять? Что у меня есть такого своего, чтобы просунуть туда с собой? Или вы всерьёз думаете, что Господь, когда я к Нему приду, отправит меня в ад за то, что я усомнился в словах Дерека Принса, Билли Грэма или Жана Кальвина?

Для чего мне эту свою бестолковую жизнь проживать? Неужто для того, чтоб узнать формулу счастья, открытую иноземным учителем? А может быть, жизнь действительно продолжится за порогом физической смерти, и там мне эти заклинания не будут нужны, потому что я буду в Его присутствии? От болезней будут листья, чтобы я лечился, не отвлекаясь на всякую ерунду. От чего не отвлекаясь? От размахивания пальмовыми веточками и кричания "Осанна?" А с чего тогда недомогание-то будет? Недомогание - оно только от труда может быть. Я буду Там что-то делать, над чем-то трудиться. И здесь я прохожу жизнь и приобретаю совершенно бесполезные в цивилизации качества (ну, допустим, к чему в обыденности можно приспособить целомудрие?) для того, чтоб их применять там. Вот, что пролезет в любые узкие врата: любовь, честность, чистота...

Как вам такая притча? О школе. Зачем мы учимся в ней? Что приобретаем? Для чего оно пригодится нам? Почему оно бесполезно здесь? И что из полезного здесь придёт туда и там пригодится?

Это полная чушь, что Библия даёт готовые ответы на все случаи жизни. Это шаблонные учителя придумали. Не даёт Библия ответов. Библия заставляет думать. Задавать вопросы Учителю. Слушать Его ответы. Разорвать Библию на цитаты и сыпать ими по случаю или без случая каждому встречному и поперечному — не христианство, а неадекватность. Хотите пример — зайдите на любой христианский форум. Да просто почитайте некоторые комменты под статьёй Бориса Зудерманна (и статью прочтите, кстати), и вы получите представление о «трёхмесячных курсах молодого христианина», которые у многих растягиваются на всю жизнь.

Шаблонное эволюционное мышление видит в Библии цитатник на все случаи жизни. Главное — научиться каждому случаю подобрать соответствующую цитату. Становится страшновато при мысли, что если эти учителя правы, выходит, Христос умер за то, чтоб я смог правильно шаблоны подбирать...

Между тем нет шаблонов в Библии. Даже Сам Христос говорит притчами, образами. Не только потому что в человеческих языках нет адекватных слов, но и для того ещё, чтоб мы учились мыслить, учились творить свою мысль, свои слова, свои жизни. Мир мы не сотворим, и в нашем спасении Богу не поможем. Но любовь, которую ждёт от нас Господь, не картонный шаблон. Любовь надо творить, растить, воспитывать. Как? А это уже каждый проходит сам. Реальная учёба с каждым днём увеличивает количество неразрешённых вопросов. Тот, кто думает, что всё понял, просто ослеп и оглох.

Можно, конечно, впасть в этакое христианское детство и кричать «Аллилуия» а к Господу приходить только со словами «Папа, дай, ты же обещал!» Но всё равно так не получается. Люди, исповедающие такую веру рано или поздно (хотя обычно рано) сталкиваются с разочарованием. Хорошо если только в своей вере (можно обрести другую), но некоторые и в Боге. Потому что Он не желает укладываться в шаблон доброго Папочки. Другие всю жизнь проповедуют суд и кары и, подобно Ионе, горюют, что нечестивые города стоят на месте и не проваливаются под землю. Тоже когнитивный диссонанс — Господь не желает судить по нашим шаблонам. Он не будет подчиняться нам, даже если мы Ему покажем все любимые цитаты из Библии и произнесём все правильные молитвы. Потому что Он учит нас не ответам, а жизни. Мы не ЕГЭ по Библии сдаём. И Ап.Пётр у врат Рая не будет экзаменовать нас на знание точных цитат и не спросит, каким переводом мы пользовались и у каких учителей учились.

«Мы приняли силу Духа Святого!» «Через нас Сам Господь говорит!» Сила Духа святого состоит не в том, чтоб приложить собеседника цитатой, как умелым выстрелом. Сила Духа состоит, чтобы самого себя побеждать и распинать, свои страсти и мерзости. Только так мы можем воздействовать на окружающих — силой примера. Цитатствующие благовестники демонстрируют силу Бога парадоксальным способом: люди идут в церковь не благодаря их благовестию, а вопреки ему! Я очень хорошо знал человека, звавшего меня в церковь с ранней юности. И пошёл туда только тогда, когда понял, что деваться некуда. А вышел на покаяние тогда, когда было всё равно, что тот человек скажет. Дух Святой, оказывается, тоже не подчиняется нам. И когда не может подчинить себе нас — действует Сам. Камни заговорят — их услышат, да! Потому что они просто тупо лежат и не воображают себя воинами Христовыми, размахивающими кистенём Слова налево и направо.

К чему я всё это написал? Не знаю. Может быть для того, чтоб оправдаться перед теми, кто так любит Дерека Принса. Хотя вряд ли они это будут читать. Может быть, чтобы что-то объяснить самому себе и уложить в своей дурной голове, потому что слова иных христиан туда не укладываются, хоть тресни её об асфальт! Библия целиком уложилась, а цитаты из неё россыпью — нет! Парадокс!

А может быть просто лежу больной, делать нечего, вот и пишу, что голову взбредёт. Дочитавший до этой точки герой пусть решит сам...

Запись транслирована с http://firecutter.dreamwidth.org/151816.html. Там же можно и комментировать.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Как известно, в наше время почти все мегаполисы, особенно столичные, строят у себя деловые центры с кучей небоскрёбов. Только европейцы стремятся делать это подальше от исторического центра (Москва, Париж, Варшава), а вот в "Третьем мире" — обычно прямо в историческом центре, который ...
Вчера сходили на активно рекламируемый по 1-каналу фильм от режиссера Алексея Германа младшего "Воздух". Как и написал в заголовке "Кровь, грязь и дерьмо"...причём во всех смылсах этих слов. Два с лишним час редкостной, отборной киногадости. Досматривал из чистого упрямства. Хотя не ...
Каждый из нас живет в собственной системе контекстов. И для меня, как для подавляющего большинства знакомых мне одного примерно со мной интеллектуального (простите за такое нескромное определение) поля людей, главной и определяющей фразой в жизни является, конечно: «— Как кто ...
Но вот эти два огурчика под катом вселяют надежду:)  Я их видела обоих пару лет назад, не сказать где,  в крематории,   они стояли именно в такой позе, в темных  костюмах, прямо скажем, не столь веселые, но столь же бодрые. Я, проходя мимо,  поздоровалась, о ...
Совсем Москва опупела! Памятник Петру переносить?! Денег девать некуда? Восстановим тогда уж настоящую городскую достопримечательность: круглогодично открытый бассейн ...