семья

топ 100 блогов aridmoors08.08.2011 К вопросу о правах и положении женщины в японском обществе. Это - охрененно. jenna_kristiana, вы гений, честное слово. Ваша статья мне показала совершенно, фантастически офигенную вещь.



Еще раз вернусь к этой статье, ибо она прекрасна, и вот главное в ней: она описывает не только и не столько советскую женщину, сколько исторический портрет отношения полов в определенных социально-экономических условиях, нанося огромный удар по теориям "национальных особенностей и уникальных народных менталитетов".

Принято думать, что описанные в статье отношения - "совковый артефакт", порожденный "уродливым строем" или "русским национальным характером", однако думать так - большая ошибка. Сходные процессы происходили и происходят сейчас в Японии, которая к социализму всегда имела не больше отношения, чем Америка. Причины, кстати, в статье тоже описаны - такое случается, когда отсталая страна в силу внешних причин (в случае Японии это - воздействие внешних государств) силком "вгоняется в современность". Старая семья претерпевает тогда именно такие изменения.
Дальнейшее рассуждение о японской семье во многом опирается на статью, так что кто не прочитал, сначала ее читайте.

Недавно я наткнулась на образец японского искусства (точнее - аниме), которое в кои-то веки решило изобразить что-нибудь злободневное и на примере которого будет легче описать японские семейные отношения. Если вы хотите что-то узнать об отношениях женщин и мужчин в японском обществе, этот фильм - для вас. Мало того, что я лично никогда не видела ничего столь же полно и грамотно раскрывающего тему, так еще и само это аниме задумывалось, по-видимому, именно как освещающее половую дискриминацию в Японии.

Аниме называется "Usagi Drop" (в русском варианте - "брошенный кролик") и повествует о брошенной биологической матерью маленькой девочке, которую взял к себе жить родственник-седьмая-вода-на-киселе, одинокий тридцатилетний мужчина. В аниме тщательно описаны повседневные трудности, с которыми сталкивается этот мужчина на работе, в быту, в социуме, показывая, таким образом, общественные стереотипы в отношении семьи, экономическую реальность, с которой рядовой семье, а также неполной семье приходится сталкиваться в японском обществе, и саму структуру семьи и внутрисемейные отношения. Поражает именно точность деталей, характеров и типичных ситуаций. Человек, который хотел бы больше узнать о реалиях японской семейной жизни и который способен анализировать увиденное (т.е. которому, например, советский фильм может дать ценный материал для размышления на такие темы), безусловно, должен посмотреть это аниме.
[Дальше спойлеры. Кто хочет сначала посмотреть - можно это сделать, например, на ютубе с английскими субтитрами]

В первой серии показана в основном типичная жизнь "средней" современной японской семьи. Идеалы такой семьи, структура, предрассудки, отношения полов полностью соответствуют позднесоветской семье, до мелочей.
В настоящее время японская семья распалась до "нуклеарной" позднего советского типа: мама-папа-ребенок, старики отдельно, визиты в гости. Старики более "старшего" поколения часто сохраняют, как и советские старики (возраст 80-90), старые традиции - в Японии, например, это традиции жить в отдельном деревянном доме, выращивать в садике растения, определенные пищевые и гигиенические привычки. При этом само понятие "семья" все еще считается святым и самым важным, самым главным. Дети - святое, должны быть у каждой женщины, замуж и родить - "правильное женское счастье", та женщина, которая этого не делает, порицается обществом (так, молодая мать, которая бросила девочку, получает однозначно негативную оценку в устах родственников, причем независимо от причины, по которой она это сделала).

При этом, однако, работать для женщины - тоже естественно, причем мужчина не берет на себя семейные обязанности, т.е. у женщины возникает ситуация "работы на два фронта". Молодые женщины в фильме по большей части подчеркнуто эмансипированы (как, собственно, и в реальности). Частая фраза, произносимая женщинами в фильме - "да вы знаете, как тяжело я работала?! я на вас пахала, приносила себя в жертву!". Мужчина - главный герой изображен как беспомощное существо, которое, оказавшись один на один с ребенком, оказывается глупее этого ребенка по бытовой семейной части: он привык к холостяцкой удобной жизни, ему не знаком режим и т.д. Девочки, таким образом, оказываются с детства подготовленными к семейной жизни, мальчиков же готовят к "работе", "содержанию семьи", домашними обязанностями стандартно можно пренебречь. Вообще воспитание стереотипного поведения "ты мальчик", "ты девочка" в фильме хорошо показано и с небольшими исключениями соответствует советской модели. Так, девочку-сироту абсолютно все персонажи учат причесываться, выглядеть красиво, быть милой, носить юбочки-бантики и вообще дают установку на "женскую красоту" ("ты же девочка!").

Главный герой-мужчина, напротив, зайдя со своей девочкой в магазин детской одежды, чувствует себя неуютно, обнаружив там сплошных мамаш и семейные пары с детьми (ему становится стыдно, что он выглядит социально неприемлемо, как одинокий отец - какой еще одинокий отец?!). Он не знает, как узнать размер покупаемой одежды (тоже в СССР стандарт - одежду мужчине покупает, стирает и гладит мамочка-жена, мужчина не разбирается в тонкостях размеров и фасонов). Следует отметить также еще одну важную деталь, совпадающую с позднесоветской ситуацией: молодые мужчины в фильме ведут себя по-доброму, относясь к детям в принципе с лаской и любовью, в то время как пожилые - образец строгости, отцы, дистанцированные от детей (да и вообще "женской" работы). Это действительно так: в современной Японии существует яркая тенденция к "подобрению" мужчин, к утрате ими их прежнего положения силы, строгости и безраздельной власти в семье.

Особенно интересно в фильме описание того, как главный герой впервые устраивает девочку в детский сад (о том, как это сделать, ему приходится узнавать у женщин из своей семьи) и обнаруживает, что детсад, ребенок и работа - вещи, в общем-то, мало совместимые. Оказывается, ребенка нужно приготовить к садику, отвести, еще и обратить внимание на его чувства (когда ребенок не хочет, чтобы родитель покидал его в садике), бегом побежать на работу, весь день на работе думать, как там ребенок, вечером получить звонок от воспитательницы о том, что "всех детей уже забрали, где же вы так поздно", извиняться на работе, извиняться в садике, успокаивать расстроенного ребенка (которому плохо оставаться в садике последнему), идти домой и там еще заботиться о том, чтобы уложить, накормить и приласкать. А завтра - удивительно! - опять на работу.

На работе же на него смотрят как на мужчину (т.е. предполагая, что он по умолчанию свободный человек): друзья предлагают вместе провести время вечером, когда же он отказывается, подозревают, что он завел подружку. Когда на собрании он отвлекается на свои мысли (беспокоится о ребенке), ему делают замечание - мол, чего это ты не посвящаешь всего себя работе? Когда же, через некоторое время, замотавшись с такой жизнью, он начинает хуже исполнять свои обязанности, это удивляет окружающих.

Примерно в это время он впервые начинает замечать, что в его собственной фирме работают сотрудники, у которых есть дети (и вообще замечать мир "детных" людей). Японское общество, как и советское, официально нацелено на "равенство полов и право всех на труд", которое в сочетании с политикой защиты старой формы семьи на практике означает игнорирование государством проблем семейных людей. Государству по сути выгодно, чтобы все заботы, которые связаны с рождением и выращиванием детей, решались внутренними силами отдельных семей, кровью, так сказать, простых людей, и отказывается брать на себя какие бы то ни было реальные обязательства. На практике продуктивная работа на общество несовместима с традиционным деторождением: это в фильме очень хорошо проиллюстрировано тем, что герой делает выбор между ребенком и работой - сознательно просит перевести его в другой отдел, в тот, в котором скопились другие семейные люди (фирме так проще регулировать их деятельность, там созданы свои неписаные правила - например, нет вечерних корпоративников, ответственных заданий и т.п.). Выбор озвучивается героем: "я принес в жертву семье свою работу". Таким образом, политика отстранения государства от проблем семьи (точнее, попытка представить проблему воспитания детей как личную проблему каждой отдельной семьи) - по сути, удар по простым людям и в конечном итоге разрушает общество.

Как художественный гиперболический пример того, к чему в итоге ведет такая политика, в фильме выступает биологическая мать девочки. Это - молодая женщина-художник, которая рисует комиксы, и для которой ее работа важнее семьи (или по крайней мере так же важна, как семья). Это для японского общества - безусловно негативный персонаж (женщина, отказавшаяся взвалить на свои плечи груз семья+работа). Она чувствует себя виноватой, изгоем, и старается не афишировать само свое существование.
Ее беда - в том, что она узнала, что беременна, в тот момент, когда после долгих неудач получила большой заказ на работу. Мужа у нее не было, и весь заработок шел от нерегулярных гонораров за рисунки. Если бы она родила ребенка, она вынуждена была бы стать матерью-одиночкой с нефиксированным доходом, да еще и творческой работой, которая на практике несовместима с воспитанием детей. Общество, тем не менее, склоняло ее к тому, чтобы не делать аборт, а рожать. По-видимому, мучаясь выбором и так и не разрешив в себе это противоречие, она попросту пропустила срок аборта. Будучи беременной, она работала над своим заказом, и в процессе этого сделала выбор в пользу работы: решила отказаться от ребенка. Каковое решение обществу показалось "чудовищным, ужасным, бессердечным, бесчеловечным".

В настоящее время японским правительством с подачи американцев продвигается в массы политика "антидискриминации женщин". Так, объявлен проект "женщины в науке" - ведущие университеты Японии на сайтах разместили заметки о том, что при прочих равных условиях на свои должности они будут принимать женщин, а не мужчин, чтобы повысить число женщин-преподавателей в университетах. Подобные программы запускают в крупных компаниях и различных учреждениях. Однако для освобождения женщины от домашнего труда до сих пор не делается ничего. И это естественно: государству невыгодно принимать на себя такие обязательства. В результате трудно сказать, чем кончится такая политика - выбор невелик: или провал в реальном общественном равенстве женщин, или катастрофическое падение рождаемости.

П.С. Я отнюдь не хочу сказать, что семьи в Японии и СССР были абсолютно одинаковы - это было бы бессмыслицей, ведь в СССР и Японии были разные общественно-экономические условия. Однако для меня налицо поразительное сходство (даже в мелочах: холостяк с неубранной квартирой - "бедненький зайка", если он с женщиной - ему сразу многое нужно, а жена это должна уметь; матери, которые "из заботы" о дочерях прививают рабско-кухонную психологию, а иначе "как же она выйдет замуж"; официальное превозношение семейных ценностей подчеркнуто для женщин - выйти замуж и родить; при этом мальчик - "что с него взять"; даже в школе разделение на "мальчиковый" и "девочковый" уроки труда).
Разница в основном касается тех мест, где японское общество более капиталистично и менее социалистично: поскольку хуже соблюдаются права трудящихся, мужчина (да и женщина впрочем) вынужден оставаться на работе подолгу, делая бесплатно дополнительную работу и т.п.
Это потрясающий пример того, насколько сильно экономические интересы - больше, чем какая бы то ни было "психология" (родительское воспитание, традиционное национальное воспитание и т.п.) - определяют отношения между полами и отношения в семье.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:34

https://bit.ly/2SUYNyo
Автоматизированный метод заработка от 3000 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Девушки разумные, хоть и беременные! ну скажите, что я в своем уме? Вчера коллега со сроком 36 недель утверждала мне с пеной у рта, что сперма размягчает шейку матки, и соответственно незащищенный секс (без презерватива) возможен и полезен только ...
У гражданина есть жизненный цикл. Его регулирует государство. На первый взгляд кажется невероятным, но, вот как это выглядит, если присмотреться  внимательнее: Маркетинг – это наука о рынке. А граждане составляют рынок производительных сил. ...
Встала с утречка и не знаю чем себя занять. Вместо того, чтобы подольше поспать или хотя бы по валяться в постели я встала и пошла кухню, чтобы приготовить себе кофейку. А потом я включила музыку и пошла в Интернет, а там практически никого, кроме ботов. Вот такой у меня отдыхной. ...
- у нас четверги. Небольшой текст к современным событиям. На днях президент РФ Путин вновь обозначил свои внешнеполитические приоритеты. На этот раз он не стал сравнивать себя с царями прошлого и просто указал на то, что ключевой целью его дипломатии является обеспечение "гарантий ...
Сейчас я отважу всех от нарощенных ногтей, хотя дело все же не в них, а в моей глупости и в не соблюдении элементраных советов по безопасности своей собственной жизнедеятельности. Я забыла, что создана не из железа, а всего лишь из набора: кожа, ...