Селигер 2010: Миссионерская Литургия
p_m_makarios — 06.08.2010 В продолжение предыдущего раздела, и в ответ на многочисленные вопросы и комментарии читателей, публикую краткое интервью о Миссионерской Литургии, совершенной в селигерском лагере в воскресение, 25 июля (н.ст.)Расскажите о Миссионерских Литургиях в нашей Церкви. Оправданы ли такие нововведения?
Только крайнему невежде (а таких, к сожалению, немало) пришло бы в голову сопротивляться нововведениям как таковым: они возникают постоянно, на местном, епархиальном и общецерковном уровне. Некоторые из них - например, отопительные батареи в храмах - хорошо заметны, но мало что значат в церковной жизни; другие - соборные документы, синодальные определения по острым, актуальным задачам современности - крайне важны, но нередко остаются вне сферы внимания массы верующих. Но, в самом деле, каждое нововведение должно быть оправдано теми или иными соображениями, и, кроме того, иметь опору в Евангелии и православной традиции.
"Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", принятая Священным Синодом более трех лет тому назад, содержит особый раздел под названием "Миссионерское Богослужение". Он открывается следующими словами Святейшего Патриарха Алексия II: "Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта…" Далее указано: "Целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений, в которые были бы внесены элементы катехизации".
Примеры таких элементов в "Концепции" приводятся следующие:
1) внесение в службу пояснений, устных или печатных;
2) чтение Св. Писания на русском или национальном языке;
3) использование любых приспособленных помещений;
4) связь богослужения с программами литургического обучения.
Первые три из приведенных четырех пунктов были успешно реализованы в Литургии, которую мы совершили в селигерском лагере. Если в прошлые годы на Селигере Литургию служили на лагерной сцене, то сейчас решено было совершить ее на особом помосте под открытым небом, в окружении молящихся. Решение это, по отзывам как служащих священников, так и мирян, оказалось правильным. (Практика совершения Литургии под открытым небом широко известна; она упоминается в "Настольной книге" прот. С. Булгакова более чем столетней давности).
Сколько было исповедников и причастников на Миссионерской Литургии на Селигере?
Причастников было пятьдесят человек, исповедовавшихся же гораздо больше того, но далеко не все, естественно, были готовы к Св. Причащению, а некоторые и не были допущены к нему. Исповедь совершалась в лагере каждый вечер (в том числе и в воскресение, и в понедельник, уже после воскресной Литургии), до часу ночи и даже позже: охрана лагеря, обычно весьма строгая и непреклонная в соблюдении правил распорядка, здесь шла навстречу. Исповедовали одновременно два-три, иногда четыре священника. Некоторые священники исповедовали и днем. Если я за всю смену принял исповедь у 60-70 человек, то разумной оценкой общего числа исповедников будет 200-250.
Как происходило объяснение Литургии? Это очень важно, ибо многие, даже в храм ходящие, не знают и не понимают Богослужения.
К сожалению, вы правы... Но подобная миссионерская служба, в которой истинно верующий человек участвовал хотя бы раз, уже сама по себе способна направить его к глубокому, подлинно православному восприятию Св. Евхаристии.
Объяснения давались очень просто: в некоторые моменты - перед начальным возгласом, Малым входом, прокимном, Великим входом и т д. - один из служащих священников брал микрофон и обращался к молящимся с краткой проповедью иллюстративного и просветительского содержания, обращая их внимание на течение службы, которая разворачивается в нескольких метрах у них перед глазами. Но главная особенность миссионерской Литургии, пожалуй, это не столько пояснения (их ведь можно получить из книгах и даже из телепередачи), сколько актуализированный, явленный факт живого участия верующих в Таинстве Евхаристии.
...Об этом непросто писать и говорить (хоть написано и немало, да не всегда удачно). Но каждому священнику знакомы связанные с этим состояния и переживания, поэтому нам, духовенству, гораздо легче понять друг друга, чем растолковать происходящее посторонним и нередко враждебным наблюдателям.
Откуда эта враждебность? Ее нередко встречаешь и в Интернете...
В Интернете чего только не встретишь. И я ни в коей мере этой враждебности не удивляюсь. Злоба, глупость и гордость не устраняются сами по себе; их устраняет человек подвигом своего покаяния, подвигом жизни с Христом. А те, кому чужд этот подвиг - хоть бы они оклеились крестами со всех сторон и замариновались в святом елее - будут служить не Богу, а дьяволу, изо всех сил разрушая здание Церкви, которое мы с вами созидаем.
Только учтем, что их успех - это наше бездействие, наше ротозейство, наше равнодушие и всеядность, наша "толерантность" к хуле на Святые Таинства, к пропаганде раскола и ненависти.
Расскажите, пожалуйста, о своем духовном опыте исповедующего на Селигере священника. Как изменились тех, кто прошел через исповедь и причастие, как обычные светские студенты откликались на призыв Вас и Ваших собратьев по миссии?
Начать бы надо с того, что мы не делим людей на "обычных светских" и "особенных духовных (или церковных)". Это опасное, вредное разделение. Есть люди других, неправославных исповеданий, для России прежде всего это мусульмане, с которыми мы поддерживаем дружелюбие, мир и осознание общей ответственности за судьбу страны и народа. Но все те, кто носит на груди крест, кто называет себя православными, составляют для нас единую сферу нашей пастырской и братской заботы.
Разделяя людей на "церковных" и "нецерковных" мы невольно способствуем усилиям врага - изолировать Церковь, загнать ее в гетто, разорвать связь между Церковью и народом, связь, которую с такими трудностями и с такой решительностью выстраивал приснопамятный Патриарх Алексий II, и которую столь же неуклонно укрепляет ныне зравствующий Патриарх Кирилл.
Вот с такой же установкой я и ехал на Селигер, и ее же встретил у всех остальных трудившихся там священнослужителей и мирян - архим. Зосимы (Шевчука), прот. Димитрия Смирнова, иг. Сергия (Рыбко), Б.Г. и В.Г. Якеменко, и мн. др. Среди приходивших в часовню на исповедь и просто обращавшихся с вопросами "церковных" юношей и девушек было сравнительно немного, и меня это ничуть не огорчало. А вот чтобы их сверстники, еще не пришедшие в Церковь, могли на равных поговорить со священником, задать острый вопрос и получить откровенный, честный ответ, услышать панихиду над затихшим ночным озером и подать полотенце вышедшему из того же озера другу, отрекшемуся от сатаны и всех дел его и всех аггел его и всея гордыни его и всего служения его, - чтобы дать им такую возможность, ради этого стоило проехать несколько сот километров и провести несколько дней и ночей под палящим зноем и в душной палатке.
|
</> |