Самый главный стандарт
zorins — 16.01.2016 Более миллиона компаний в мире работают по ISO 9001. Стандарт существует с 1987 года, а недавно вышла совершенно новая, пятая его редакция ISO 9001:2015. И пусть вас не смущает слово "стандарт" - на самом деле это набор принципов по управленю организацией в целом. И в версии 2015 года можно смело менять слова "Система менеджмента качества" на просто "Система менеджмента", и рассматривать стандарт как учебник по менеджменту.Вчера засел за изучение этой новой версии. Изменений очень много. И изменения приятные. Наконец в явном виде прописали "продукция и услуги" вместо старого "продукция". Убрали шесть обязательных задокументированных процессов. Объединили "документы и записи" под общим понятием "документированная информация". Ушло в прошлое "руководство по качеству" - в большинстве случаев это был бесполезный документ.
Но есть и недостатки. Самый главный - структура опять рыхлая. Стандарт, который провозглашает главной ценностью организации системный и процессный подход, представляет из себя набор отдельных требований с нечеткой структурой и неопределенной взаимосвязью. Нет общего описания разделов, где бы расшифровывалось, что что за раздел, что объединяет составляющие его пункты и какое место он занимает в организации.
Кроме этого, в стандарте по-прежнему не определено место и роль СМК в организации. Эта задача теперь возложена на саму организацию, однако такая свобода приводит к хаосу и постоянному смешению понятий в самом стандарте.
В итоге все эти недостатки сполна проявляются в неспособности разработчиков сделать внятную иллюстрацию к стандарту. Хотя надо заметить, что в версии 2008 года вообще был ужас-ужас
Вот картинка из ISO 9001:2008:
А вот из ISO 9001:2015:
Стало немного лучше, явно прослеживается связь с разделами стандарта, но всё равно иллюстрация не дает понимания о сути текста. Складывается ощущение, что автор иллюстрации сам не сильно разобрался в стандарте. Так, четвертый раздел уразан на схеме три раза в самых разных местах, а самый большой восьмой раздел не просто обозначен наравне с другими, но и объединен с немаленьким седьмым. В результате из данной картинки может сложиться ложное впечатление о том, что является важным и сложным, а что - наоборот неважным и простым
Чтобы получше разобраться, составил свою собственную схему. Собственно из-за неё и написал весь этот пост, может кому-то пригодится.
Как я понял, среди моих читателей довольно много специалистов в области управления качеством, надеюсь на вашу критику и советы.
|
</> |