С днем рожденья, Чингачгук!

топ 100 блогов yadocent14.06.2011

С днем рожденья, Чингачгук! Для нескольких поколений нашей страны все индейцы были на одно лицо, и это лицо — Гойко Митича...
Год рождения — 1940-й.
Рост — 180 см.
Жгучий брюнет.
Глаза — карие.
Говорит по-сербскохорватски, по-немецки, по-русски, по-польски, по-чешски, даже по-серболужицки и немного по-английски.
Любимые занятия: подводное плавание, серфинг, лыжный спорт, фехтование, скалолазание, верховая езда.
Любимая профессия — актер.
Главный индеец бывшего соцлагеря. Гойко Митич, он же Виннету, он же Чингачгук, он же Оцеола, он же Ульзана, он же Сокол, он же Текумзе и так далее..

Легендарный югослав побывал  в Москве во время новогодних каникул [2009 года]  . Он стал самым именитым иностранным гостем на XXV Международном фестивале фильмов для детей и юношества. За свою карьеру актёр снялся в 54 фильмах, но кумиром миллионов стал благодаря ролям индейцев. Чингачгук, Оцеола, Зоркий Сокол, Чёрный Барс, Твердая Скала, Медвежий глаз, Белое Перо и другие образы красивых и смелых краснокожих героев сделали его культовым персонажем 70-х. Накануне отлета Гойко Митича из России корреспондент журнала  «Эхо планеты» Анатолий Стародубец побеседовал с актером о кино и его нынешней жизни.

Апачи из колхоза «Навои» 

— Господин Митич, несколько ваших фильмов про индейцев снимали в Советском Союзе...

— У меня остались прекрасные воспоминания о съёмках в Бухаре, Крыму и на Кавказе. Снимали мы и в Белоруссии, в чудных лесах под Минском. В те времена многое было, конечно, по-другому. В экспедиции все были равны: от подсобных рабочих до актёров на главные роли. Председатель жюри, актёр из Белоруссии Владимир Гостюхин, пригласивший меня в Москву, сказал на закрытии фестиваля, что я звезда. Но я никогда не чувствовал себя звездой. Я просто делал своё дело.

— Легко ли было «загримировать» советскую действительность под американский запад?

— Очень легко. Пространства Советского Союза ещё не были утыканы навязчивыми рекламными щитами, как в западных странах. Забавный случай произошел в 1973 году в Узбекистане, где под Самаркандом снимался фильм «Апачи». Предполагалось, что массовку индейского племени мы подберём на месте. Но сколько мы ни зазывали «апачей» из местного колхоза «Навои», народ к нам не шёл. Тогда мы обратились к председателю колхоза, который в своё время служил в Германии. Он нам объяснил, что вера запрещает им оголяться. Сошлись на том, что снимать будем в глухой степи подальше от кишлака. Только там застенчивые узбекские юноши согласились оголить торсы. Когда наши гримеры расписали их тела в индейском духе, парни долго хохотали друг над другом. Кстати, в этом фильме я скачу на председательском коне — хороший был жеребец, породистый.

— А я думал, у «главного индейца Европы» есть любимый конь, на котором он скачет из фильма в фильм...

— Нет. Съёмки проходили в разных странах, которые могли бы сойти за американские прерии. Возить за собой животное — слишком дорогое удовольствие. Поэтому лошадей подбирали на месте. Помню, на Кавказе долго искали дикую лошадь серой масти. Мой герой должен был заарканить её и объездить. На Терском конном заводе выбрали первоклассного жеребца, который ещё ни разу не был под седлом. Но сняли его только в нескольких эпизодах — уж больно норовистым оказался. В сценах, где были диалоги, мне подставляли более смирную кобылу, привычную к свету софитов. Зритель думает, что у моего героя один любимый скакун. Но на деле в каждом фильме приходилось менять по 4-5 похожих лошадей.

Братья по крови

С днем рожденья, Чингачгук!
— Ваши индейские фильмы видели настоящие индейцы?

— К счастью, да. Я давно об этом мечтал. Но случай подвернулся лишь в 2002 году. Один немецкий студент, проходивший практику в США в фирме Майкрософт, рассказал коллегам о своих кумирах детства. Потом арендовал кинозальчик и показал фильмы студии ДЕФА «Сыновья Большой Медведицы», «Среди коршунов» и «Братья по крови», снабдив их английскими титрами. На просмотр были приглашены этнические индейцы, которые пришли в полный восторг от увиденного и попросили о встрече со мной. В аэропорту меня встречала шумная компания. Одетые в пёстрые национальные одежды, индейцы били в тамтамы, пели и приплясывали в мою честь. А их вождь заключил меня в объятия со словами: «Мой брат!»

Вечером меня отвезли на большой индейский праздник Вао-Вао. Индейцы выстроились в каре, как для встречи важного гостя. Вождь спел, а меня попросили станцевать. Слава богу, в фильме «Чингачгук — Большой Змей» у моего героя были хореографические номера, которые я в своё время долго репетировал. И я не ударил лицом в грязь, станцевал под бой тамтамов и одобрительные крики племени. Я подарил вождю табак. На пачке было написано: сделано в Германии. Я сказал им: «Индейцы дали миру табак, белые люди привезли его в Европу, обработали, а теперь я возвращаю его на родину». В ответ мне подарили роскошный плед, расшитый вручную замысловатым индейским орнаментом. Было сказано, что он будет хранить меня от природных стихий и житейских невзгод. Кажется, и впрямь помогает.

— Как думаете, почему индейцы воздали вам такие почести? В Голливуде ведь существует давняя традиция съёмок вестернов...

— В голливудских вестернах индейцы изображались жестокими бандитами, которые то и дело норовят снять скальп с хороших белых ковбоев в исполнении любимцев публики Джона Уэйна, Ли Марвина, Гари Купера, Клинта Иствуда и других звезд. Это чудовищная несправедливость. Ведь то, что произошло с индейцами во времена заселения Америки европейцами, — чистой воды геноцид. С доверчивыми краснокожими воинами белые заключили около 400 мирных договоров, но ни один из них не соблюли. И в фильмах киностудии ДЕФА индейцы показаны не дикими разбойниками, а сообществом людей, у которых есть своя культура, мораль, этика. Наши фильмы больше соответствуют исторической правде, чем американские.

Любовь не купишь

С днем рожденья, Чингачгук! — Зрители на улицах вас узнавали?

— Когда я выходил из гостиницы или автомобиля, то бывало, что движение на дороге останавливалось. В ресторанах, особенно в СССР, к нашему столику то и дело присылали бутылку шампанского или коньяка в знак уважения. Но съёмки не предполагают слишком вольной жизни. Утром меня везли на натуру — дубли, прыжки, драки. А вечером возвращали в гостиницу выжатым, как лимон. Так что у меня не было времени и сил, чтобы в полной мере вкусить плоды славы.

— Вас обожали все женщины Советского Союза и доброй половины Европы. Но я слышал, что вы так и не женились...

— Я не знаю, кто там сидел в кинозалах, смотрел на меня и, возможно, утирал слезу умиления. У меня, конечно, на почве моей популярности порой возникали любовные романы. Не хочу называть имен. Перефразируя вашу поговорку, скажу: зачем выносить сор из вигвама! Тем более что многие из тех девушек уже давно бабушки. А сегодня у меня есть надёжная подруга. Если не лелеять каких-либо несбыточных желаний, то вполне можно быть счастливым. В жизни нельзя иметь абсолютно всё. Приходится чем-то жертвовать. В карьере актёра я достиг определенных высот, но моя личная жизнь сильно пострадала. Какая женщина выдержит, что её возлюбленный всё время в разъездах? Я такой не встретил.

— В Советском Союзе актеры кино получали за съёмки небольшие гонорары. В Германии, наверное, с этим было получше. Легендарный Гойко Митич заработал себе на безбедную старость?

— Если бы я работал не в социалистической ГДР, а с западными компаниями, то у меня, наверное, было бы больше денег. Но я считаю, что счастье не в деньгах. Того, что я имею, вполне достаточно для сносной жизни. Мои житейские потребности вполне сопоставимы с доходами. Для меня в жизни важен другой приз. Когда выходил очередной мой фильм, и я ездил с премьерными показами по немецким городам, то меня всюду встречали транспаранты: «Мы приветствуем нашего Гойку!» Это то, что я ценю по-настоящему. Зрительскую любовь не купишь.

— Поэтому, наверное, вы и остались в Германии, хотя могли выбирать для жительства любую другую страну Европы, а то и Голливуд?

— Да. Своей любовью немцы меня буквально пригвоздили к своей стране. Я мог уехать, особенно в молодости. Но остался. И не жалею об этом.

«Плохой» серб

— А ведь в 90-е солдаты Бундесвера участвовали в военной операции НАТО против вашей родной Сербии...

— Для меня это болезненная тема. Думаю, если бы тогда во главе России стоял Путин, этого преступления не случилось бы. А выпивавшему Ельцину было не до Сербии. Россия молчала, вот НАТО и обнаглело. Международное право было попрано самым возмутительным образом. Тогдашний министр обороны Германии заявлял, что сербы якобы держат албанских пленников за колючей проволокой на стадионе в Приштине, а президента Югославии Слободана Милошевича сравнил с Гитлером. И вот недавно я смотрел передачу по одному из центральных каналов Германии. Немецкие журналисты берут интервью у албанцев в Приштине, спрашивают, как это было, когда людей держали за колючей проволокой на стадионе? Албанцы смотрят на них недоуменно и в один голос говорят, что на их стадионе никогда ничего подобного не было. Что тут еще можно добавить?

В Сербии живёт мой младший брат Драган. Он юрист. Страна до сих пор не восстановилась после бомбардировок НАТО. В руинах стоят фабрики, заводы, мосты, жилые дома... Экономике нанесли такой урон, что она никак не встанет на ноги. Когда в 
90-е меня спрашивали, кто я по национальности, я отвечал, что югослав. Теперь говорю, что я плохой серб.

— Почему плохой?

— В Европе теперь принято считать, что сербы плохие люди. Я — серб. Значит, тоже плохой.

Индейцы, маршалы, солдаты...

С днем рожденья, Чингачгук!
— Как-то это не вяжется с образом благородного Чингачгука. Какие роли вам теперь предлагают играть?

— В последнее время играл русских персонажей. В одном телефильме был маршалом Соколовским, который предъявлял ультиматум о капитуляции нацистской Германии. Действие картины происходит в послевоенной ГДР, где Соколовский командовал Группой советских войск. Там вспыхнул серьёзный конфликт. Американские и русские танки выстроились друг против друга на линии, разделявшей Берлин на западный и восточный. Ситуация была критической. Стоявшие тогда у власти гражданские чиновники говорили, что нужно открывать огонь на поражение, не важно, что пострадают мирные жители. А Соколовский сказал: «Нет, никто не должен погибнуть. Стрелять будем только в воздух».
Год назад я сыграл министра энергетики России. По нынешним кризисным временам роль знаковая. А ещё раньше я играл русских солдат в военных фильмах.

С днем рожденья, Чингачгук!

— Ваш индейский шарм сегодня востребован?

— Да, конечно. В последние годы я снялся в четырёх или пяти телефильмах по романам немецкого писателя Карла Мая. Сыграл знаменитого Виннету. Этот же образ я воссоздавал в течение 15 лет на ежегодном театральном фестивале Карла Мая в БадЗагеберге. После 1024-го спектакля я сложил с себя почётные обязанности театрального вождя апачей. Но на этом моя индейская тема не закончилась. В Мекленбургском театре я занят в инсценировке по роману Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки». Играю там индейца Вождя Бромдена, который в финале лишает жизни обаятельного бунтаря МакМерфи, чтобы никто не видел, каким беспомощным его сделали бесчеловечные доктора.
Вторая моя любимая роль в театре это грек Зорба в инсценировке романа Никоса Казандзакиса. Я играю потрясающей души человека, который любит жизнь и не боится смерти.

С днем рожденья, Чингачгук!

Без дублера


— После школы вы пошли учиться в Белградскую Академию физкультуры. Что в вашей жизни значит спорт?

— Я хотел быть учителем физкультуры, поэтому занимался многими видами спорта: легкой атлетикой, гимнастикой, играл в футбол, гандбол. Входил даже в сборную Югославии по гребле. Позже это помогло мне в актёрском деле. Я всегда снимался без дублеров. В свои 68 лет я не чувствую себя пенсионером. Каждому человеку, если он хочет оставаться здоровым, нужно движение, движение и движение. Я, например, люблю ездитьза покупками на велосипеде. Для этого в нашем районе много специальных дорожек. Ещё у меня есть лодка на веслах — каик. Летом часто плаваю в местных прудах. Если следить за своей физической формой, то в любом возрасте тело будет с удовольствием откликаться на нагрузку.

В Россию — с любовью
 — У вас хороший русский...
— В югославской школе русский язык преподавали фундаментально, и я хорошо говорил, но в последние годы у меня было мало практики. Если стану ездить к вам чаще, то вспомню всё.

С днем рожденья, Чингачгук! Гойко Митич родился 13 июня 1940 года в югославском городе Лесковац в крестьянской семье. Окончил Белградскую Академию физкультуры.
В 1960 году дебютировал в кино каскадёром в фильме «Ланселот и королева». Первую большую роль сыграл в 1964 году в фильме «Сыновья Большой Медведицы». В 
1967-м был выпущен фильм «Чингачгук — Большой Змей», поставленный по роману Д. Ф. Купера «Зверобой».
Через год картину закупили в СССР, и над одной шестой частью земного шара взошла звезда Гойко Митича. В конце
1960-х — начале 1970-х популярность «кино про индейцев» была сравнима разве что с тарзаноманией 1950-х. Детвора Советского Союза играла поголовно «в индейцев», а по экранам триумфально шли фильмы с Гойко Митичем: «След Сокола», «Белые волки», «Смертельная ошибка», «Оцеола», «Текумзе», «Апачи», «Ульзана».
Затем последовал спад зрительского интереса к этому жанру. Ныне Гойко Митич живет в Германии, снимается на ТВ. Среди его театральных ролей: Спартак, Робин Гуд, д‘Артаньян. В качестве режиссёра поставил несколько детских фильмов.
Вся его родня осталась на родине. Мама Гойко Митича умерла от сердечного приступа во время натовской бомбардировки Сербии. Холост. Дочери Наталье 16 лет
.
Полностью здесь http://dr-van-mogg.livejournal.com/121723.html

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у eska в Улицы США на фотографиях Вивиан Майер, 1950-1960-е ...
Мой друг как-то пожаловался, что двери в новых поездах калининской линии медленно закрываются. А ведь и правда, накладные двери новых всех новых поездов закрываются медленнее классических раздвижных. Вопрос: зачем стали делать накладные двери? ...
"Как впихнуть невпихуемое?" - именно вокруг этой фразы существует множество анекдотов, шуток и прибауток. Настало время и нам задуматься над этим вопросом . Всё такое маленькое ...
какое ж бесстыдное у нас тв.Энрст, Добродеев и Кулистиков, наверное, гордятся тем, ...
Спасскую башню Казанского Кремля откроют для посетителей 1 сентября. Всё это дико любопытно, конечно. Сорок два года я прожила в Казани и с детства мечтала посмотреть — каково оно там внутри.  Фото: ...