Русско-православный вестерн

топ 100 блогов paradoxov05.12.2016 Русско-православный вестерн

Что Сибирь, что Аляска – два берега, бабы, кони, раздолье в пути! Во всяком случае, на этом настаивала группа «Любэ». Но учить историю по текстам «Любэ» – не очень продуктивно. Например, в этой же песне за потерю Аляски обвиняется почему-то царица Екатерина (без уточнения – Первая или Вторая), хотя Аляска ушла из под державного скипетра много позже, при далёком потомке Екатерин – Александре II.

Вообще надо отметить, что всё, что связано с т.н. «русской Америкой» вообще и Аляской в частности во многом окутано туманом. Почему-то этот кусок русской истории в школах изучается мало. Если вообще изучается. Поэтому многие наши люди знают только, что Аляска когда-то была русской, потом стала американской. А что, как – почти тайна. Хотя конечно никакая это не тайна. Давайте вспомним сегодня, как проходил русская колонизация Америки и попробуем установить, почему в итоге она оказалась не успешной.


Хотя первая официально зафиксированная высадка подданных Российской империи на берег Аляски произошла 21 августа 1732 года, наиболее активное освоение этого обширного полуострова русскими началось только ближе к концу XVIII века.

Русско-православный вестерн

Продвигаясь на Юг вдоль побережья Тихого океана в поисках более богатых промысловых угодий, русские охотники на морского зверя постепенно приблизились к территории тлинкитов – многочисленного и воинственного племени этого региона. Тлинкиты заселяли тогда побережье Аляски от залива Портленд-Канал на Юге до залива Якутат на Севере, а также прилегающие острова архипелага Александра. Территория их обитания делилась на «самоуправляющиеся территориально-административные единицы» – куаны.

На каждый куан приходилось по несколько крупных деревень, населённых представителями различных родов, нередко враждовавших между собой. Что вполне характерно для всех подобных народностей и в наши дни – именно родовые связи и отношения были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе. Практически каждый из родов, в свою очередь, обязательно входил в одну из «партий», на которых было разделено всё племя – «Волка/Орла» и «Ворона».

Русско-православный вестерн

Первое вооружённое столкновения русских с тлинкитами зафиксировано ещё в 1741 году. С тех пор подобные стычки стали здесь едва ли не обыденным явлением.

В 1792 году на острове Хинчинбрук глава партии промышленников и будущий правитель Аляски Александр Баранов едва не погиб в одном из таких вооружённых конфликтов. В тот раз индейцы отступили, но русские не решились остаться на Хинчинбруке и также отплыли на остров Кадьяк.

Тлинкитские воины тогда ещё были вооружены преимущественно холодным и метательным оружием, пользовались плетёными деревянными доспехами и шлемами из черепов животных.

Русско-православный вестерн

Однако в 1794 году теленкиты уже располагали довольно солидным арсеналом огнестрельного оружия, пороха и всех необходимых боеприпасов. Дело в том, что англичане и американцы быстренько подсуетились к тому моменту снабдить индейцев данного региона современным оружием. Что же побудило англосаксов на столь оперативный ход: тупо нажиться на «военных поставках» или навредить русским конкурентам (а пресловутое англо-российское колониальное соперничество XIX века как раз было уже не за горами)? И да, и нет. Но обо всём по порядку.

В 1795 году русские появляются на острове Ситка, которым владел тлинкитский род киксади. После нескольких мелких стычек с небольшими индейскими отрядами Баранов заключил мирный договор с вождем киксади Скаутлельтом. Последний тогда даже крестился под православным именем Михаил. Баранов лично выступил крёстным отцом Скаутлельта и тут же договорился с ним об уступке земли под строительство русской фактории в устье речушки Старригавань.

В тот момент такой союз был выгоден обеим сторонам. Русские покровительствовали индейцам и помогали им в защите от других враждующих племен. 15 июля 1799 года русские заложили форт Святого Архистратига Михаила.

Исторический русский блок-пост в Ситке (современное фото).
Русско-православный вестерн

Тем временем значительно усилившийся с помощью русских род киксади и их главный противник – род дешитанов заключили перемирие. Непосредственная военная угроза для киксади соответственно исчезла. Слишком тесное сотрудничество с русскими становится теперь для них чересчур обременительным. Тлинкиты из других кланов, посещавшие Ситку после прекращения на нём междоусобной войны, насмехались над её жителями и кичились собственным «суверенитетом».

Несмотря на то, что тлинкиты к тому времени имели богатый опыт «конструктивного диалога» с бледнолицыми, отношения между русскими поселенцами и аборигенами всё более и более портились. Что и привело, в конечном итоге, к колониальной войне. Однако такой печальный итог отнюдь не был ни трагическим недоразумением, ни следствием врождённой кровожадности «свирепых дикарей». На тропу войны тлинкитские куаны вывели гораздо более конкретные и прозаичные причины. Ведь ещё Маркс призывал во всяких войнах искать экономический мотив. И если он не всегда бы прав по данному вопросу, то в случае русско-тлинкитской войны объяснения классического марксизма вполне исчерпывающи. А дело было так.

У русских и англо-американских торговцев была в здешних водах одна цель, один главный источник прибыли – пушнина, мех каланов (камчатский бобр или морская выдра). Но средства достижения этой цели были совершенно различны. Русские сами добывали драгоценные меха, посылая за ними партии алеутов и основывая в районах промысла постоянные укреплённые поселения. Скупка шкур у индейцев играла вспомогательную роль.

Каланы иногда и сами не прочь поохотится на кого-нибудь.
Русско-православный вестерн

Прямо противоположно поступали, в силу специфики сложившейся ситуации, англичане и американцы. Они периодически приходили на своих кораблях к берегам страны тлинкитов, вели активную торговлю, закупали пушнину и уходили, оставив индейцам взамен ткани, оружие, боеприпасы, спиртное.

Российско-американская компания не могла предложить тлинкитам практически ничего из этих столь полезных и приятных товаров. Действующий среди русских запрет на продажу огнестрельного оружия толкал тлинкитов к ещё более тесным контактам с англосаксами. Для этой торговли, объём которой постоянно возрастал, индейцам требовалось всё больше и больше меха. Однако активный промысел калана, который вели русские, сам по себе уже был причиной оскудения природных богатств края, лишал индейцев их основного экспорта. Все это не могло не отразиться на отношениях индейцев к русским. Англосаксы, естественно, по возможности подогревали эту враждебность.

Ежегодно около пятнадцати американских и английских судов вывозили из владений Российско-американской компании 10-15 тысяч шкур каланов, что равнялось четырехлетнему русскому промыслу. Усиление русского присутствия грозило им потерей значительных прибылей.

Капитан Английской ост-индийской компании Барбер за время своей долгой зимней стоянки в одной из деревень тлинкитов подкупил индейских вождей оружием, ромом и безделушками и, посулив им ещё большие дары, если они прогонят русских со своего острова, пригрозил в противном случае не продавать больше ружья и спиртное. Кроме того, он умело сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана – родного племянника всё того же Скаутлельта.

Итак, хищнический промысел морского зверя, который развернула Российско-американская компания, подрывал основу экономического благосостояния тлинкитов, лишая их главного товара в выгодной торговле с англо-американскими торговцами, чьи подстрекательские действия послужили своеобразным катализатором, ускорившим развязывание назревавшего военного конфликта.

Зимой 1802 года в Хуцнуву-куане на острове Адмиралти прошёл совет вождей, на котором было принято решение выкопать томагавк против русских. Был разработан план военных действий: с наступлением весны собрать воинов в Хуцнуву и, выждав ухода с Ситки промысловой партии, напасть на форт. Партию же намечалось потом подстеречь в Погибшем проливе.

Война началась в мае 1802 года с нападения в устье реки Алсек на Якутатскую промысловую партию Кускова. Партия насчитывала 900 туземных охотников и более десятка русских. Атака индейцев после нескольких дней перестрелки была успешно отбита. Тлинкиты были вынуждены пойти на переговоры и заключить перемирие.

После того, как из Михайловского форта ушла промысловая партия Ивана Урбанова (около 190 алеутов), на Ситке осталось 26 русских, шестеро американских матросов (после того как капитан Барбер высадил их в 1802 году на остров Ситка якобы за бунт на корабле, они нанялись на работу в русское поселение), 20 кадьякцев и около 50 женщин с детьми. Небольшая артель под началом Алексея Евглевского и Алексея Батурина 10 июня отправилась на охоту к «дальнему Сиучьему камню». Прочие обитатели поселения продолжали беспечно заниматься своими повседневными делами. Внезапно индейцы под командованием уже известного нам Катлиана без каких-либо объявления войны и ультиматума напали на крепость. Они атаковали одновременно из леса и со стороны залива на боевых каноэ.

Русско-православный вестерн

Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Вооруженная толпа тлинкитов, насчитывавшая около 600 человек, возглавляемая вождём ситкинцев Скаутлелтом окружила казарму и открыла по ней сильный ружейный огонь. На призывный крик Скаутлелта из-за мыса бухты вышла огромная флотилия каноэ с тысячей индейских воинов. Вскоре заполыхала крыша казармы. Русские пытались отстреливаться, но не могли противостоять подавляющему численному превосходству нападавших. Двери казармы были выбиты и, несмотря на стрельбу в упор из стоявшей внутри неё пушки, тлинкиты ворвались внутрь. Почти все жители форта, включая женщин и детей, были перебиты. Крепость была полностью разграблена и разрушена (на этом месте и по сей день никто не поселился). Буквально на следующий день индейцы уничтожили охотничью партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей.

Братская могила погибших в конфликте с индейцами русских поселенцев на Ситке.
Русско-православный вестерн

В том же 1802 году индейцами была выслежена и атакована в проливе Фредерик в ночь с 19 на 20 июня промысловая партия Ивана Урбанова примерно в 90 байдарок. Индейцы атаковали промысловиков на биваке. В ночной резне погибло 165 кадьякцев. И это стало не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

В 1804 году губернатору Русской Америки Александру Баранову стало известно, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и он с нетерпением стал ждать прихода брига «Нева», сам занимаясь в то же время строительством собственной флотилии. Уже летом он отправился к острову Ситка на кораблях «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав», а также со 150 русскими промышленниками и 500 алеутами на байдарках. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения.

Целый месяц он вёл переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но всё было безуспешно. Начались полномасштабные военные действия. В начале октября 1804-го к флотилии Баранова присоединилась, наконец, «Нева» под командой Лисянского.

Русские корабли и байдарки телениктов в бухте Ситки 28 сентября 1804 года. Картина Марка Майерса.
Русско-православный вестерн

После упорного и длительного сопротивления индейцы наконец-то прислали парламентёров. В результате переговоров всё племя покинуло деревню и 8 октября над Ситкой был вновь поднят российских флаг. Здесь была заложена новая крепость – будущая столица Русской Америки – Новоархангельск. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, были возведены укрепления и дом губернатора.

Русско-православный вестерн

20 августа 1805 года воины-эяки из клана тлахаик-текуеди во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли русскую колонию Якутат и перебили находившихся там 14 русских и множество алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым была потоплена в море налетевшей бурей (около 250 человек). Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжёлым ударом для русских американских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье.

Русско-православный вестерн

Таким образом, военные действия со стороны тлинкитов и эяков в 1802-1805 годах значительно подорвали бизнес Российско-американской компании. Прямой финансовый ущерб достигал огромной по тем временам суммы в полумиллион рублей. Тем более следует учитывать, что Россия в 1805 году вступила в Третью коалицию против Наполеона и все помыслы были на Западе, а не на Востоке. Сколько-нибудь значительных сил перебросить на Аляску Россия не имела никакой возможности. Всё это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки.

Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы компании в районе архипелага Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Аляски. Только осенью 1805 года был заключен новый договор между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орёл, «Шапка мира», сделанная русскими мастерами по образцу тлинкитских церемониальных головных уборов, и синий халат с горностаями. Но ещё долго русские и алеуты опасались углубляться в дремучие леса Ситки.

Новоархангельск с августа 1808 года стал главным городом Русско-американской компании и административным центром русских владений на Аляске. Здесь располагались крепость, судостроительная верфь, склады, казармы, дома, в которых проживали сотни русских и тысячи туземцев.

Памятник губернатору Аляски Александру Андреевичу Баранову в Старой Ситке.
Русско-православный вестерн

Следует отметить, что и в дальнейшем конфликты по самым различным поводам и стычки разного масштаба между индейцами и русскими продолжались здесь практически до самого 1867 года, когда Российская империя продала Аляску (точнее сдала её в аренду на 100 лет) США. Правительство Александра II разумно рассудило, что лучше будет передать Русскую Америку под контроль США, чем дожидаться ещё «присоединения» к британской Канаде.

Срок аренды закончился в 1967 году. Однако, поскольку к тому времени Российской империи не существовало уже полвека, а СССР себя правопреемником российских царей не считал (Советская Россия сама отказалась от всех международных договоров царизма на Генуэзской и Гаагской конференциях), то и США справедливо рассудили, что ни о каком возвращении Аляски под скипетр русского императора речи быть не может, за неимением правообладателя.

Кстати, интересный вопрос – а если в России будет восстановлена монархия, которая признает все договора прежней Российской империи, вернут ли США Аляску или нет? Весьма и весьма интересно. Но это уже из области фантазий и предположений. А история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Как говорится, поживём – увидим.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаю экспериментировать с топами, надетыми поверх платьев.. В главной роли платье Zara, купленное в Риме и меняющее свой цвет в зависимости от освещения (то оно красное, то алое, то оранжевое). Место действия - все там же, у дома..)   ...
Ура, суббота! Коллеги, у кого малыши спали в коконе, как вы их переводили на сон в кроватке? Малышу 3.5 мес и из кокона он, объективно, вырос. И габариты уже большие, и начал переворачиваться со спины на живот на коврике, значит, пора прощаться с коконом. Если честно, он был моим спасение ...
Условно говоря - приходит Нацпроект, на него садятся (назначаются) 2-3 мегаподрядчика (чтобы не только освоили, но и построили), дальше проектные институты рисуют проект, СП61, то сё, МК, бетон, трубы, ТЭЦ, и в каком-то аспекте в Нацпроекте нужно использовать обязательных 100500 ...
Когда я узнал, что у меня на тесте окажется переднеприводный Jeep Renegade, да еще с объемом двигателя 1.4 литра – я не поверил своим ушам. Как «внук» легендарного Jeep Wrangler и «сын» не менее легендарного Jeep Grand Cherokee мог стать таким? Всему виной влияние Старого Света, ...
На приеме очаровательная блондинка рассказывает: -Знаете, Ин Сергевна, пристал тут в доме отдыха любимый мой типаж: импозантный, спешит куда-то, лет 50, состоявшийся, с историей, на бабле и- в бизнесе, такой ,байкер контркультурщик-против маленького общества на мопеде рассекает, бьет ...