Русский мир: проекта нет?

топ 100 блогов trim_c09.03.2016


О состоянии "русского мира" как внутри, так и вне России доносятся в последнее время тревожные вести. Сторонники ДНР и ЛНР уже открыто выражают свое недовольство Москвой, так как "вынуждены расплачиваться за замороженную в решающий момент "русскую весну"", а Москва отмалчивается — не то что бы свернула проект, но будто отодвинула его в сторону. Официальная риторика, связанная с "русским миром", заметно потеряла в зажигательности и все больше объективируется, вследствие чего фразу министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, оброненную в начале года: "Русский мир — это объективная реальность",— можно считать лейтмотивом наступившего политического сезона. Реальность есть, идеи в обществе витают, но что с ними делать — непонятно, причем непонятно прежде всего самой власти. Реальность есть — проекта нет.

Что, собственно, произошло? Просто оказалось, что "русский мир", он, как и Россия,— политически и идеологически расколот. Пока истинный патриот Кадыров проклинает Сталина за геноцид и массовые репрессии, другие истинные патриоты ставят вождю памятник в Пскове. Кто из них и что понимает не так? Кому Москва может отказать в своем "мировом" гражданстве?

Вообще попытка объединить "русский мир" в какой-то политический проект из раза в раз доказывает свою утопичность. Политически "русский мир" как раз и является утопией, или, по меткому выражению Льва Гумилева, химерой.
Разумеется, химеры плохо согласуются с тем, чем люди живут и как себя ведут. Чуть более двух лет назад в Институте социологии РАН был завершен проект "Русская мечта", в ходе которого наши респонденты назвали базовыми цивилизационными характеристиками "русского мира" следующие: православие, сильную централизованность, имперскую внешнюю политику, духовность в противовес меркантильности. Русский мир: проекта нет? Существенно, что эти четыре императива мыслились именно как "мечта", то есть то, чего не хватает, о чем тоскуют в повседневности. И здесь количество сторонников "мечты" мало о чем говорит: пусть, согласно нашим опросам, ценности русского мира в их радикальном прочтении дороги и милы 30-35 процентам населения страны. Но степень преданности им остается крайне умеренной, если не сказать декларативной.

Повороты к "русскости", сопровождающиеся, как правило, политическими "заморозками", в нашей истории случались с завидной периодичностью. Из не самого давнего прошлого можно вспомнить и последнее десятилетие царствования Николая I, и "победоносцевскую реакцию" после цареубийства — 80-е годы XIX века, ну и, конечно, послевоенные годы ХХ века, вплоть до оттепели. Занятная особенность: комплекс представлений, связанных с понятием "русской идеи", в России постоянно готов к актуализации — такова на самом деле наша "объективная реальность". И здесь мы подходим к важному моменту: то, как этот комплекс сыграет в конкретный момент, зависит не от его содержательности или характеристик (он всегда довольно-таки размыт), а от социально-экономического и социально-психологического состояния населения. Иными словами, "русская идея" всякий раз проверяет здравый смысл, присущий русскому (и российскому многонациональному) народу, на прочность.

Я, вероятно, выскажу не самую популярную мысль, но замечу, что к очередной проверке мы подошли относительно подготовленными и переживаем ее гораздо более цивилизованно, чем могли бы. В либеральной среде принято оценивать 2000-е как "время упущенных возможностей", точно так же, как в консервативной среде считать 90-е "лихими и бандитскими". Обе эти оценки не вполне справедливы. Глядя из дня сегодняшнего, я бы назвал 2000-е очередной "Россией, которую мы потеряли" еще не забыли и не промотали до конца.

Институт социологии РАН на протяжении десятилетий отслеживает ценностную эволюцию российского общества, и аккурат в 2001-2002 годах мы выявили феномен "неоконсервативной волны" в настроениях соотечественников. Тогда еще мало кто верил, что она окажется такой масштабной, однако время подтвердило наши прогнозы: вплоть до рубежа 2011-2012 годов "неоконсерватизм" был в центре российской политической жизни. Что это за явление? Лучше всего оно описывается по контрасту с консерватизмом архаическим — родственником и побратимом "русской идеи". Скажем, неоконсерваторы настаивают на самостоятельности экономики и освобождении ее от госрегулирования, а консерваторы, напротив, отводят экономике роль служанки более высоких сфер — религии, морали, политики. Неоконсерваторы так или иначе дружат с правом и согласны, что оно выражает некие универсальные формы социальных взаимоотношений, гарантирующие стабильность. Консерваторы уверены, что юридические порядки должны иметь "национальный" характер и могут меняться по необходимости, нарушая эту самую стабильность... И так далее, и тому подобное. Собственно, неоконсерватизм — это и есть требование стабильного порядка, которое успело поднадоесть нам в 2000-е. Однако с сегодняшних позиций и это требование, и возникший вокруг него компромисс умеренных государственников либеральной ориентации и таких же умеренных государственников-патриотов воспринимается уже как очень большое достижение той эпохи. Именно оно явилось залогом и способом преодоления вечного раскола на "белых" и "красных", "своих" и "чужих", свойственного российской политической системе. Неоконсерватизм стал идеологией "новых средних" и заставлял власть придерживаться некоей разумной середины: и радикальные левые, и радикальные либералы, и радикальные консерваторы публиковались в определенных изданиях и выступали на некоторых площадках, но оставались персонами нон-грата, "городскими сумасшедшими", которых можно слушать, однако необязательно воспринимать всерьез.

Увы, на рубеже 2011-2012 годов свершилась тихая революция: равновесие было нарушено, компромисс оказался под угрозой. Власть допустила усиление позиций и присутствия в публичной сфере радикалов-консерваторов, пожалованных членством в различных "изборских клубах" и переставших считаться "безумцами". Это вызвало далеко идущие процессы в элитах — умеренные либералы почувствовали себя обиженными, средний класс оказался в растерянности, идеологический раскол вновь стал ощутим. В этот момент и замаячила опять "русская идея", предвещая стране очередные годы странствий в погоне за миражом.

Однако, заметим, раскол пока не привел к разлому — он встречает некое здоровое сопротивление среды. И кто же сейчас сопротивляется радикальным консерваторам, если сторонников европейского выбора, либерализма в стране менее 10 процентов? Похоже, консерваторам сопротивляются как раз неоконсерваторы — тот специфический слой "умеренных и средних", сформировавшийся в России в 2000-е. Он обширен и пока еще силен, ему есть что терять, и он не слишком мечтателен. Это нетипичная для России социальная реальность, с которой власти приходится считаться, объективируя тему "русского мира", обижая радикалов из ДНР и ЛНР и оставляя шанс для новой перегруппировки элиты — повторной стабилизации страны.

Источник КоммерсантЪ


Весьма любопытный материал.
Автор - человек в российской социологии известный и достаточно авторитетный.
Попробуем выделить главное в достаточно рыхлом тексте, рассчитанном, видимо, на специалистов, легко улавливающих намеки.

1.К очередной проверке идеи "русского мира" мы подошли относительно подготовленными и переживаем ее гораздо более цивилизованно, чем могли бы.
Хм... это Грузия, Крым, Донбасс, Сирия, берлинская девочка, Савченко... это значит цивилизованно.
Представьте себе на минутку, что бы произошло, когда не были бы так хорошо подготовленными - и вы поймете все прелести "русскогомира" Точнее не поймете - но ощутите.
И если верить Бызову, то соответствующие приступы будут повторяться и впредь, нужно готовиться всерьез. Чтобы и мы подошли "относительно подготовленными". Нельзя рядом с таким соседом быть неподготовленным.

2. Аккурат в 2001-2002 годах мы выявили феномен "неоконсервативной волны" в настроениях соотечественников. Неоконсерваторы так или иначе дружат с правом и согласны, что оно выражает некие универсальные формы социальных взаимоотношений, неоконсерваторы настаивают на самостоятельности экономики и освобождении ее от госрегулирования

Социологам надо верить, такая волна видимо действительно была. Но стоит посмотреть как взлетел график популярности Путина после второй чеченской, а пуще - после вторжения в Грузию, чтобы ощутить червь сомнения, поддержка вторжения за 80% и уважение праву - две вещи несовместные.
Во всяком случае, если такая волна и была, то она быстро растаяла под лучами нестерпимо пылавшего солнца патриотизма и величия. А утомленных солнцем оказалось катастрофически мало, и сдались они фактически без боя.


3. И кто же сейчас сопротивляется радикальным консерваторам? Похоже, консерваторам сопротивляются как раз неоконсерваторы — тот специфический слой "умеренных и средних", сформировавшийся в России в 2000-е. Он обширен и пока еще силен и ему есть что терять.

Господа, вы ощущаете сопротивление в России царствию ультраконсервативной идеологии и политики, по классической триаде: "православие, самодержавие, народность". И, разумеется, не упомянутое графом Уваровым, но наиважнейшее - Имперское величие?
Потому что я не ощущаю в России реального сопротивления этим ультраконсервативным, даже фундаменталистским ценностям не ощущаю - стоит взглянуть на всеобщее презрение и ненависть к "пидарасам". А это неплохой маркер.

Нет я понимаю, что есть Макаревич и есть Собчак, но вот реальной силы за ними, достаточно массовой поддержки и серьезного слоя. способного всерьез влиять на политику я за такими людьми не вижу. Как и за Навальным. Поговорить на кухне и при закрытых дверях - это кажется максимум


Но я не живу в России и потому спрошу -только внимательно читайте вопрос

View Poll: Есть ли в России реальное и влиятельное сопротивление радикально консервативному мейнстриму

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаю рассказывать очевидные вещи на различных примерах. Представим себе обычный магазин, который в обычные дни продает примерно по 100 кг. сахара в день по цене 50 руб. за кг. И вот там происходит скидочная акция на сахар в размере 20%. Что произойдет в этот день? Смотрим на видео: ...
Правила игры здесь Кино для взрослых © Бермант-Полякова О.В., 2011 Глава 36 Серьёзный мужчина выписал на разлинованную карточку данные владельца телефонного аппарата, номер которого определился так удачно. Дело было пустяковым, приобретали аппарат с данным номером официально в мага ...
Смотреть это ...
Кто-то для одних является героем, для других - предателем. Например, Александр Невский - для одних герой - разгромил шведов и немцев, для других предатель, эдакий Петен средневековья, коллаборационист 13 в. - прогнулся перед монголами, за что получил от Золотоордынского хана сначала ...
  Почему Вы читаете мой дневник? Мне тут такой комплимент задвинули...сначала обиделась, потом понравилось: Цитирую: Не могу сказать, что ты охуенно красива, порой даже уродлива. Не могу сказать, что ты охуенный фотограф, порой кажется ты ...