рейтинг блогов

Русский дух

топ 100 блогов diak-kuraev07.05.2013 Теги: Кураев Русский дух

"Лучше праздновать Пасху, не постясь, чем не поститься и не праздновать".
В гостях: Андрей Кураев
Передача: Русский дух
В студии: Алексей Гудошников, Ольга Байкалова
Источник: http://rusnovosti.ru/guests/interviews/46503/260014/



А. ГУДОШНИКОВ: 10 часов 3 минуты в Москве. Это Русская служба новостей, программа «Русский дух». Ведет ее Ольга Байкалова.

О. БАЙКАЛОВА: И Алексей Гудошников.

А. ГУДОШНИКОВ: Всем здравствуйте! В гостях у нас сегодня философ, богослов, дьякон Андрей Кураев, отец Андрей, доброе утро! До того, как мы приступим к основной теме нашей программы, а тема сегодня, естественно, Пасха, хотелось бы спросить, и мы этот вопрос задаем всем людям, которые к нам приходят. Что такое, на ваш взгляд, русский дух и в чем заключается это понятие. И есть вообще такое понятие – русский дух?

А. КУРАЕВ: Не знаю, честно говоря.

А. ГУДОШНИКОВ: То есть для вас ответа такого нет?
А. КУРАЕВ: По крайней мере, в русских былинах и сказках звучит словосочетание. Но обычно речь идет о том, что какие-то признаки православности должны быть в доме. Иконы - святой ряд, «под святыми» кто-то сидит в горнице. Или – «встанем, помолясь, пойдем, перекрестясь». То есть обычно в фольклоре отождествление идет именно такое.

А. ГУДОШНИКОВ: Но, скажем, некоторые советские люди задаются другим вопросом – что же, говорят, русского духа не было в Советском Союзе или он был?

А. КУРАЕВ: В разные периоды по-разному. Например, в официальной пропаганде была откровенная травля русского духа, года до 39, по крайней мере. А затем в годы Отечественной войны произошла некая реабилитация, возможность об этом говорить по-доброму.

А. ГУДОШНИКОВ: Когда Сталин восстановил патриаршество, насколько я понимаю, правильно?

А. КУРАЕВ: Нет, пораньше. Обычно даже говорят – обращение Сталина «Братья и сестры» в начале войны- это уже означало многое. Потому что он вспомнил русских полководцев, которые до той поры считались прислужниками гнусного царизма и т.д.

А. ГУДОШНИКОВ: Тогда давайте уже переходить к нашей теме. Слушатели могут, конечно, согласиться или не согласиться с вашей трактовкой. Но это лично ваша трактовка. Мне кажется, каждый человек на земле уже давно знает, что такое Пасха. Но вдруг найдется тот, кто не знает. Что же такое Пасха? Откуда пошел этот праздник?

А. КУРАЕВ: По поводу русского духа, я думаю, надо точнее уточнить. Но, по-моему, это был 36 год, может быть, первый такой переломный, неожиданный болезненный момент для многих, когда Камерный театр дал постановку шуточной оперы Бородина «Богатыри» с текстом Демьяна Бедного, и она была заклеймлена советской прессой «за глумление над крещением Руси» Вот это было очень неожиданно. Вдруг антирусский интернационализм кончается.

А. ГУДОШНИКОВ: Знаковый парад на Красно Площади, когда Стали отправлял войска на фронт, он обращался именно: «Братья и сестры», насколько я помню. По поводу Пасхи – откуда праздник пошел, что он значит.

А. КУРАЕВ: Есть некое почти случайное совпадение по времени. Дело в том, что Христа арестовали и казнили в те дни, когда его родной народ, еврейский народ праздновал день своей Пасхи и выхода из Египта. И поэтому получилось хронологически, что совпадает христианская Пасха, которая вспоминает в эти дни именно о жертве Христа, о его смерти и воскресении. Хронологически это приходится и на воспоминания событий иудейской Пасхи. Некоторое время церковь так и поступала. Потом все-таки решили это развести. И одно из правил исчисления православной Пасхи такое – если наши праздники совпадают, то мы берем тайм-аут и ждем следующего полнолуния, чтобы праздновать христианскую Пасху. В этом году так получилось. То есть логика здесь следующая. Первое- ветхозаветная Пасха – она более ранняя исторически, и поэтому не стоит новозаветную Пасху праздновать раньше ее или одновременно с нею. Во-вторых, все-таки отношения христианской и иудейской общин достаточно сложные в нашей истории. Поэтому для того, чтобы две радостные и не очень трезвые толпы не начали выяснять отношения на улицах, поводы для празднования лучше разнести по календарю.

А. ГУДОШНИКОВ: Но все-таки она у иудеев называется не Пасха, да?

О. БАЙКАЛОВА: У меня возник вопрос. Существует точка зрения, что православная Пасха берет начало в языческой. И оттуда идет это разделение. То есть скотоводческая, иудейская так называемая Пасха, которая зародилась 3 500 лет назад, она ничего общего с православной не имеет, так?

А. КУРАЕВ: Нет, это довольно странное мнение. Христианская Пасха связана с конкретным историческим событием. И это событие к циклам природы не имеет никакого отношения. То есть здесь нет ничего связанного с движением планет, с урожайностью. Подчеркиваю, речь идет о событии, произошедшем при Понтийском Пилате. То есть разовое событие, уникальное. И любой более-менее грамотный культуролог вам скажет, что одно из главных последствий торжества христианской идеи в западном мире это было появление идеи истории, как последовательности, цепочки уникальных и не воспроизводимых событий. Потому что идея великого круговращения, вращения кальп, возвращения эпох, когда все вернется, то, чем Сократ утешал своих учеников, - это вдруг было разорвано, когда появилась такая уникальная, с точки зрения христиан, точка на карте мировой истории. Уникальный хронотоп. И, соответственно, она сопровождается еще двумя уникальными точками – это протон и эсхатон, точки начала и конца. И вот три точки, через них проходит линия истории. И поэтому возвратов уже не будет. По этой причине для христианского сознания празднования Пасхи никак не может быть таким природно-цикличным.

А. ГУДОШНИКОВ: «Иисус Христос никакого отношения к евреям не имеет», - это пишет «28». Кстати, вопрос возникает очень часто в нашем эфире. Можете пояснить? О человеческой сущности Христа и божественной.

А. КУРАЕВ: Сначала я поясню на языке права, социологии и современной американистики. В американском праве считают, что этническая, не гражданская, а этническая национальность человека определяется тем, на каком языке мама пела ему колыбельные песни. И вот в этом смысле совершенно очевидно, что родной язык того дома, где вырос Иисус, это был язык арамейский, это был язык еврейского народа. Язык того времени, не священный иврит, а арамейский язык. Так что нет, я не вижу никаких оснований отрицать связь Христа с еврейским народом. Только одно, может быть, богословское чисто основание, не историческое. Ведь в христианском понимании Христос это совершенный человек. Совершенный бог и совершенный человек. И тут возникает непростой вопрос – национальность, принадлежность к тому или иному конкретному этносу? Является ли это чертой…

А. ГУДОШНИКОВ: Несовершенства?

А. КУРАЕВ: Совершенства или не совершенства, учитывая, что дробление на языки и нации, согласно Библии, это следствие Вавлинского столпотворения, некого божьего наказания. Поэтому это очень непростой вопрос. То есть Христос – это все-человек. Он тогда не может носить ярлык человека какой-то определенной нации. С другой стороны, все-таки есть какие-то конкретные черты в Нем, свойственные не всем людям. То, что он мужчина, а не женщина, например. Какие-то возрастные черты и т.д. Все-таки он входит в конкретную гущу человечности. И если в этой конкретной гуще есть национальные черты, конечно, он их тоже принимает. В частности, что касается религиозных признаков, да, он проходит через обряд обрезания, который означает вхождение в иудейскую религиозную общину.

А. ГУДОШНИКОВ: Я вижу много звонков. Сегодня отец Андрей рассказывает нам о Пасхе. «Мы с женой живем в гражданском браке, священник отказывается причащать после исповеди. Прав ли он? Мы перестали к нему ходить», - пишет «81». Это такие вопросы. Наверное, к своему духовнику надо сходить.

А. КУРАЕВ: Нет, не в этом дело. Священник совершенно прав. То есть если вы считаете себя христианином и испытываете потребность в причастии телу и крови Христа, значит, для вас мнение церкви значимо. А церковь говорит, что наиболее значимые события в жизни человека надо совершать не перед лицом любимых родственников, а перед лицом Бога, в том числе, заключение брака.

Геннадий: Мы оба – человеки. У меня родители в Тверской области. Мне 70 лет. Я не крещеный, потому что я родился во времена, когда это не делали. У меня единственный вопрос. Давайте с вами порассуждаем. А что если все эти рассуждения о существовании высших существ – это ошибка? Как мы можем строить жизнь на основании ошибочных мнений и подозрения?

А. ГУДОШНИКОВ: Спасибо! Это интересная очень вещь. Очень свежий спор, надо сразу сказать. Что если ошибка? Будете отвечать или нет?

А. КУРАЕВ: Во-первых, не надо оправдывать себя тем, что в те времена не крестили. Если вам 70 лет, значит, вы родились в 43 году. Это время открытой и свободной религиозной жизни в Советском Союзе.

А. ГУДОШНИКОВ: Не хотели и не крестили, например, родители.

А. КУРАЕВ: Опять – не надо сваливать на общество. То есть Сталин во всем виноват и т.д. Это неправда. В годы войны, в 43 году спокойно можно было крестить тому, кто желал это делать. И никаких репрессий за это не последовало. Если у человека есть сомнения – есть Бог или нет, так сомневайтесь дальше! Что ставить вопрос- о крещении или нет? Евангелие обращается к тем, кто принял веру. Вы не хотите ее принимать, это ваше дело.

Александр: С праздником! Я обратил внимание, я сам армянин и живу в России с 61 года, и себя тоже и русский считаю где-то человеком по культуре. Я обратил внимание, что почему-то в русской православной церкви есть 2 тенденции, которые мне не очень нравятся. Во-первых, когда идет богослужение, я вижу, что 90 % людей не понимают, о чем идет речь. Я очень много читаю религиозных книг – историю религии и т.д. И вижу внутреннее принятие.

А. ГУДОШНИКОВ: И второе?

Александр: Второй вопрос. Я как-то хотел крестить сына своего друга. В одной церкви мне сказали: не вопрос, потому что армяне являются православными, но есть некоторые различия. А во второй церкви батюшка сказал, что категорически нет, потому что армянская церковь является, как он сказал, как-то даже оскорбительно прозвучало, честно говоря.

А. ГУДОШНИКОВ: Спасибо! Два вопроса, конечно, они вряд ли имеют какое-то отношение к Пасхе.

А. КУРАЕВ: Во-первых, в армянской церкви вопрос понятности богослужебного языка гораздо более серьезен, чем в русской церкви. Потому что дистанция между формированием армянского церковного богослужебного языка больше. Армения приняла православие в 4-м столетии, и с той поры этот язык почти не менялся. То есть это 1500 лет, это больше в 1.5 раза, чем в случае с церковнославянским русским языком. Так что это не есть некая особенность русской церкви. Но главное ведь то, что, заметьте, такая ситуация для большинства религий мира характерна. Мусульмане всего мира молятся по-арабски. И татары, и башкиры, и азербайджанцы. И буддисты всего мира свои мантры произносят на пали или на тибетском языке, а не на бурятском или тувинском наречии. Католики до недавнего времени молились все на латыни и т.д. Греки, например, молятся на византийском языке среднегреческом. Это язык Средних веков, это не современный язык. И прочее, и прочее. Это означает, что есть такая некая культурная константа. Оказывается, в религии вопрос понятности это не есть вопрос самый главный. Вопрос в том, насколько этот язык позволяет сосредоточиться, молиться, пережить свои сакральные мысли.

А. ГУДОШНИКОВ: Насколько он помогает?

А. КУРАЕВ: Большинство верующего человечества почему-то считает, что помогает. Это факт.

А. ГУДОШНИКОВ: То есть исходить надо из того, что если ты верующий, ты должен просто знать.

А. КУРАЕВ: Нет, исходить надо из того, что от этой проблемы нельзя просто отмахиваться, нельзя считать ее простой. Какие тупые эти попы, не могут понять то, что понял я, однажды зайдя в храм и ни фига не поняв. Вот эта позиция глупая.

А. ГУДОШНИКОВ: Надо ли в Великую Субботу идти на кладбище или совершать какой-то обряд?

А. КУРАЕВ: Что касается второго вопроса, может ли человек, считающий себя принадлежащим к армянской церкви, стать крестным отцом русской православной, я думаю, что все-таки нет. Вполне очевидно – надо жить в той традиции, в которой ты обещаешь воспитать этого ребенка.

А. ГУДОШНИКОВ: Еще один вопрос - Надо ли в Великую Субботу идти на кладбище или совершать какой-то обряд?

А. КУРАЕВ: Нет. Ни в коем случае. Кладбище – ждите до Радоницы, это вторник второй недели после Пасхи. А до той поры как-то немножко не до этого. Подумайте о себе, а главное- о Боге, а не о покойниках.

СЛУШАТЕЛЬ: Я повторно, извините, пожалуйста. Но все-таки если потеоретизировать.

А. ГУДОШНИКОВ: Мы поняли вам вопрос. И на него вы уже получили ответ. Дайте другим людям высказаться.

А. КУРАЕВ: Если потеоретизировать на тему, что Бога нет, об этом есть замечательные слова. Слова Бориса Чичибабина, современного поэта. Он сказал так.
Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да смерть - и та! - нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.
Если вы считаете, что Бога нет, то нет проблемы для смерти. Просто ваше тело отвезут на помойку, и всё.

А. ГУДОШНИКОВ: Здесь очень интересная вещь, потому что недавно ФОМ провел опрос на эту тему, как раз таки – кто верит в какую теорию возникновения людей. То есть креационистскую или все-таки в теорию Дарвина. И оказалось, что 37 %, это в России опрос проходил, верят именно в то, что люди созданы Богом. По-моему, около 27 % верят в теорию Дарвина, в теорию эволюцию видов. А остальные не знают.

А. КУРАЕВ: Это некорректный опрос по той простой причине, что в нем почему-то заведомо исключается третья возможность, та, которая принята в академическом православном богословии, то, что Бог это импульс, источник жизни. Но при этом он создал мироздание таким, что оно способно развиваться. И поэтому ряд тезисов Дарвина- они вполне могут быть приняты и религиозным сознанием. В Советском Союзе академик Берг, например, развивал такую теорию.

А. ГУДОШНИКОВ: Самое интересное, что когда людей после этого спросили, а какую из теорий нужно преподавать в школе, 44 %, а это большинство, потому что там группы еще поделились, высказались, что в школе нужно то и другое преподавать. Для меня это удивительно, потому что когда недавно в школе у нас вводились уроки религиозной культуры, у нас довольно значимая часть общества начала против этого выступать.

А. КУРАЕВ: Я думаю, что, в основном, выступали люди, которые не очень разобрались, что именно предлагается. Предлагается предмет – светский культурологический. Ведут его обычные педагоги, а отнюдь не священники. Предлагается каждому родители сделать выбор для своего ребенка. 6 вариантов, пожалуйста, что вы хотите. Просто светскую этику или рассказ вообще о мировых религиях или о конкретной какой-то религии, которая интересна для вас, о ее культуре. Я не думаю, что здесь есть, против чего протестовать.

СЛУШАТЕЛЬ: Скажите звукорежиссеру, что господина Кураева совершенно не слышно!

А. ГУДОШНИКОВ: Уже сказали и уже даже передали отцу Кураеву все ваши пожелания. Просто отец Андрей говорит не так громко, как хотелось бы. Если можно – чуть погромче.

Нора: Меня очень заинтересовала позиция, где Фоменко и Алексей Хрусталев. Я внимательно послушала, и у меня не возникло отторжение Иисуса. Наоборот даже вера еще больше укрепилась. Так что истина укрепляет. Хотелось бы знать вашу позицию по этому вопросу.

А. КУРАЕВ: Я считаю, что книги Хрусталева и Фоменко это позор российского книгоиздания, науки. К науке это не имеет ни малейшего отношения. Я думаю, что вы можете в Интернете найти немало серьезных статей и книг, где по щепочкам разбирается вся эта конструкция. Напомню хотя бы банальность, есть такой город Новгород. В нем есть деревянные мостовые. Соответственно, по годовым кольцам, по срезам можно понять, в каком году это дерево было срублено, когда оно туда легло. И появляется такой метод анализа, который никак не соответствует той сжатой хронологии, которую предлагает господин Фоменко. Кроме того, серьезно относиться к людям, которые утверждают, что Христос жил в 11 веке, невозможно серьезно относиться. Если Христос объявляется папа Григорий седьмой, то наместниками кого на земле считали себя предыдущие 6 Григориев Римских?

А. ГУДОШНИКОВ: Еще такой вопрос. Мы вроде бы как не соблюдаем пост. И опять же в опросах это видно, что проводят наши социологические центры. Люди, не соблюдая пост, потом почему-то празднуют Пасху. Насколько это правильно и стоит ли так поступать?

А. КУРАЕВ: Лучше праздновать Пасху, не постясь, чем не поститься и не праздновать.

А. ГУДОШНИКОВ: А если поститься и не праздновать? Или такой вариант невозможен?

А. КУРАЕВ: Нет, такой невозможен.

А. ГУДОШНИКОВ: А вообще насколько это дело добровольное – пост?

А. КУРАЕВ: Вообще членство в церкви это вещь добровольная. Но когда я вхожу в некое сообщество, в некий клуб, я принимаю его правила.

А. ГУДОШНИКОВ: Люди просто, иногда соблюдая пост, подразумевают под этим только - не есть лишнего. Выбирают нежирную пищу и т.д. Исходят только из этого. На самом ли деле пост это только не есть чего-то, чего не положено? Или что такое пост, в принципе?

А. КУРАЕВ: Я думаю, что каждый год при начале поста множество священников и публикаций...

А. ГУДОШНИКОВ: Высказываются по этому поводу, да.

А. КУРАЕВ: Не надо мне подсказывать слова, я знаю русский язык и знаю тематику, о которой говорю…. напоминают, что пост не только в тарелке, но в душе. Например, информационный пост – что смотреть, на какие интернет-сайты заходить. Пост коммуникабельный, то есть с кем общаться, с кем – нет. Если я заранее знаю, что есть у меня одноклассник, встреча с которым выльется в пересказ матершинных анекдотов, то, может быть, стоит до следующей Масленицы прекратить наше дружеское общение. А постом с ним не встречаться или просто новости спросить по телефону, поздравить с рождением ребенка, например. И не более того. Конечно, есть пост, как жертва. Понимание поста, как жертвы. Иоанн Златоуст говорил так, что ты посчитай, сколько стоит твоя еда скоромная, вычти оттуда стоимость мяса, съешь дешевый обед без мяса, а разницу отдай бедным. Вот с этим у нас сегодня самая большая проблема. Потому что даже на днях смотрел передачу что-то из жизни ресторанов, говорили, что мы стараемся делать постное меню, большой спрос на постные блюда, но при этом оказывается, что люди на постный стол тратят больше денег в ресторанах, чем на обычную еду. Точно также если в магазинах человек начинает закупать деликатесы, каперсы, дорогие маслинки и т.д.

А. ГУДОШНИКОВ: То есть это недопустимо?

А. КУРАЕВ: Вообще это издевательство над сутью поста.

А. ГУДОШНИКОВ: Андрей спрашивает, видимо, следит за вашими выступлениями. «Как-то вы называли православие сектой, прокомментируйте, пожалуйста». Было такое?

А. КУРАЕВ: Знаете, я уже 20 лет на арене, поэтому я уже много чего мог сказать. Все зависит от того, какой смысл слова – секта. Потом дальше очень важно понять, что я очень часто пересказываю не свою точку зрения, а точку зрения моих оппонентов. И я, к сожалению, за эти 20 лет вижу, что очень часто люди не хотят или не умеют расслышать, про кого я говорю.

Федор: Если возможно, я хотел бы поглубже комментарий получить. Вот звонил товарищ из Армении. Дело в том, что армянское, греческое, грузинское- это же православные церкви. Это же наши братья! Почему брат не может прийти в нашу церковь и стать крестным отцом. Поясните, пожалуйста!

А. КУРАЕВ: Нет, вы немножко путаете. Грузинская и греческая церковь, действительно, это наши братские церкви. Они вполне православные. У нас есть полное общение. С армянской апостольской церковью у нас такого общения нет, нет совместного служения, совместного совершения литургии. И есть значительные различия, причем, они многие столетия, эти различия насчитывают. И если их касаться, то вкратце это вопрос о том, какова полнота человечности Христа. То есть то, что он Бог, в этом нет сомнений ни у верующих армян, ни у верующих греков или русских. А вот вопрос в полноте его человечности. Вот здесь есть некие разночтения.

А. ГУДОШНИКОВ: Как заговорили на счет поста, тут же люди начали спрашивать по поводу иеромонахов, которые разъезжают на дорогих автомобилях. «Почему некоторые иеромонахи гоняют на дорогих джипах и сбивают людей?»

А. КУРАЕВ: Дураки потому что.

А. ГУДОШНИКОВ: И все?

А. КУРАЕВ: А что сказать? Дураки могут встретиться в любой профессии, в любом сословии.

А. ГУДОШНИКОВ: Может быть, тогда говорить о каком-то более трепетном серьезном отборе, когда речь идет о таких важных вещах, как религия?

А. КУРАЕВ: Абсолютно согласен.

А. ГУДОШНИКОВ: А что делать? Почему такие люди попадают тогда? И где, кажется вам, эта проблема? Как ее решить, чтобы таких людей не появлялось?

А. КУРАЕВ: Мои советы будут не очень цензурны.

СЛУШАТЕЛЬ: Если спор идет о книжниках, о лицемерах и т.д. Сам Иисус говорил, что я вам духа-утешителя пошлю. У меня такое ощущение, что сейчас в решении спорных вопросов не используется, чтобы именно собрались какие-то иеромонахи. Вот есть какой-то спорный вопрос, и они молились бы там и сказали: вот нам святой дух открыл, вот так должно быть и все. А то все время борьба мнений, основанная на книжках каких-то. Как вы считаете?

А. ГУДОШНИКОВ: Интересно.

А. КУРАЕВ: Эта позиция очень женская, очень красивая. Регулярно женские секты по этому поводу возникали в истории церкви. В начале 3-го века, такие женщины – монтанистки, фанатки неких старцев, пророков. Они считали, что в них дух святой поселился. Очень хочется женщинам найти какого-го гуру. Вспомним Елену Рерих или Елену Блаватскую, хотя это и за пределами христианского мира, но тоже характерные черты такой женской пророческой религиозности. Жажда найти некого оракула, махатму. И главное – сбросить с себя груз любой ответственности, в том числе, изучение книг, между прочим. Такой некий луддизм. Это называется «гносеомахия», в истории церкви, такая ересь борьбы с книжностью, с образованностью, с научностью. А главное – духом пламенеть. История церкви очень четко показывает, что, к сожалению, этот путь хоть и кажется красивым, довольно быстро приводит к катастрофам, потому что вопрос проверки качества этих откровений. Да, люди собрались, помолились. А с чего вы взяли, что именно святой дух их посетил, а, может быть, какой-то каприз? Некое ощущение. Я не говорю даже о злых духах.

А. ГУДОШНИКОВ: Или они просто сговорились.

А. КУРАЕВ: К сожалению, практика показывает, что такого рода молитвенные собрания, «давайте помолимся и затем вынесем наш вердикт», это мода есть и сегодня в некоторых монастырях. Это обычно приводит к глупости. Достаточный пример – те листовки, которые раздает Почаевская Лавра. Им, понимаете ли, снится по ночам, что компьютер это сатанинское изобретение, что паспорта брать нельзя, что, оказывается, конец света начался, потому что в Апокалипсисе сказано, что реки окрасятся кровью. А в Китае уже была авария, какая-то из рек окрасилась красным цветом после аварии на химической фабрики. Цвет воды уже восстановился давно, но в Почаевской Лавре все равно свято верят и пугают людей, что в Китае все реки красные.

А. ГУДОШНИКОВ: Еще один вопрос от нашего слушателя: Вроде бы сейчас общество, со времен разрушения Советского Союза становится более религиозным, но, на взгляд слушателя, нравственная планка у нас падает. Почему так происходит?

А. КУРАЕВ: А как бы эту нравственную планку замерить? Потом надо различать, где есть некое общественно поощряемое лицемерие, а где - нравственность. Я скажу на маленьком примере. Мы упоминали уже, что в 4-х классах начинают изучать основы православной культуры. И я педагогов всегда предупреждаю: не спешите радоваться тому, как дети хорошо осваивают предлагаемый вами материал. Дело в том, что дети к 4 классу очень хорошо усваивают основы школьного лицемерия. Они прекрасно понимают, за что они получат «конфетку», с какой фразой учительницы нужно согласиться. Поэтому если вы скажите: «дети, должны ли помогать мы больным?», класс дружно скажет: да! И вы в сердце скажете: слава Богу, какие хорошие дети! А на переменке эти же дети для себя скажут совсем иначе. Есть такая вещь, как некое ожидание, что нужно сказать, чтобы получить в ответ – «хороший мальчик!». И это было очень развито в советском обществе.

А. ГУДОШНИКОВ: «181» задается вопросом по поводу лицемерия, правды. Я знал, что возникли эти вопросы, но все-таки. Разве не должна была церковь простить Пуси Райт?

А. КУРАЕВ: Я за всю церковь говорить не могу. Что касается меня, то я с самого начала говорил, что самая лучшая реакция была бы, учитывая, что это Масленица, позвать их на блины, попить с ними чай с медом и поговорить с ними по душам.

А. ГУДОШНИКОВ: Я, кстати, помню ту вашу реакцию. В этом году поздняя Пасха, почти совпадает с Днем победы. Действительно ли Москву облетали с иконой Казанской Божьей матери?

А. КУРАЕВ: Я в это не верю.

А. ГУДОШНИКОВ: Вы говорили, как люди держат пост. И якобы нельзя некоторые программы смотреть, некоторые сайты посещать. А что бы вы не советовали нашим слушателям, среди которых есть, наверное, читатели, из русской литературы читать? Есть такие произведения или нет?

А. КУРАЕВ: Наверняка! Потому что есть масса бездарных произведений, скучных. Как всегда. Помните, «поэзия – та же добыча радия, грамм добычи и тонны руды». Поэтому в русской литературе не только гениальные произведения были, но и проходные, причем, даже у талантливых писателей.

А. ГУДОШНИКОВ: Люди просто интересуются по поводу «Мастера и Маргариты», не могу им отказать в этом интересе.

А. КУРАЕВ: Я за то, чтобы эта моя любимая книга была бы устранена из школьной программы. Потому что я ее люблю. И поэтому я считаю, что не надо все хорошее замать руками и затаскивать в школу. Сложная книга. И главное – у нас не существует до сих пор традиции академического булгаковедения. Нет академического издания сочинений Булгакова. Нет общепринятой в профессиональной среде трактовки этого произведения. А если даже этого нет, зачем сваливать этот сложнейший текст, этот сложнейший труд его толкования на детей и бедную Марию Ивановну, школьную учительницу.

А. ГУДОШНИКОВ: Которая должна, якобы, там что-то объяснить.

А. КУРАЕВ: Да. Поэтому не дозрело еще наше общество, академическое сообщество до этого.

А. ГУДОШНИКОВ: Здесь «7» спрашивает – как проводить сегодняшний день? А я хотел бы вам задать еще один вопрос- как проводить завтрашний день? Как правильно праздновать Пасху?

А. КУРАЕВ: Давайте по пальчикам сгибать, чего делать не надо. Первое- не верьте продавцам супермаркетов, что у них куличи освященные. Дело в том, что церковная власть совершенно справедливо запрещает священникам освящать куличи на заводах, на складах или в магазинах.

А. ГУДОШНИКОВ: А почему справедливо?

А. КУРАЕВ: Дело в том, что в этом случае у некоторых людей может исчезнуть единственный у них позыв к тому, чтобы зайти на Пасху в храм или в великую субботу - куличик освятить.

А. ГУДОШНИКОВ: Один раз всего хотя бы в году.

А. КУРАЕВ: Да. Это означает – окончательно закрепить человека в положении раба супермаркета. Это очень интересная вещь. Лет 15 назад мне рассказывали злые языки, что было какое-то секретное совещание, не знаю, у кого. То ли у Суркова, то ли еще у кого-то, но где-то там, в Кремлевской округе. И решался вопрос пресловутой стабилизации. Сейчас вроде бы что-то у нас складывается, и надо не допустить каких-то возможных революционных потрясений. Понятно, мы все эти тезисы слышали уже много раз. Но вопрос – что для этого надо сделать, чтобы люди были социально послушны и предсказуемы. И на том совещании, говорят, столкнулись две точки зрения. Одна – типично марксистская, что религия это опиум народ и поэтому надо сделать акцент на церковь с тем, чтобы церковь воспитывала социально предсказуемых граждан. Вторая точка зрения была такая- надо строить гипермаркеты, чтобы человек стал прихожанином гипермаркета. Выходные дни он проводил там. Чтобы он видел это пиршество живота, и у него появились бы локальные жизненные цели. Не вопросы о смысле жизни, а вопрос о смысле этого квартала.

А. ГУДОШНИКОВ: Но ведь получилось!

А. КУРАЕВ: Надо накопить денег на покупку этого гаджета, для этого надо взять кредит. Если я взял кредит, я начинаю опасаться за социальную стабильность. Мне нужна социальная стабильность, уверенность в своей работе. И вот была сделана ставка на второй путь. Так что в этом смысле я хочу сказать, что конфликт не между русской и армянской церковью, а конфликт между религией и гипермаркетом. И в этом смысле священник, который идет в гипермаркет что-то освящать, он с нашей точки зрения просто последний власовец.

А. ГУДОШНИКОВ: Кстати, по поводу гипермаркетов и конфликта религии и гипермаркета, тут, наверное, не только конфликт религии только, но еще и общекультурный конфликт, когда люди, действительно, просто едут в любой выходной в супермаркет. Меня это удивляло, но там больше всего людей. Вы назвали, чего делать точно не нужно. Ходить и покупать куличи в супермаркете.

А. КУРАЕВ: Нет, купить кулич можно, но не надо считать его освященным.

А. ГУДОШНИКОВ: То есть если купили, все равно придите в церковь. А что делать нужно?

А. КУРАЕВ: В ожидании освящении куличей, не стоит злиться на окружающих людей. Потому что это самый худший способ встречи Пасхи.

А. ГУДОШНИКОВ: Встречал в храмах таких бабушек, которые неизменно злятся, когда ты что-то делаешь не так.

А. КУРАЕВ: Нет, я говорю не о церковных бабушках, а ровно об обратном персонаже, когда люди с рефлексами советской очереди приходят и говорят: срочно освятите, вас тут не стояло, больше 2 кг в одни руки не давать и т.д. Запастись, в конце концов, терпением, если есть какое-то ожидание, если есть очередь в этом храме. А храмов в Москве, действительно, не хватает. В эти дни это очень хорошо видно. Третье – я уже сказал – на время забыть о покойниках. В церкви до Радоницы не будет никаких заупокойных молитв, записочек. Надо радоваться и радовать живых людей. Конечно, не стоит упиваться ни в какой праздник, а тем более в такой светлый праздник, как Пасха. Бокал вина поднять можно, а зачем больше. То есть если душа не радуется Христу, то это диагноз. Значит, душа больна. А тогда тем более зачем усугублять ее болезнь стаканом водки? Совершенно непонятно. То есть лучше радоваться тем смыслам, которые предлагает церковь в этот день. А тем более у нас есть и другие поводы для радостных переживаний, в связи с Днем победы.

А. ГУДОШНИКОВ: И все-таки – что же делать? Или еще есть какие-то пункты, чего не стоит делать?

А. КУРАЕВ: В этом году интересно получится. Получится противоречие между церковными правилами. С одной стороны, до Радуницы нет заупокойных молитв, а, с другой стороны, по решению нашего же Синода 8 мая это день поминовения воинов, павших в Великой Отечественной войне. Значит, все-таки здесь надо будет объединить как-то и богослужебную пасхальную интонацию и поминальную.

А. ГУДОШНИКОВ: Это будет в среду?

А. КУРАЕВ: Да. Это будет интересно.

А. ГУДОШНИКОВ: Как проводить день? Что нужно делать?

А. КУРАЕВ: Во-первых, пасхальный крестный ход, который будет в полночь. Затем утренняя литургия, будет в 9 часов утра в московских храмах. Обычно детишек приводят по утрам причащаться, потому что ночью детям тяжело, конечно, стоять. А на 9-часовую утреннюю литургию приводят. В воскресенье вечером торжественная и очень радостная часовая торжественная пасхальная вечерня будет проходить. Затем радостная особая служба. И в течение всей пасхальной недели, светлой седмицы каждый день утром будет крестный ход вокруг каждого храма по окончанию литургии, это около 10 часов утра. Кстати, обычно есть дефицит в юношах или взрослых мужиках, который могли бы нести в крестном ходу иконы и хоругви. Так что у вас есть шанс попробовать себя в роли хоругвеносца.

А. ГУДОШНИКОВ: Интересно, что на митингах в них нет никакого недостатка. Муха подозревает, видимо, в каких-то махинациях. Говорит: а сколько стоит освящение кулича в церкви или стоит ли это чего-то?

А. КУРАЕВ: Сами решите, что-то оставить или нет.

А. ГУДОШНИКОВ: То есть если требуют?

А. КУРАЕВ: Нет, никто ничего не требует совершенно. Стоит огромный стул, обычно на улице, вокруг храма скамьи стоят, стоят сотни людей с куличами. Никто не ведет подсчет. Ну пройдет там служка с тазом, какую денежку хотите- бросьте. Никто не проверяет и не говорит, сколько бросать.

Артем: У меня вопрос: в одной из передач известный журналист Владимир Соловьев заявил приблизительно следующее, что христианство к русским не имеет никакого отношения, это наш внутренний еврейский вопрос. Вот как бы ваш гость прокомментировал?

А. ГУДОШНИКОВ: Единственное уточнение – в какой это передаче было?

Артем: «2 против 1» в 2006.

А. ГУДОШНИКОВ: Спасибо! Похоже на реальную ссылку.

А. КУРАЕВ: Давненько это было. Христианство начиналось, как внутренний еврейский вопрос, это несомненно. Спор апостолов и синедриона, еврейского первосвященника Каиафы и проповедника Иисуса – это правда. Но с той поры трудно не заметить, что масштаб этой тематики весьма заметно вырос.

А. ГУДОШНИКОВ: Хотя, с другой стороны, как никому, вам, наверное, известно, что когда фраза выдрана из контекста, она может менять абсолютно смысл.

СЛУШАТЕЛЬ: Андрей Кураев сказал, что бог создал мироздание. Я должен сказать, что в России научным путем доказано, что бог существует. Причем, бог это само мироздание. То есть научные доказательства, цель которых не ставилось – определить есть бог или нет. Они сами вытекли из космологической теории.

А. КУРАЕВ: Какая теория? Кто чего доказал? Вот опять бред недообразованных людей. Когда мне говорят, что наука что-то доказала, я всегда требую - кто, где, когда, имена, пароли, явки. В данном случае, конечно, ничего научного в этом нет. Простите, если мы уж беремся говорить на языке науки, надо, как минимум, определить термины – что есть Бог, что есть мироздание.

А. ГУДОШНИКОВ: Тогда вопрос. Когда люди говорят, мы говорим бог – подразумеваем вселенную, все сущее.

А. КУРАЕВ: Это банальное недообразованное язычество.

А. ГУДОШНИКОВ: Почему?

А. КУРАЕВ: Потому что Бог в библейской традиции это создатель вселенной, трансцендентное начало по отношению к природе и к тем законам, который он этой природе дал.

А. ГУДОШНИКОВ: То есть отождествлять вселенную и бога нельзя.

А. КУРАЕВ: Если вы считаете себя поклонником Спинозы, пожалуйста, можете.

Михаил: Судя по словам вашего гостя, делаю вывод, что если мама армянка, а папа русский, то крестить вообще не надо детей. Давайте тогда к свидетелям Иеговы все идти.

А. ГУДОШНИКОВ: Тут, наверное, вопрос выбора личного семейного.

А. КУРАЕВ: Естественно. Вопрос не к том, кто ваши родители, а в том, что крещение это вход в определенную общину, а не вообще во все хорошее. И поэтому – да, надо делать выбор. Ты или член армянской религиозной общины или православной церкви.

А. ГУДОШНИКОВ: Кстати, сообщение по этому поводу, раз уж вернулись к этой теме. Говорят – что получается, что разделяют людей взгляды религиозные.

А. КУРАЕВ: Да. Разделяют, а что в этом плохого?

А. ГУДОШНИКОВ: Вроде как стремимся к некому объединению, согласию.

А. КУРАЕВ: Это ужасно!

А. ГУДОШНИКОВ: Почему?

А. КУРАЕВ: Потому что стремление к объединению кончается общей казармой и бараком.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:09

https://bit.ly/2NkBY0U
Экспресс заработок от 35 000 рублей за 30 дней!
Гарантия возврата денег.
Посты по теме:
Кураев Андрей, диакон, профессор Московской Духовной Академии, официальный сайт.
Почему православная Пасха 5 мая? Даже по юлианскому календарю первое весеннее полнолуние - 25 апреля. Следующее после него воскресенье - 28 апреля. 5 мая это уже второе воскресенье после весеннего ...
В своем, праздничном, так сказать, посте дьяк Кураев засомневался в правильности отмечаемой сегодня всем православным миром торжестве Святой Пасхи. Его высокоблаговестие не знает, кто составляет ...
1 мая 2013 г. (11:06). Диакон Андрей Кураев объяснил "Ленте.ру", почему он считает российских муфтиев "бесполезными менеджерами". Один из самых заметных религиозных деятелей России диакон Андрей Кураев считает, ...
Вопросы пенсионного возраста и материального благополучия священников вновь стали предметом дискуссии в интернете. В четверг в блогах появилась информация о том, что согласно новому постановлению ...
Диакон Андрей Кураев, отметившийся накануне резкими высказываниями в адрес представителей ислама, р...
7C Новости %7C Актуально %7C Батюшка Кураев – про «мусульмано-чеченское г-но»
Архив записей в блогах:
     ...старая шутка, но целиком и полностью отражает всю внезапность и абсурдность ситуации. Супружница моя, драгоценная ltchekan в самое ближайшее время отправляется на границу России и Украины, в Ростов. Из ХМАО в те края отправляются около 10 человек, ...
Это тема русских дам и смуглых таксистов неисчерпаема... Вот пришло чумовое видео из культурной столицы Русского Мира... Завязка истории была стандартная... Дерзкая Питерская красавица Маша вызвала такси, чтобы ехать в аэропорт... На вызов приехал чёткий Журажон Гулимжон ...
Дуня Смирнова показала миру истинное лицо Чубайса – политика и экономиста, который настолько политик и экономист, что ему класть три кучи, как там в стране , где от политиканствует и экономствует, люди живут. Признаюсь, страна должна была обязать Чубайса жениться на Смирновой только ...
Приступая к этому посту, я волнуюсь. Здесь будет история о сбывшейся мечте. Мечтах. Шато де Баньоле принадлежит семье Хэннесси с 1840 года, а с 1963 года в нем принимают только членов европейских королевских семей, политиков и кинозвезд. Здесь ...
Часть 3, О малом бизнесе просто приведём некоторые числа на март 2011 года. Если все гос. строительство структурировать и так понимать, как приведнно ниже, то-...Утопизм – это необходимый каркас. Ведь люди стремятся к идеалам. И единственной ...
  • ArturKorya : RT @sergeybuntman: Андрей Кураев: Как мы для евреев пасху придумали http://t.co/Co0FpABYTJ Умница! :-)

  • antimodernisme : О. Кураев – лжемиссионер года http://t.co/Oas3zN0yCc

  • paketbot : "Лучше праздновать Пасху, не постясь, чем не поститься и не праздновать" © Андрей Кураев http://t.co/8llkusQjhF http://t.co/ROp5CkvlKc

  • lena_vo_7333596 : Тащить в тюрьму Белковского за критику РПЦ - нехорошо, считает Кураев

  • Master_Patch : В ДомСкладе, что в СерГоре, на выдаче 5 упоротых грузчиков и начальник Кураев. Вообще в газ. Будьте бдительны. Доверяйте профессионалам!

  • ypappab3 : Диакон Кураев: Банальности о терроре. Меч лежит в колыбели ислам

  • Viktuar1964 : @ierej_Oleg У нас 25 мая пройдет фест. Владимирские Купола. Кураев должен приехать

  • olgafssen : Андрей Кураев: Как мы для евреев пасху придумали http://t.co/bAYeerGPQm

  • negor0 : http://t.co/ULSmDvzSpj Андрей Кураев на РСН

  • natasha_mi_1570 : Протодиакон Кураев увидел в новом понтифике человека с добрыми глазами

  • evgenija_vo_557 : Кураев прокомментировал снятие пожилых священников с высоких постов