Русские скауты в Австралии: как надо

топ 100 блогов diak_kuraev13.05.2018 «На следующий год – опять в лагерь» – этим обещанием заканчивается каждый скаутский лагерь. А чтобы следующий прошёл хорошо, подготовку к нему надо начинать сразу же, не откладывая в долгий ящик. И к нашему октябрьскому весеннему лагерю мы начали готовиться уже в феврале 2017 года. Тогда на собрании руководителей было принято решение сделать очень необычный ход.
В предыдущем весеннем лагере в 2016 году мы впервые в истории Австралийского отдела ОРЮР провели для ребят речной поход с двумя ночёвками во время лагеря. С одной стороны, всё прошло очень хорошо. Даже, можно сказать, отлично. Но с другой – это означало, что часть ребят и руководителей должны были отсутствовать несколько дней во время лагеря, то есть интенсивность лагерной программы резко снижалась на целых 3 дня.
И хотя лагерная программа прошла в тот раз нормально, в этом году мы решили провести поход отдельно, до лагеря, с тем, чтобы походники прибыли в лагерь к самому началу.

Но это не всё: в этом году мы существенно удлинили и усложнили маршрут похода. В прошлом году мы начинали и завершали поход в Рунке, пройдя по Муррею на 12 км вверх по течению, а затем, спустившись обратно (с двумя ночёвками в общей сложности – на карте местá первой и второй прошлогодних ночевок показаны красными стрелками и цифрами «1» и «2» соответственно).
Теперь же мы планировали выйти из Моргана (а это на 36 км выше Рунки), и весь поход включал 3 ночёвки. Места эти были нам незнакомы, поэтому, чтобы разведать возможные места стоянок и остановок, мы заранее провели пробный походна каяках для руководителей по маршруту Морган–Рунка.

И здесь нам очень помог представитель австралийских скаутов Mark Shaw. Марк взял на себя все организационные вопросы: составление подробного плана по всем правилам (мы потом пользовались его наработками при работе над нашим планом), обеспечение нас в походе каяками, координацию всего похода (кроме четверых руководителей и кандидатов из нашего отряда, в пробном походе принимали участие 3 австралийских руководителя и один родитель из числа помощников). Мы, взрослые, ускоренно прошли весь маршрут за два полных дня с одной ночёвкой, разведав по пути всё, что было нужно для предстоящего похода с нашими скаутами, в том числе маршруты возможной эвакуации при несчастном случае. Ключевые точки нового маршрута (с детьми) показаны на
карте чёрными стрелками и цифрами:
1– Морган, начало похода – четверг 5
октября, отправление после обеда,
2 – место первой ночёвки,
3 – место остановки на обед во второй день
(пятница),
4 – вторая ночёвка, здесь же – днёвка(суббота
– обследование местности) и третья ночёвка,
5 – место остановки на обед в четвёртый
день (воскресенье),
6 – конечная точка маршрута, скаутский
лагерь Рунка.

Пробный поход мы провели 16-17 сентября. А до этого были ещё учебные курсы по каякам и каноэ для руководителей в ноябре прошлого и в марте этого года (курсы прошли Константин Жуковский, Андрей Урусов и Дарья Гиндина).
Были тренировочные занятия с ребятами в марте, когда мы организовали для ребят тренировку на каяках на Garden Island и отработку приёмов спасения и самоспасения при переворачивании лодки. Было ещё одно практическое занятие на каяках в West Lakes в сентябре этого года для тех участников похода, кто не смог прийти на занятие в марте.
Был ещё ряд сборов, где ребята учились готовить еду на походных печках, упаковывать вещи для речного похода, был бивуак, где мы учились выбирать место для стоянки, ставить и разбирать наши походные палатки и многое другое.
Это та подготовка, которая была ребятам видна. Опять же было много подготовки, невидимой со стороны. Это переговоры с австралийскими скаутами по обеспечению группы каяками, продумывание всей логистики похода и лагеря, поездка для разведки на Муррей с моторной лодкой (увы, неудачная, т.к. прицеп по дороге сломался), поездка в лес за сосновыми палками для лагеря в выходной, огромная бумажная работа, поиск и покупка всех необходимых мелочей и многое-многое другое.

И вот, в конце концов, всё было подготовлено, состав группы окончательно подтверждён: нас 18 человек, все бумаги и анкеты собраны и заполнены, положительный прогноз погоды получен – ура, мы идём в поход!

Маршрут похода имел ту особенность, что в его первой половине практически не было мест, пригодных для ночёвки – везде либо частная собственность, либо непроходимые дебри густого кустарника, либо скалы, либо ещё какая-то проблема. Именно поэтому мы выбрали место первой стоянки так близко от начала (чуть более 4 км), ведь следующее подходящее место было только через 16 км! Выбор близкой первой стоянки давал нам возможность в первый день сгладить погрешности от возможных опозданий участников к месту сбора (что действительно произошло), а также позволял детям плавно, без резких перегрузок, войти в колею лодочного похода. А вот на следующий день мы могли спозаранку сняться с места и отплыть по маршруту, уже имея за плечами эти первые 4 км.

В конце концов, в 3 часа дня группа из 13 ребят и 5 взрослых отчалила от берега Моргана и скрылась за поворотом реки. Мы сразу объяснили ребятам правила передвижения и распределили роли: назначили ведущего и замыкающего (у них были рации для связи с нами). Как уже было сказано, первый переход был коротким, поэтому через час-полтора мы уже были на месте первой стоянки.
Благополучно высадившись и разгрузившись, мы занялись устройством лагеря.
Наши ребята сразу деловито, со знанием дела взялись за установку палаток. Марк был приятно удивлён, что никто из наших ребят не задавал обычных в таких случаях вопросов: «А как это ставить? А я не знаю...» – все наши скауты уже знали, что к чему. Затем, поставив палатки, мы принялись за ужин. Ребята были разбиты на пары, и каждая пара готовила свой ужин на своей походной печке.
Наши старшие девочки даже умудрились сварить в походных условиях борщ! Потом, когда они предлагали нам излишки своего борща, мы пожалели, что уже наелись магазинным супом из пакетов и тушёнкой с кускусом.

В первый вечер было довольно ветрено, поэтому костёр мы не разводили. Но песни мы всё же попели. Причём под гитару. Да-да, не удивляйтесь! Мы, конечно же, не могли взять гитару с собой в лодку, но место нашей стоянки оказалось легко доступным с главной дороги и скм. Пётр Козин легко нас нашёл. Мы сначала удивились и даже испугались, увидев выезжающую из-за деревьев и направляющуюся к нам машину, но когда она подъехала ближе, мы по номерам узнали его, хотя в первый момент слегка растерялись: «Как ты нашёл нас?» Всё оказалось очень просто: как раз в том самом месте, ровно напротив нашей стоянки, раньше располагалась их дача, и эти места он знал как свои пять пальцев. Карту с деталями маршрута мы ему дали – остальное для бывалого скаута было делом техники. Короче говоря, и в эту, и в последующие ночёвки наш начальник дружины был с нами: у нас с собой были запасные гучи (плащ-палатки), и он легко оборудовал себе место ночёвки, благо спальный мешок у него с собой был.

В последующие дни он уже не мог подъехать к нам на машине, но смог подъехать на моторной лодке. Впрочем, сразу уточню, что в этом году, в отличие от прошлого, мы не рассчитывали на помощь моторной лодки и все необходимые для похода продукты, воду и вещи (кроме, разве что, гитары) везли с собой на каяках.

На следующее утро мы встали с рассветом (около 6 утра) и, умывшись и позавтракав, стали собирать лагерь. Всем запомнился небольшой забавный казус: один из разведчиков не хотел после завтрака мыть посуду, а потому проявил своеобразную находчивость: залил молоко прямо в пластиковый пакет с кукурузными хлопьями и ел свой завтрак прямо оттуда. В обед мы не планировали использовать печки, а потому во время завтрака заранее залили в термосы кипятка и чая, чтобы иметь к обеду горячий чай и кипяток для тех, кто хотел заварить лапшу быстрого приготовления. К 9 часам утра мы были уже готовы к отплытию и, не задерживаясь, отправились дальше.
Надо сказать, что этот участок нашего пути был очень живописный – одни скалы сменялись другими, шли многочисленные лагуны и просто красивые места, было множество разных птиц, нам попадались на пути очень необычные дачные домики, но, как уже было сказано, остановиться для ночёвки и даже на обед было негде.

Впрочем, мы делали перерывы для легкого перекуса и небольшого отдыха, не выходя из лодок. И только к обеду, когда мы прошли Pelican Point, показались первые места, пригодные для причала и не испещрённые надписями “Private Property”. В одном из таких мест мы пообедали и после небольшого отдыха двинулись дальше. Задачей-максимум в этот день было дойти до уровня 296 км (километровые метки отсчитывают расстояние от устья Муррея, а Морган находится примерно на уровне 318 км, т.е. с учётом пройденных накануне 4 км, нам надо было пройти за второй день ещё 18 км). На случай, если ребятам было бы очень трудно, у нас были на примете приемлемые места для стоянки на 4 км раньше, но все держались молодцом, и мы без проблем выполнили намеченный план. Место, где мы остановились, было хорошее. Во-первых, мы могли относительно легко высадиться, и было, куда убрать лодки. Кроме этого было достаточно свободных ровных мест для палаток всей нашей группе. Были ещё плюсы, о которых пойдёт речь чуть ниже.

Итак, мы причалили, разгрузились и уже вполне рутинно разбили лагерь. Тут мы даже немножко перестарались: мы так хорошо убрали лодки с виду, что П. Козин, искавший нас на моторной лодке, сразу нас даже не нашёл и проехал мимо, а телефоны в тех местах не принимали сигнал, поэтому ему пришлось хорошо прокатиться, прежде чем он нас нашёл. Но, в конце концов, мы опять «воссоединились» и после ужина устроили полноценный костёр.

Марку, который в первый раз присутствовал на костре русских скаутов, всё очень понравилось. Он сам принял в костре живое участие, рассказав ребятам небольшую притчу, а кроме этого, он потом признался, что именно такими, по его мнению, и должны быть скаутские костры. По его словам, у австралийских скаутов раньше (лет 40-50 назад) они тоже были похожими, но сейчас многое изменилось. Мы же смогли сохранить ту изначальную, можно сказать, семейную теплоту скаутского костра. Костёр наш был не длинным, т.к. все очень устали и хотели спать. Засыпав огонь песком, мы пошли укладываться.

На следующий день заранее планировалась днёвка. Во-первых, мы хотели дать ребятам передышку от интенсивной гребли, а во-вторых, надо было иметь в виду возможные проблемы с погодой в один из дней: наличие одного свободного дня в нашем графике позволяло нам гибко перестроить наш план на случай грозы или сильного ветра в один из дней. Но с погодой всё сложилось прекрасно, поэтому мы, как и собирались, решили посвятить этот день исследованию окрестностей. С утра мы, быстро разведав местность, повели ребят на пешую прогулку.

Совсем рядом с нами было два озера – это и оказалось дополнительным плюсом выбора данного места для стоянки. В одном озере – оно было поменьше – было множество чёрных лебедей, а во втором – это была целая лагуна, но ручей, соединяющий её с Мурреем, пересох – огромная стая пеликанов. Проходя по берегу, мы видели на деревьях следы от уровня воды при наводнении выше человеческого роста – смотрелось впечатляюще! Вокруг озера бегали кенгуру и эму, чуть дальше от воды на земле мы видели множество нор вомбатов, под ногами росли маленькие, но очень красивые цветы. Было интересно видеть картину, как из старого трухлявого пня поднимается вверх молодой росток. В общем, прогулка была очень интересной. На обед часть из нас (кому было не лень чистить рыбу) решили сделать уху из той рыбы, которую поймал П. Козин. И хотя мы не брали продуктов специально для ухи, но общими усилиями мы смогли набрать необходимый минимум, а часть рыбы пожарили.

После обеда некоторые ребята – те кто не чувствовал усталости – вместе с Андреем Урусовым сделали небольшую вылазку на каяках и обследовали окрестные лагуны (в 4 км вниз по течению), заодно отметив на карте ещё несколько хороших мест для стоянки на будущее. Ужинали и ночевали мы на том же месте, но тут вдруг заметно потеплело, и мы увидели, как по-разному может предстать одно и то же место: вечером за ужином на нас обрушились стаи мошек, проснувшихся от тёплой погоды. Но к счастью эту неприятность мы пережили, а в какой-то момент они вдруг снова исчезли (спать легли?), и костёр прошёл довольно спокойно.

На следующее утро мы опять встали с рассветом и, позавтракав и упаковавшись, двинулись дальше. После обеда ожидалось усиление ветра, поэтому мы старались по возможности не задерживаться с тем, чтобы пройти основное расстояние по тихой погоде. Так получилось, что на обед мы завернули в большую лагуну (Donald Flat Lagoon), и только-только мы пообедали и тронулись оттуда в путь, как ветер нас и поймал. Особенность больших лагун в том, что при сильном ветре в них поднимаются сильные волны, и тут нам пришлось упорно побороться с ними. Но все справились с этой проблемой. А когда мы снова вошли в главное русло Муррея, волны уже были не такими сильными, да и до Рунки уже оставались какие-нибудь 5 км, которые мы легко осилили за последующий час и к трём часам пополудни мы уже прибыли к нашему лагерному месту в Рунку. Разгрузившись, помыв и сдав лодки, ребята пошли располагаться в домики. Поход закончился – начался лагерь!

Мы все были уставшими, устал и Марк. Надо сказать: я всё время восхищался им - человеку 69 лет, а он, как ни в чём не бывало, переносил с нами все тяготы похода. Сюда надо добавить и то, что он незадолго до этого перенёс лечение – у него несколько лет назад диагностировали рак. Другой бы сказал: мне это надо – ещё и скаутами заниматься? Но Марк, переборов эту ужасную болезнь, всего себя вновь отдаёт скаутам. Ведь это он предложил провести дополнительное занятие на каяках в сентябре и пробный поход, чем всем нам помог. Да и вообще с нами в поход он пошёл, прежде всего, потому, что у нас не хватало собственных лицензированных руководителей. Пошёл просто, чтобы помочь тем, кто нуждался в его помощи. Уже после лагеря я, ещё раз окидывая мысленным взором поход, вспомнил ту притчу, которую он рассказал ребятам в походе.

Это была притча про человека, которому Бог позволил после смерти самому выбирать, куда идти: в ад или в рай. Человек попросил взглянуть на рай и на ад, прежде чем принимать решение. И вот, придя в ад, он увидел, что у людей есть много еды, но у них у всех очень длинные ложки, и они из-за этого не могут есть, и потому все мучаются от голода. В раю, картина была в чём-то похожая: тоже много еды и длинные ложки, однако разница была в том, что обитатели рая пользовались этими ложками, чтобы кормить друг друга, и потому все были сыты. Тут важно то, что человек не просто рассказал поучительную притчу, а то, что он всей своей жизнью на деле утверждал этот принцип – принцип помощи ближним. Не это ли имел в виду Христос, когда говорил: «Царство Божие внутри вас есть»? Помогай ближним – и мир вокруг тебя приблизится к Царству Божию! Впрочем, этот мир может превратиться и в ад, если каждый будет думать только о себе.

Но вернёмся к нашему лагерю. Видя, что Марк устал, мы уговорили его остаться с нами в лагере на ночь, а, уже отдохнув, трогаться в путь домой. Взвесив всё, он согласился остаться (уже вечерело, а ему ещё предстояло проехать не меньше 150 км, чтобы отвезти в Аделаиду прицеп с 5 каяками, которые он привёз для нас и которые надо было теперь вернуть на место постоянного хранения). Благодаря тому, что он остался, он смог присутствовать и на нашей церемонии подъёма и спуска флага и ещё на одном костре – теперь ещё более многочисленном, так как с нами были теперь и все остальные разведчики, и стая.

Забегая вперёд, скажу: в будущем году мы планируем провести серьёзный пеший поход. Скорее всего, мы пойдём по части маршрута Heyson Trail в окрестностях Аделаиды (общая протяжённость этого маршрута 1200 км – но на всё мы, конечно, не замахиваемся). Как выяснилось, Марк хорошо знает и этот маршрут, и сам выразил желание присоединиться к нам в будущем походе. От себя могу сказать: я очень рад, что и он получил удовольствие от общения с нами – значит и наша волонтёрская работа стоит доброго слова.

После подъёма флага состоялось первое в этом лагере награждение: был назван лучший походник – им стал Михаил Урусов, который получил в подарок личный компас. Кроме этого мы наградили всех участников похода специальными значками «River Canoe Trail» и значками походника «50 км» и «100 км». Напомним, что ребята прошли 36 км от Моргана до Рунки, плюс 8 км при обследовании окрестностей на каяках и 6 км в пешем походе на днёвке, а Даша Гиндина и Даша Надеждина прошли этот маршрут дважды (ещё и в тренировочном походе, а кроме этого участвовали в прошлогоднем походе).

В качестве имени этого лагеря мы выбрали девиз «Виват, Россия!», ведущий своё начало из времён Петра I, и на всём протяжении лагеря мы старались проводить эту тему и на кострах, и в повседневных занятиях, и в играх. Уже на самом первом костре инструктор Андрей Урусов, который был назначен начальником лагеря, провёл с ребятами беседу на тему Северной войны 1700-1721 гг. А следующий день у нас был несколько необычен. С одной стороны был ставший уже доброй традицией приезд о. Владимира и освящение лагеря. После освящения лагеря о. Владимир провёл с ребятами занятие по религии. Кроме этого у нас был ещё один важный гость: старший скаут Южной Австралии (Chief Commissioner) Гарри Лонг. Это был первый официальный визит руководителя австралийских скаутов в наш лагерь. Нам всем было очень интересно с ним пообщаться, тем более что он привёз нам подарки. Все получили резиновые браслеты на руку с шуточной надписью, много интересных значков из американских лагерей в нашу коллекцию лагерных значков (Гарри сам родом из США), а для лучшего лагерника особый подарок – посох. Этот подарок пришёлся в самую точку, так как мы не могли решить, чем наградить лучшего лагерника.

В этот день мы также начали подготовку к короткому однодневному речному походу, в котором должны были принять участие все разведчики, и к военной игре: ребятам предстояло связать из брёвен башню. Надо сказать, что этим самым мы готовили ребят и к летнему лагерю, где им также придётся делать башни. Вечером у нас прошёл тематический костёр, посвящённый памяти выдающегося руководителя ОРЮР, старшего скаутмастера Бориса Борисовича Мартино, столетие со дня рождения которого наша организация отмечает в этом году. Скм. П. Козин рассказал ребятам о Мартино. Между прочим, сама традиция давать нашим лагерям имена появилась после того, как в 1937 и 1938 гг. прошли лагеря Югославянского отдела (в которых принимал участие и Б. Мартино), которым дали названия «Перун» и «Св. Владимир» соответственно. Второй из этих лагерей был посвящён 950-летию крещения Руси. Получилась интересная символическая последовательность, и это легло в основу сохранившейся и по сей день традиции давать лагерям названия, которые затем ложились в основу идейной работы, проводимой в лагере.

На следующий день нам предстоял общий речной поход. Причём каждое звено должно было распланировать и обеспечить себя всем необходимым. Каждое звено действовало независимо от других. Между звеньями проводилось соревнование. Мы учитывали время прохождения пути на лодках (на этот раз это были каноэ), правильность выбора места для высадки, то, как были «припаркованы» лодки, выбор места для под лагеря, качество установки палатки (и,само собой, пригодность палатки для ночлега – увы, но не все догадались, что для ночлега кроме палатки нужен матрас и спальный мешок), правильность устройства костра, качество приготовленного обеда, чистоту оставленного после себя места, правильность обращения с инструментами. Для тех, кто был в большом походе, это было повторением и закреплением, а для остальных – подготовкой к участию в таком походе в будущем.

После обеда мы вернулись в Рунку, а затем руководители и добровольцы из числа разведчиков взяли на небольшую прогулку на каноэ стаю. Вечером у нас была небольшая ночная игра, а затем костёр, где была беседа, опять же посвящённая русской истории. Ребята узнали историю героя Северной войны, лоцмана Ивана Рябова. Он был одним из двух русских лоцманов (второго звали Дмитрий Борисов), которые сознательно посадили шведские корабли на мель прямо перед пушками Новодвинской крепости (недалеко от Архангельского порта). Шведы расстреляли лоцманов, но Рябов выжил, притворившись мёртвым, а затем выбросился за борт и доплыл до берега. Вначале его обвинили в пособничестве шведам, однако Пётр I, разобравшись, приказал освободить его и, одарив, отправить в Москву.

На следующий день ожидалась плохая погода: дождь и сильный ветер, поэтому мы в основном проводили занятия и конкурсы: по узлам, по медицине, а также ребята сдавали зачёты по разрядам. Были и задачи на смекалку: как завязать вокруг дерева один стандартный узел, не подходя к дереву ближе разрешённого расстояния. Вечерний костёр был посвящён Петру I. Всех нас порадовали куплетами собственного сочинения наши белочки – три неразлучные подружки-хохотушки: Катя, Саманта и Даша, которые весь лагерь веселили нас своими точками (поясню тем, кто не знает: точки это сценки, разыгрываемые на костре, обычно юмористические).

В четверг погода нормализовалась, и мы занялись подготовкой к военной игре. Одна команда построила катапульту и держала оборону на берегу – они представляли «русских» при обороне Архангельска. Вторая команда соорудила плот и на этом плоту должна была подплыть с другой стороны пруда и захватить позиции обороняющихся и их флаг – это были условные «шведы». Команды обстреливали друг друга водными бомбами. Трудно описать, сколько адреналина было выплеснуто в этот день – зрелище было незабываемое! «Шведы» почти уже победили – они даже захватили флаг «русских», но тут «русские» опомнились и отобрали его назад. Конечно, деление было условное,и по итогам «боя» была признана боевая ничья. Но, глядя со стороны, надо было признать, что всё-таки скорее победила атакующая команда. Опять же, урок для всех: лучшая оборона это нападение! Кроме этого ребята на практике ещё раз отработали основные узлы. Вечером на костре мы говорили о дружбе и о том, как важно для всех нас относиться друг к другу по-братски и во всём помогать друг другу.

В последний день мы закончили постройку башни и убедились в работоспособности такой конструкции. Поскольку на следующий день был запланирован отъезд, мы в пятницу немало времени посвятили уборке. Но помимо этого, мы провели ещё ряд конкурсов, в том числе по строевой подготовке. Новинкой было то, что вожаки отрабатывали команды не только голосом, но также руками и свистком. На спуске флага мы объявили итоги соревнований между звеньями. Победило второе звено – вожак Михаил Урусов. Каждый разведчик этого звена получил индивидуальный значок «Лучшее звено. Рунка-2017» и особый приз – набор для выживания, при этом вожак получил в подарок ещё и огниво, а всё звено получило также соответствующую награду на свой звеновой флажок. Кроме этого был назван лучший разведчик, а точнее, лучшая разведчица этого лагеря – это звание, а также посох переданный нам старшим австралийским скаутом, получила Анастасия Андрюшкина. А её брат, Василий Андрюшкин заслуженно получил значок специальности «доброе дело» и личный компас в награду – все видели, насколько безотказен был Вася в помощи! Лучшим в стае оказался новичок – Владимир Никонов. Поздравляем ребят! Начальник лагеря вручил благодарственные грамоты всем нашим помощникам: мы ещё раз благодарим тех, кто помогал нам на кухне – всё было очень вкусно! – и, конечно же, всех наших руководителей и кандидатов в руководители! Приятно отметить, что в этом лагере дружинница Катя Пузанова дала штаб-инструкторское обещание и пополнила собой ряды руководителей.

Ну и наконец наступил последний костёр, где мы давали не только лагерное обещание, но двое разведчиков – Даниил Гайли и Ха Джун Ким – дали ТО (торжественное обещание), вступив тем самым в ряды скаутов. А вечером после костра, ещё одна разведчица получила лесное имя: Даша Гиндина у нас теперь Журавушка – поздравляем её со взятием этого рубежа! На следующий день ещё был подъём и спуск флага, но уже собственно лагерная программа на этом закончилась, оставались хозяйственные хлопоты по сбору вещей и уборке места.

В заключение хотелось бы отметить, что несколько ребят сказали мне, что этот лагерь сильно отличался от всех предыдущих в лучшую сторону заметно бóльшей интенсивностью и насыщенностью программы, обилием практических занятий и конкурсов – ребятам было реально некогда скучать, и им это понравилось! Постараемся и дальше не сбавлять этот темп! Всегда готовы! За Россию!
Скаут инструктор К. Жуковский (Аист).

"Роскосмос без Рогозина" Признаюсь, я долго ждал этого момента. Очень долго. Для меня было полной загадкой как такой бездарный одарённый менеджер может руководить космической ...
Любимый ее столбик, где она спасается от собак, охотится на птичек, да и вообще дыбарит всю обстановку в ...
Диверсанты-мальчишки, заброшенные десантом за линию фронта немцами с самолёта в ночь на 1 сентября 1943 года в районе г. Плавск для совершения подрывных акций. При себе имели четыре мины, замаскированные под кусок угля. Слева-направо: Миша Кругликов - 15 лет, Петя Маренков - 13 лет. ...
Начали грустно, но сравняли зенитовцы счёт. Первый гол Зенита в этом году Дзюба Малком Четыре гола за тридцать минут это круто. Ещё играть и играть. Пост будет обновляться. Фотографии с сайта клуба ФК Зенит. Зенит проиграл, но сражался до конца, и моменты были прекрасные, увы не ...