Россия проиграла «контракт века» на поставку «МиГов» Индии
subject_123 — 30.04.2011 Помните слова из знаменитой песни: «Призрачно все в этом мире бушующем. Есть только миг - за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим»? Сегодня для российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» они, к сожалению, звучат как насмешка: наши торговцы боевой техникой проиграли крупнейший в этом веке оружейный тендер на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета «МиГ-35». В ночь на четверг Рособоронэкспорт и РСК «МиГ» получили письмо, в котором минобороны Индии выставило нашей машине почти полтора десятка претензий. Сделка предусматривала поставку индусам 126 истребителей примерно на $10 млрд. Теперь же остались два претендента на победу, и оба из Европы: это французский самолет Rafale и Eurofighter Typhoon (его производит итальянско-британско-европейский консорциум).Некоторые российские аналитики уже взяли похоронные ноты: «Это поражение ставит вопросы «жизни и смерти» как истребителя «МиГ-35», так и производящей его корпорации в целом». Хотя другие считают не так: мол, да, это очень болезненная пощечина для РСК, но она лишь подхлестнет знаменитую фирму к совершенствованию своего детища. Конечно, при соответствующей поддержке правительства. Тем более что в российскую госпрограмму вооружений до 2020 года включена закупка 26 корабельных «МиГ-29» и не менее 72 «МиГ-35». Но тут напрашивается резонный вопрос: зачем, дескать, поставлять в свою армию самолет, который «даже Индия не берет»? Очевидно, нашим инженерам и конструкторам придется учесть претензии индусов (да и других покупателей) при дальнейшей модернизации машины. А она, замечу особо, все еще входит в первую десятку лучших истребителей мира. Так что драматизировать ситуацию вряд ли стоит.
Да, безусловно, среди главных причин проигрыша тендера - уже не отвечающие современным требованиям некоторые системы и узлы, которые нужны истребителю такого класса (в частности, это касается двигателей). Хотя те же индийские эксперты довольно высоко оценивали шансы «МиГ-35», который выигрывал у конкурентов за счет более низкой цены и был хорошо известен на мировом рынке, показав себя в реальных боевых действиях. Возможно, это тоже подвело россиян.
Они, видимо, были так уверены в своей победе, что накануне объявления индусов о своем решении по тендеру даже не прислали «МиГ-35» на главный авиасалон страны-покупателя - Aero India-2011 в Бангалоре. Причем Дели так и не смог добиться от Москвы внятных объяснений такого шага. Нельзя исключать, что поражение стало «местью за оскорбление».
А теперь эта ситуация может получить и новое развитие уже с подачи нашей стороны: как известно, самолет пятого поколения «Т-50» (известный и как ПАК ФА) - это российско-индийский проект. Не скажется ли нынешний провал на его дальнейшей судьбе?..
Кстати, знаменитые американские компании Boeing с F/A-18 Super Hornet и Lockheed Martin с F-16 Fighting Falcon, а также шведская SAAB с JAS-39 Gripen тоже оказались на бортом тендера в Индии.