Россия 19 века. Картины маслом
ibigdan — 09.09.2013 — ИскусствоНиколай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866
г.
Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно
показывает покупателю пять пальцев — пять сотен рублей. 500 рублей
- средняя цена русского крепостного в первой половине 19
в. Продавец девки - европейски образованный дворянин.
Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие
рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.
Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861
г.
Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая
попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет.
Некоторые уже упали. Весело! Суть картины -
приверженность русского народа к Православию преувеличена.
Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер
жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России
была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!
Григорий Мясоедов. "Земство обедает". 1872 г.
Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное
самоуправление — земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между
ними и более высокими сословиями — пропасть. Поэтому — обеденный
апартеид. Господа — в доме, с официантами, крестьяне — под
дверью.
Федор Васильев. "Деревня". 1869 г.
1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая.
Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.
Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей".
1-я пол. 19 века.
Ну это так, для сравнения :)
Алексей Корзухин. "Возвращение из города". 1870 г.
Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок,
дочке постарше папа привез из города скромный гостинец — связку
баранок. Правда, в семье много детей — только на картине их трое
плюс возможно еще один в самодельной люльке.
Сергей Коровин. "На миру". 1893 г.
Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось
расслоение — кулаки. На сельском сходе — какой-то спор между
бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он
чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на
заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ
справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда
уже есть, осталось дождаться 1917.
Василий Максимов. "Аукцион за недоимки". 1881-82 гг.
Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары,
чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми
налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II
"Освободитель" на самом деле освободил крестьян за деньги — они
потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы
земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля
была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений ,
пока были крепостными. Но когда стали свободными — их заставили за
эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до
1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти
поборы.
Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г.
В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в
город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна.
А этому молодому работяге — не интересна даже и его
жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая.
Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой — все по фиг.
Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г.
В деревне нищета. Пацана отдали "в люди". Т.е. послали в город
работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать
приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все
видит. Пацан жадно ест привезенную булку.
И еще Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г.
Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир
(справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в
другую сторону, типа не видит его.
Павел Федотов. "Свежий кавалер". 1846 г.
Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро ,
одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный
взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него
с иронией. Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл
этой: мигалки не на машинах, а в головах.
Еще Павел Федотов. "Завтрак аристократа". 1849-1850.
Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости.
Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским
романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным
сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по
стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело.
Как результат — бедность, долги, все заложено и перезаложено в
банках. У Чехова в "Вишневом саде" имение помещицы Раневской
продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а
одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под
дачи). Причина проблем семейства Раневских — безделье в
нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка
последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.
Борис Кустодиев. "Купец". 1918 г.
Провинциальное купечество — любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне
в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая
деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал.
Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда
кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к
стенке борцы с буржуями.
Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883
гг.
На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их
всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним — икону, потом идут
лучшие люди — чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы,
дворяне. По бокам — охрана (на лошадях), дальше — простой народ.
Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал
начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не
понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой
кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский
беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все
равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой
на тот момент.
Илья Репин. "Сходка". 1883 г.
А вот эти молодые ребята на другой картине Репина — больше не ходят
с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь — террор. Это
"Народная Воля", подпольная организация революционеров, которые
убили царя Александра II.
Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе
С.А.Рачинского". 1895 г.
Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться —
есть. Учитель — в европейском костюме с бабочкой. Это реальный
человек — Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского
Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в
дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое
дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности
в России был всего 21%.
Ян Матейко. "Закованная Польша". 1863 г.
По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов —
44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не
были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в
память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со
злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную,
но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая
символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа,
сидящий лицом к зрителю - вылитый Дзержинский.
Николай Пимоменко. Жертва фанатизма. 1899 г.
На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец
(Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые
решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это
обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя
крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись
от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден
крест, перед ней раввин с кулаками, за ним — обеспокоенная
общественность с дубинами.
Франц Рубо. "Штурм аула Гимры". 1891 г.
Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией.
Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г.
Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим
контртеррористической операции. Последняя (на момент написания
этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая —
на картине ниже:
Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г.
Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из
туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была
присоединена к России. Какими увидели участники походов
предков нынешних гастарбайтеров — об этом Верещагин оставил картины
и мемуары. Грязь, нищета, наркота…
Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!". 1951 г.
Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля
1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его,
народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора
- готовил покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата
повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: "Мы
пойдем другим путем!". И пошли.
(с) uglich_jj
|
</> |