Романтика под парусами. В Калининград вернулся легендарный барк "Крузенштерн".
blacktroll — 21.06.2016Опять закипает у борта крутого посола волна.
Под северным ветром неверным, под южных небес синевой
Опять паруса "Крузенштерна" шумят над моей головой..."
© Александр Городницкий – Паруса Крузенштерна
В минувшее воскресенье у меня было стойкое ощущение, что посмотреть на, вернувшийся из дальнего похода, знаменитый парусник "Крузенштерн", собралась добрая половина города. Тысячи людей выстроились в нескончаемую живую очередь, протянувшуюся чуть ли не на километр и, практически заблокировавшую все подъезды к Рыбному порту. Сколько же всего людей посетило в этот день легендарный барк, боюсь даже предположить.
Один из самых известных парусников на планете — "Крузенштерн", портом приписки которого является Калининград, действительно очень и очень любим горожанами. Каждое возвращение корабля из очередного рейса подобно настоящему празднику.
02.
03.
Люди (многие с детьми) были готовы отстоять несколько часов в очереди, чтобы только попасть на борт "Крузенштерна", походить по настоящей деревянной палубе, постоять у штурвала, наблюдая за одинокой чайкой, парящей над мачтами, а может даже исполнить чью-то детскую мечту…
04. "Крузенштерн" пришвартовался у 18-го причала Калининградского морского рыбного порта.
05.
06.
Еще в детстве я зачитывался, захватывающими дух, романами Томаса Майн Рида, Рафаэля Сабатини, Константина Станюковича, Жюль Верна, Владислава Крапивина и других авторов. И, конечно же, также мечтал выйти в море под парусами… Возможно, эта мечта могла и сбыться, если бы я сразу после школы поступил в Балтийскую Государственную Академию рыбопромыслового флота (БГАРФ), однако я выбрал другой путь, о чем, конечно же, много лет спустя, пожалел ни один раз…
07.
08.
09.
Именно БГАРФ и принадлежит "Крузенштерн", на котором проходят ежегодную морскую плавательную практику курсанты и юнги из Калининграда, Санкт-Петербурга, и других городов. После успешной сдачи экзаменов, они получают квалификации мотористов и матросов, связывая свою дальнейшую жизнь с морем.
10.
11.
12.
13.
120-й рейс, из которого вернулся "Крузенштерн" — это уже второй рейс сезона навигации 2016 года, и он также посвящен 90-летию со дня спуска барка на воду под именем "Падуя".
14.
15. Корабль интересен не только мальчишкам, но и девчонкам.
16. А также бабушкам...
17. Судовая рында.
Барк, на котором прошли практику 120 курсантов (удивительное совпадение чисел) находился в плавании около двух месяцев и побывал в шести иностранных портах: немецких Киле, Гамбурге, Варнемюнде, Травемюнде и Бремерхафене, а также в одном норвежском — Ларвике. И везде почетного юбиляра встречали тысячи местных жителей, для которых он всегда гостеприимно открывал борт.
18.
19. Штурвал.
20. Гирокомпас.
21.
На борту "Крузенштерна" для посетителей были организованы фотовыставки, посвященные 90-летию барка, а также живые экскурсии по шлюпочной палубе, где роли гидов выполняли курсанты Академии.
22.
23.
24.
25.
К сожалению, посмотреть, как выглядит барк изнутри было нереально… Оно и понятно, учитывая количество посетителей. Даже на борт пускали лишь небольшими группами по 50 человек… Однако мне, как представителю прессы, все же удалось побывать внутри парусника, увидеть курсантскую столовую, камбуз и кают-компанию, а также знаменитый музей, в котором собраны многочисленные призы, заработанные экипажем судна в различных регатах и кругосветках.
26. Проходы внутри судна очень узкие.
27. Камбуз.
28. Столовая.
29. Учебная зона.
30.
31. Кают-компания.
32. Корабельный музей.
33.
34.
В завершении репортажа, хочется рассказать об истории парусника.
"Крузенштерн", относящийся к классу барков – больших парусных судов с прямыми парусами на всех мачтах, число которых не менее трёх, был построен в 1926 году на верфях "Иоганн Текленборг" (нем. Johann C. Tecklenborg Werft) в городе Геестемюнде / Бремерхафен (нем. Bremerhaven-Geestemünde) по заказу гамбургской пароходной компании "Ф. Лайеш" (нем. F.Laeisz).
35.
36.
Парусник получил имя "Падуя" (нем. Padua), а торжественный спуск состоялся 23 июня. Это был последний представитель четырёхмачтовых барков серии Flying-P-Liner ("Летучий П-Лайнер"). Буква "П" в серии информировала о том, что названия всех судов этой серии начинались именно с неё. А словосочетание "Flying Liner" – это своеобразная людская интерпретация заглавных букв компании – владельца судна.
37.
38. Бывалый моряк тестирует знания курсанта :)))
До войны судно использовалось для трансокеанских перевозок грузов в Южную Америку, для перевозки зерна из Австралии, а также как учебное судно. Первым капитаном парусника стал Карл Шуберг (нем. Carl Schuhberg), а в первое плавание барк отправился 30 августа 1926 года.
39. Спасательные плотики.
40. Вместо деревянных шлюпок - современные лодки с мотором.
41. Малая земная спутниковая станция связи (МЗССС) "Steccom Seaspace".
Парусник относится к последнему поколению "винджаммеров" (от английского wind — ветер, jam — сжатие), что говорит о его быстроходности. Так в 30-х годах было установлено несколько рекордов скорости для судов такого класса.
42. Корабельная часовня.
В январе 1946 года, после окончания Второй мировой войны, судно перешло к Советскому Союзу в качестве репарации. На "Падуе" был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название "Крузенштерн" — в честь русского адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой кругосветной экспедиции 1803—1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.
43. В музее.
44.
"Когда Земля ещё вся тайнами дышала
И было много неизведанной земли,
Два русских корабля вокруг земного шара
Сквозь бури и шторма на поиски пошли.
Высоких островов вдали вставали скалы,
И тайною была морская глубина.
И Крузенштерн стоял отважно у штурвала,
И билась о корабль могучая волна..."
© Владислав Крапивин. Роман "Острова и капитаны"
45. Сувениры из разных стран.
45. Сингапур.
46. Норвежский тролль.
После окончания ремонта в 1961 году для парусника началась новая жизнь – научно-исследовательские экспедиции в Атлантическом океане под флагом Академии наук СССР. А в 1966 году парусник вошел в состав флота рыбной промышленности СССР.
47.
"Крузенштерн" был передан Калининградскому Высшему Инженерному морскому училищу (КВИМУ) – будущей Балтийской Государственной Академии рыбопромыслового флота 25 марта 1991 года. Сегодня судно ежегодно совершает по три учебных рейса, во время которых на "Крузенштерне" проходят первую морскую плавательную практику 360 курсантов морских специальностей.
48.
Судно также регулярно участвует в различных международных парусных регатах и кругосветных путешествиях.
49.
Наибольшего успеха в международных регатах "Крузенштерн" добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. "Крузенштерн" победил в гонке от Бостона до Ливерпуля, за время которой он развил рекордную скорость — 17,4 узлов (32,4 км/час).
50. Французский городок Сен-Мало, откуда часто стартуют трансатлантические регаты.
В послужном списке "Крузенштерна" также имеются и кругосветные плавания 1995-1996, и 2005-2006 годов; Международная трансатлантическая экспедиция 2010 года; Историко-мемориальная экспедиция 2015 года, посвященная 70-летию Победы; участие в Олимпийских играх в Ванкувере (2010 г.) и Сочи (2014 г.).
51. Олимпийские подарки из Ванкувера, Канада.
Вы спросите, а что же стало с остальными парусниками этого класса? Некоторые из них, например, "Пассат", "Померания" и "Пекин", сохранились до наших дней и являются кораблями-музеями в Германии, на Аландских островах и в США. К сожалению, в отличие от "Крузенштерна" они уже не на ходу и находятся на вечном приколе.
52.
И все же "Крузенштерн" не одинок… У него есть старший компаньон – крупнейший в мире четырехмачтовый барк "Седов", также немецкого происхождения, и сегодня приписанный к Мурманскому Государственному Техническому Университету. Эти суда часто встречаются на океанических маршрутах и соревнуются в парусных регатах. А сегодня они волею судеб встретились в Калининградской области ("Седов" находится на плановом обслуживании на судоремонтном заводе г. Светлый).
53.
23 июня короткая межрейсовая стоянка "Крузенштерна" завершится, и он отправится в очередной – 121-й рейс, а уже в августе БГАРФ отметит 25-летие эксплуатации судна. Пожелаем "Крузенштерну" попутного ветра в парусах!
54. Калининградский порт.
"Теперь Земля почти что вся уже открыта.
Остались тайны только в синей глубине.
Они — как старый клад, на острове зарытый.
Но, может быть, одна откроется и мне..."
© Владислав Крапивин. Роман "Острова и капитаны"
-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!
Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
|
</> |