Ромалэ и романтика.
zina_korzina — 14.03.2010- «Табор уходит в небо».
Полагаю, что этот позитив был следствием того природно-лёгкого отношения цыган к собственности. Да, конокрады, но не куркули. Табор - это своеобразная коммуна, которая противостоит обществу ярых собственников. Что больше всего на свете любит цыган? Свободу. За что, по идее, боролись большевики? За неё же. Так сказать, цыгане - это некие изначально свободные от многих буржуазных предрассудков люди. Цыгане изображались, как очень гордые, независимые люди, которых невозможно удержать при помощи материальных благ, ибо их главный смысл - дорога. У интеллигентов-шестидесятников, которые массово пришли в искусство, был тот же самый смысл - дорога ради самой дороги. Ещё один важный момент - всегда подчёркивалось, что цыгане никогда не забывают добра и не бросают своих. Помните фильм «Карнавал»? Там героиня Ирины Муравьёвой попадает в сложную ситуацию, и её выручают цыгане в благодарность за проявленную доброту. Позитивному восприятию цыган ничего не должно было мешать. Все знали, что люди этого племени могут обмануть и кинуть на деньги, но на этом старались не акцентироваться. Если цыган и обманывал, так только какого-нибудь гада-куркуля. С другой стороны, в СССР было очень мало информации о геноциде цыган на оккупированной территории. На мой взгляд, это делалось с той же целью - цыганская тема должна была оставаться априори позитивно-романтически-творческой.
- «Карнавал». В роли цыганки Кармы - Екатерина
Жемчужная.
А ещё в эпоху Застоя потихоньку началась своеобразная реабилитация дореволюционного русского барства. А раз барин, значит, склонен устраивать многоденевные загулы с цыганами. В фильмах «Жестокий романс» и «Мой ласковый и нежный зверь» эта тема раскрыта с подлинным размахом, какого, возможно, и не было в реальной дореволюционной практике. Что характерно, фильмы про цыган снимали люди других национальностей и показывали своё видение этой темы. Единственное место, где сами же цыгане создавали произведения на свою тему, был театр «Ромэн», да и там в спектаклях чаще всего эксплуатировались привычные образы и клише. Типичный пример - очень красивый спектакль «Четыре жениха», который был поставлен ещё в сталинскую эпоху и с тех пор ставший хитом этого театра. Там сюжет такой - четыре жениха оспаривают право женитьбы на дочери вожака табора. Они не знают, что дочерей-то две и только одна из них красавица и умница... Опять-таки, «Ромэн» ставил спектакли про цыган, но не только для цыган, поэтому без привычных образов, без стилизации было попросту не обойтись. Интересно, что в кино самые запоминающиеся цыганские образы - Рады («Табор уходит в небо») и Будулая («Цыган») создали вовсе не цыгане. Их ещё в советские времена доставали журналисты на эту тему. Из серии: «Вот видно сразу, что вы - цыганка, а вот умеете ли гадать, были ли в роду цыганские бароны...?» и так далее.
- «Жестокий романс».
На деле, Светлана Тома имеет целый «букет», но цыган там нету вообще. Михай Волонтир - молдаванин, причём родом из села. Вместе с ним в фильме цыганку Настю сыграла актриса по имени...Матлюба Алимова. Говорят, что цыгане со всей страны писали ей письма - звали замуж. Мол, настоящая, природная цыганка, каких теперь уж мало. Она же там не просто произносит текст, она ещё и танцует цыганские танцы. Но, конечно же, в большинстве случаев цыганские роли в кино играли именно цыгане. К примеру, Екатерина Жемчужная, которая кочевала из фильма в фильм, или Николай Сличенко - главный цыган Советского Союза, которого очень ценил сам дорогой-Леонид-Ильич. Интересна судьба песни, звучащей в «Жестоком романсе» про мохнатый шмель - на душистый хмель. Стихи - Редьярда Киплинга, мягко говоря, не цыгана. Музыка - Андрея Петрова, тоже не вполне чавалэ. Но именно эта песня постепенно стала чем-то, вроде гимна кочевой жизни. Во всяком случае, текст я нашла сходу именно на сайте цыганских песен.
Так вперёд - за цыганской звездой кочевой
На закат, где дрожат паруса.
И глаза глядят с бесприютной тоской
В багровеющие небеса.
И вдвоем по тропе - навстречу судьбе,
Не гадая, в ад или в рай
Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край.
- «Силуэт» и «Журнал мод» - цыганская тема в моде 1970-х
гг.
Это такой типичный взгляд со стороны, романтизированно-отстранённый. Потому что цыганская тема - это ещё и экзотика, а раз - экзотика, значит - повышенная яркость картинки. А вот ещё - в 1970-е на волне увлечения этникой, была и цыганская волна в женской моде - юбки из цветастого ситца, мониста, платки. Интересно, но современные историки моды склонны видеть в этой цыганской теме продолжение моды на хиппизм. Разумеется, то, что в журналах значилось, как «цыганская тема» было очень далеко от таборной реальности, но эта линия хорошо вписывалась в общий настрой стиля 1970-х. Интересно, что самые яркие фильмы на цыганскую тему, были созданы, как раз, в эти годы. Или вот - помните, Атаманшу из «Бременских музыкантов»? Олег Анофриев, а позднее - Муслим Магомаев, озвучивавшие этот мульт, пытались петь именно голосом Сличенко и вообще весь образ был решён в около-цыганском стиле... А ещё в Театре Оперетты неизменно давали «Цыганского барона» и прочие спектакли, создающие образ вечно-танцующего и лёгкого на подъём народа.
- Отрывок из кинофильма «Табор уходит в
небо».