Робертсон Дэвис "Мантикора"
sa-t-i — 28.11.2016И целый зал глядит с улыбкой на экран, на это странное объёмное кино.
И расступаются деревья и бегут столбы и кажется финала в жизни нет,
Мы родились на этот свет чтобы увидеть свет в конце тоннеля - вот он, этот свет
И всем привет!
"Мысль" Сплин
Когда я смотрю на фотографии Робертсона Дэвиса, каждый раз задаюсь вопросом: "Как человек может сохранить жизнелюбие, авантюризм, острый ум, ироничность, лукавый взгляд и такой полет мысли без намека за нравоучение и занудство к 60 годам?". Читая его "Дептфордскую трилогию", я и во второй раз поразилась той легкости, игре, новым смыслам, глубине, мудрости, которой так щедро сдобрены его романы. Для меня Робертсон Дэвис не только открытие года в литературе, он - открытие десятилетия. И "Мантикора" стоит особняком, потому как она произвела ошеломляющее впечатление и стала для меня при первом прочтении сильным потрясением.
В наш век культа разума мы зачастую даже не осознаем насколько далеко мы уходим от своей природы. И не понимаем, что "если гнать природу в дверь, она явится через окно". Мы даже воюем теперь как "цивилизованные" люди, используя экономические санкции, оперируем фактами, мнением "большинства" для подтверждения лишь того, что наше дело правое. Социальные сети увлекают большинство в чудовищную ловушку под названием "посмотрите как классно я живу и позавидуйте мне". У интеллектуалов другое развлечение - "давайте мы постебемся над обществом потребления и сделаем вид, что мы знаем все, но никому ничего не скажем". Общественное мнение по умолчанию загоняет в определенные рамки, где у человека почти нет свободы выбора, нет права на проявление сильных чувств, эмоций и желаний. И краткосрочные выходы мы ищем каждый своим способом, пока не приходим к порогу 35-45 лет. Вот тут и заканчиваются танцы с бубном и начинается самое "веселое": человек приходит к мощному кризису, когда конфликт разума и сердца достигает апогея. Возраст, в котором "каждый должен или совершить в своей жизни решительный поворот, или разбить себе голову о каменную стену". Это и есть цена взросления.
Таким сломленным, опустошенным, растерянным и несчастным, пытаясь сохранить хоть какой-то контроль за своей жизнью с помощью суда над собой, приехал Дэвид Стонтон с Цюрих. Каким-то шестым чувством он понимает: последовавший за ним кризис связан не с неверием в самоубийство отца (иначе почему он не обратился к частным детективам?) и не с глубокой скорбью, что-то за ним стоит посерьезнее, иначе бы свое "пьянство" он вряд ли бы назвал симптомом.
Первая глава посвящена событиям, непосредственно предшествующим обращению к психоаналитику. Мы видим семью изнутри, где самым адекватным человеком кажется Бисти, муж Каролины. Похороны, превращенные в фарс. Денизу, которая настолько озабочена выстраиванием Персоны, что не замечает ничего вокруг. Каждый раз при ее упоминании я невольно проводила параллели с Хилари Клинтон. И самое важное - завещание, итог, где Бой Стонтон подводит черту и добивает сына своим чудным решением.
Во второй главе Роберсон Дэвис с потрясающим талантом рассказчика и увлекательным изложением юнгианского учения на пальцах устраивает захватывающее путешествие по темным закоулкам души и памяти человека. Дэвид Стонтон с помощью доктора фон Галлер учится видеть стершиеся чувства в новом свете, переосмыслить их и привести в порядок, чтобы обеспечить фундамент для будущего. Мы знакомимся с Тенью, довольно забавной составляющей архетипа человека, где нет определений добра и зла, нет оценок. Она - те скелеты в шкафу, которые закидываются на самую далекую полку со словами: "Это был не я". Вы заметили, как доктор фон Галлер пыталась найти хоть одно счастливое воспоминание? Но даже те счастливые моменты, проведенные в Дептфорде у бабушки с дедушкой омрачены посещением "тех, у ручья" и чудовищным медицинским самодурством дедушки Стонтона. Леола в силу своей ограниченности не могла ничего дать Дэвиду, отец, как истинный сын своего отца, отличался тем же самодурством, только уже в денежных вопросах. Нетти, безгранично преданная Бою Стонтону и его родителям, бездумно копирующая "правильное" суровое воспитание, добровольно взяла на себя роль хранителя семейных тайн и оставила детей в растерянности и домыслах. И неудивительно, что следующий архетип по Юнгу - Друг - был игрушкой, молчаливым медвежонком Феликсом. Как тут не закрыться, когда каждый из взрослых преследует свои цели и живет собственными проблемами? Но всегда остается это зыбкое и звонкое "но". Появляется первая любовь. И шанс открыться и заново открыть в себе что-то очень нежное, мягкое и теплое, важное и цельное - Аниму - женскую часть мужской природы. Но у судьбы другие виды на нашего Дэйви, он получает три контрольных выстрела в голову одновременно: отказ от отца Джуди и потеря своей Анимы, грубое вмешательство отца в тонкие сферы, неосознанное развенчание культа личности отца, с помощью отца Нопвуда и потеря его - единственного настоящего друга и наставника. Романтик Дэйви, а он романтик, склонный к идеализму и не знающий как его приспособить к реальной жизни ставит крест на Чувствовании - чертовски больно и невыносимо, когда чувства не получают должного вознаграждения. Проще забыть о боли, потере, второй раз на те же грабли, зачем? Забыться, уйти, назло, в другой мир - где есть правила, и на поле, где вы играете в крикет никто не выбежит с футбольным мячом или хоккейной клюшкой, и не отлупит до потери сознания. Да и наш Дэйви - стойкий оловянный солдатик, и он находит применение своего идеализма в обретении Гуру, идеального Волхва, подарившего ему опыт, знания и поддержавшего в отказе от эмоций в пользу холода, так со временем полюбившегося. "Я смогу доказать, что стою отца". Самостоятельно, не подражая, не позволяя думать о соперничестве, не примеряя "отцовские обноски". С фанатизмом, как "избыточной компенсацией сомнения" Дэйви выстроил безупречную Персону - блестящего адвоката, хладнокровного, заставляющего бояться, наделенного Интуицией и Ощущением, придерживающегося схем, правил и четкой холодной логики. Компенсацией Чувствования же стала игра с силами зла и осознанный выбор роли адвоката дьявола, где моральный риск и борьба у подножия вулкана дает острые ощущения. Пара штрихов - внешний лоск и романтичный изъян как любителя выпить, и безупречная Персона создана. Вуаля.
(барабанная дробь) А теперь! На сцене! 40-летний Дэйв Стонтоооон! Понимающий, что жизнь он прожил впустуююю! Что всю жизнь ему только и надо было, что одобрение и любовь отцаааа! Что всю жизнь он положил на создание Персоныыы! А теперь плачет как малое дитяяя!
Но чтоб все мы так жили)) Дэйви богат, он может себе позволить провести год в самокопаниях, толкованиях снов, развенчании идеалов - придуманных, надуманных, им же и сотворенных - и выявлении архетипов по Юнгу с помощью доктора фон Галлен. Но даже, когда стало понятно кто он и что из себя представляет, когда старый король троллей низложен, суд его чести мистера Стонтона прекратил свое существование и он простил себя и других за то, что все всего лишь люди, Дэйви не понимает что ему делать дальше. И здесь я не могу не вспомнить слова нашего давнего знакомого Рамзи: "Вы обязательно должны сами выбрать, во что верить, и понимать, почему верите именно в это, так как если вы не выберете себе веру, то можете не сомневаться, какая-нибудь вера (и, вполне вероятно, далеко не лучшая) выберет вас". Верить, да, но во что?
Робертсон Дэвис не был бы Робертсоном Дэвисом, если бы он закольцевал историю на этом эпизоде и написал что-нибудь вдохновляющее и обнадеживающее. Нет, ему было необходимо еще более мощное орудие в виде Лиззл, которая предлагает отправиться Дэйви в путь самостоятельно и выяснить герой ли он или нет. Только не в приятной спокойной атмосфере кабинета юнговского психоаналитика, которую Лиззл сравнивает с вареным яйцом. Методы Лиззл не столь щадящие, они провокационные, беспощадные и вызывающие в человеке все самые сильные эмоции, на которые он способен. Кто она? Экстремалка, дикарка, Мефистофель в юбке, женщина, которая упивается фейерверком эмоций других и не желающая жить без ярких эмоций? Она предложила Дэйви любовь, "которая дает все и берет все, и не торгуется". Как вам предложение? И кого бы вы выбрали в проводники к сокровищу - Лиззл или доктора фон Галлен? Или вы свое сокровище нашли? Испытываете ли вы перед чем-нибудь благоговение и знакомо ли вам это чувство? И что для вас, мои дорогие друзья, значит "договориться со своим медведем"? И один из самых важных вопросов - почему все же роман назван "Мантикорой"?
Ну, и по эстафете, переданной от Сергея, предлагаю в очередной раз попробовать разгадать загадку - кто же убил Боя Стонтона. "Его убили те же, что и всегда, персонажи жизненной драмы: во-первых, он сам, а еще — женщина, которую он знал, женщина, которой он не знал, мужчина, исполнивший самое заветное его желание, и неизбежный пятый, хранитель его совести и хранитель камня". Кто же они, эти трое, если крайние нам известны?
|
</> |