Решение Святейшего Синода об отлучении Льва ТОЛСТОГО от церкви
Елена Веселкова — 05.03.2012
"Известный миру писатель, русский по
рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф
Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа
и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся
от вскормившей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою
литературную деятельность и данный ему от Бога талант на
распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на
истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры
православной, которая утвердила вселенную которою жили и спасались
наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая. В
своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его
учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого
Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика
ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности
веры христианской... Все сие проповедует граф Толстой непрерывно,
словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и
тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно
отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной. Бывшие
же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь
не считает его своим членом и не может считать, доколе он не
раскается и не восстановит общения с нею... Многие из ближних его,
хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней
своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего,
отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с
ней. Посему свидетельствуя об отпадения его от Церкви, вместе и
молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины (2 Тим.
2,25)...
".
Церковные ведомости. 20 февраля
(5 марта) 1901 г.
"То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это
совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я
восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами
души желал служить Ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с
народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым
признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на
то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви:
теоретически - я перечитал все, что мог об учении церкви, изучил и
критически разобрал догматическое богословие; практически - строго
следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви,
соблюдая все посты и все церковные службы. И я убедился, что
учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь,
практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства,
скрывающее совершенно весь смысл христианского учения... И я
действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и
написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать,
не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали
бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают
всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым".