Решение проблемы копирайта ознаменует окончательное
kubkaramazoff — 15.04.2012Решение проблемы копирайта ознаменует окончательное утверждение экономических, этических и психологических императивов Новой Эпохи в жизни каждого из нас. Элвин Тоффлер.
Проблема копирайта может быть решена сама собой. Если провайдеры начнут платить за трафик, исходящий от пользователя. И за хостинг его сайтов. Так же как провайдеры платят за входящий к ним трафик провайдерам верхнего уровня. То есть за любой входящий трафик. Как сейчас пользователи платят за входящий трафик провайдеру. Вам уже знакома такая идея? Не торопитесь с выводом...
Что такое трафик? Это информация, на которую есть спрос.
Если пользователь куда-то отправляет гигабайты информации, то есть тот, кто её получает на другом конце и соответственно платит за входящий трафик.
Создателями трафика являются все: рядовые интернет-пользователи, мегазвезды медиа- и новостной индустрии, производители ПО. Это всё разработчики, авторы контента и владельцы копирайта - правообладатели. Далее - собственники.
Собственник размещает продукт на любой площадке, на любом удобном для него сайте, портале. Соглашаясь на условия договора, предлагаемого хозяином портала. Если продукт востребован, то он с этой площадки генерирует исходящий трафик... Собственник должен иметь долю от дохода цепочки хозяин сайта - хостер - провайдер. Если пользователь (он же автор) потребляет больше трафик чем генерирует - оплачивает разницу.
Аудио-видео продукция имеет некоторую унификацию стоимости одного бита. Чуть сложнее с программным обеспечением, играми и прочим софтом...
Вероятно, появится (или уже есть?) код для вставки текстовых цитат с первоисточника, как сейчас мы пользуемся кодом с адресом картинки - картинка загружается в блог, но при этом исходящий трафик идёт с сервера, где она собственно расположена. То есть можно соблюсти копирайт любой самой малой авторской словоформы.
Не стоит опасаться, что исчезнет безлимитный трафик. Безлимитным он называется формально - так как ограничен скоростью - то есть пользователь оплачивает возможность получить ограниченный объём информации за период времени.
Понятно, что стоимость входящего трафика для рядового пользователя должна вырасти. Но не думаю, что значительно - процентов 20...30. Пусть даже и вдвое. Но разве того не стоит тотально лицензионный софт и медиа? Плюс перспектива в любой момент стать самому оплачиваемым автором. Правообладатели должны ухватиться за это: их устроит снижение цены за единицу продукции в обмен на практически полный охват лицензией всех пользователей. Наряду с простыми пользователями они составят мощное лобби в пользу оплаты исходящего от правообладателей трафика.
Копирайт-составляющая в стоимости трафика. Конечно, потребуется регулятор для установления тарифов во избежание пиринговых войн. Стоимость трафика пока что состоит только из прибыли и расходов на техобеспечение. Такие расходы у каждого разные. Но с копирайт-составляющей стоимости трафика проще: это может быть единая установленная регулятором цена за бит.
Пираты. Порталы, не имеющие договоров с правообладателями. Сейчас потребители и собственники контента разделены барьером по известным причинам. Если же потребитель должен оплачивать авторскую составляющую трафика в любом случае, то безусловно, большинство предпочтёт получить продукт от легального поставщика. Рядовой пользователь окажется в одной лодке с правообладателями-гигантами. Ведь он тоже собственник своего продукта. Таким представляется созидательное решение проблемы копирайта.
Интернет-реклама и спам. Что с ними произойдёт? Назойливая реклама в пустоту... опытные пользователи и сейчас отключают у себя все банеры. Вероятно, пойдёт в рост наиболее эффективная реклама - из рук в руки, целевая. Тут пока вопросы. Думаю, и пользователи и провайдеры станут более заинтересованы в блокировании узлов, генерирующих спам. А можно и отправить его обратно провайдеру - с вычетом от входящего трафика :)
Да, идея оплаты входящего трафика не нова. Об этом ещё в 2004-м писал* Экслер:
... начался новый виток конфликта, который напрямую связан с попытками компании .masterhost изменить существующее весьма странное положение дел, когда веб-мастера, чьи ресурсы создают тот самый трафик, который провайдеры продают своим клиентам, вынуждены этот трафик оплачивать я об этом писал в статье "Страшный зверь трафик"). Как известно, компания .masterhost не только освободила веб-мастеров крупных ресурсов от оплаты генерируемого их проектами трафика, но и сама стала платить им деньги небольшие, конечно, но получать деньги, вместо того чтобы их платить, - всегда на порядок приятнее). Эта инициатива вызвала огромное недовольство в "РТКОММ". Еще бы, ведь они, пользуясь своим фактически монопольным положением на рынке, привыкли и рыбку есть, и на лошадке кататься, ну и плюс заодно брать деньги и с рыбки, и с лошадки - вероятно, за доставленное удовольствие. Очень удобно брать деньги с веб-мастеров за трафик, генерируемый их ресурсами причем, как вы понимаете, веб-мастера и так тратят немалое количество времени и денег на создание и поддержание своих проектов), а затем брать деньги с других провайдеров и частных клиентов за потребление этого трафика. "Да прям как два букмекера, ребята!" - говорил Били Рэй Вэлентайн господам Рэндольфу и Мортимеру Дьюку, постоянный доход которых не зависел от того, выигрывали или проигрывали их клиенты.)
.masterhost был один в поле воин, неспособный преодолеть
монополию больших провайдеров. Но идея единого тарифа на
копирайт-составляющую способна объединить интересы всех без
исключения авторов и правообладателей, начиная от Майкрософт,
Роулинг с Петросяном и заканчивая последним в рейтинге
блогером.
Провайдеры. При достатке ума провайдеры тоже
должны быть в этом заинтересованы. Если сегодня они являются своего
рода трафик-банками, то станут и копирайт-банками. С увеличением
финансовых объёмов. С комиссией за расчёты по
копирайт-составляющей.
Таким образом, к существующей свободе авторства добавится свобода
пользования лицензионным информационным продуктом. Авторы и
разработчики получат невероятный материальный стимул к
творчеству. В том числе к коллективному. В общем,
перспективы фантастические.
P.S. Возможно, как дилетант, я неправильно использовал некоторые
термины и обороты... Прошу прощения и надеюсь на конструктивные
замечания и критику. В дополнение рекомендую посмотреть лекцию*
"Медиа будущего":
_____________
* Ссылки по наводке djaglavack, zhilyaev_v