Реформа образования: Не надо пытаться спасать всех
agent_marge — 17.06.2012 В ЖЖ все сейчас пишут о том, что же делать с российским образованием -- ибо школа превратилась в камеру хранения детей, пока родители на работе. Именно в камеру -- с ограничением свободы, подавлением личности, распорядком дня и ничего-не-деланием.Вставлю свои три копейки. На мой взгляд, концептуальная проблема заключается в том, что желающие реформ пытаются спасти ВСЕХ. А это невозможно -- ни в теории, ни на практике. У государства нет ни кадровых, ни финансовых, ни технологических возможностей для превращения детей алкоголиков в преуспевающих специалистов. Во всяком случае на данный момент.
Саму задачу надо ставить по-другому: не реформирование образования, а уничтожение препятствий к САМООБРАЗОВАНИЮ.
Что мешает ребенку обучать себя всяким полезным навыкам:
а) хулиганы в классе;
б) плохие учителя;
в) плохие учебники и учебные программы.
Решение проблемы напрашивается само по себе: частная школа, существующая на средства родителей и на дотации от государства, -- со своей собственной программой обучения. В настоящий момент содержать в России частную школу крайне проблематично, ибо государство делает все, чтобы придушить любые разумные начинания. Поэтому их так мало даже в крупных городах.
Если убрать все бюрократические и налоговые препоны, а еще лучше -- дать налоговые льготы, то родители, которым не все равно, где и как учится их ребенок, сами произведут естественный отбор. Плохая частная школа просто лишится клиентов.
Дотации должны выдаваться так: на образование детей государство каждый год выделяет энное количество денег. Можно посчитать, сколько именно приходится на конкретного ребенка, и если родители принимают решение о том, что их чадо должно учиться в частной школе, то деньги направляются туда.
Понятное дело, что лучшие учителя и дети из более-менее обеспеченных семей будут стремиться попасть в такие школы, и возникнет резкий перекос в качестве образования. Но к чему это приведет? К тому, что в обществе постепенно будет расти прослойка людей, умеющих и любящих учиться. У родителей появится ВЫБОР: куда отдать ребенка. А сейчас нет никакого выбора, сейчас все ребята вынуждены сидеть в одном классе с детьми с серьезнейшими психологическими проблемами. И страдают от этого тоже все.
Развитие частного образования - это первый шаг. Самоочевидный и дешевый в исполнении. Второй и последующий шаги, которые помогут наладить дела в государственных школах, мы обсудим чуть позже.
Все описанное выше работает: мой сын учится в такой частной школе. Она далеко не самая дорогая и в ней далеко не все безоблачно, но это место, где не страшно оставлять ребенка. В этой школе не существует такого понятия как "травля учеников". Если кто-то из детей проявляет агрессию, с ним и его родителями проводится беседа на тему: "Еще раз -- и мы распрощаемся навсегда". Повторных вызовов не бывает.
В этой школе учителя уважительно относятся к детям, ибо если учитель будет замечен в хамстве, родительский комитет уволит его в два счета.
В этой школе высокая успеваемость: если администрация не будет поддерживать хороший уровень, родители-клиенты перестанут платить деньги в кассу.
Для того, чтобы дать полную картину, расскажу о минусах:
а) школьная форма. Не-на-ви-жу! Все дети разные, у всех разный цветотип и разные фигуры. Обряжать всех в одинаковую форму -- это с малолетства воспитывать дурновкусие и неумение одеваться.
б) обязательные общественные мероприятия. Хочешь - не хочешь, а ходи на всякие отчетные концерты, церемонии и пр. Совершенно бессмысленная трата времени.
в) обязательные "необязательные" предметы. Мой ребенок не любит петь, зато любит конструировать. Но он вынужден ходить на пение, которое ровным счетом ничего ему не дает -- он все равно только рот открывает и из принципа не произносит ни звука. Половина детей в их классе любит все, что касается сцены, а другая половина -- терпеть не может и предпочитает всякие технические штуковины. Интересы второй половины не учитываются.
А еще я очень хочу, чтобы у нас ввели анонимный опрос родителей: что надо улучшить в школе. В глаза говорить учителю музыки, что мой ребенок ненавидит его уроки, как-то неудобно. Потому что тут причина не в учителе, а в личных пристрастиях. Но он же все равно обидится.