Разрушение мифов по четвергам...

топ 100 блогов vsekh23.03.2011 Разрушение мифов по четвергам...

Миф об отсутствии обрядоверия у протестантов.

 

«Обрядоверие — это удел православных и католиков! У нас же, протестантов, одно только служение Духа и Истины!» — слова эти входят в плоть и кровь каждого протестантского неофита.

Кажется, что эти слова когда-то соответствовали действительности. Ведь писал же Тютчев лестные стихи о лютеранском богослужении и богословии «сих голых стен, сей храмины пустой». Увы! Времена меняются!

Уже через полгода посещения баптистской церкви я наизусть выучил молитвы пастора, ключевых проповедников и ЧМБС (часто молящихся бабушек-сестер). Я знал, когда надо сесть, когда встать. Я понимал, что молитвенное служение, это когда молятся еще и после второй проповеди, а на обычных служениях — только после первой и третьей. И всякое отступление от «баптистской литургии» считал жутким «бесчинством».

Уже в середине 90-х у нас появились собственные «молитвословы» — красные книжицы с красивыми молитвами. Впрочем, книжицами этими никто не пользовался, предпочитали свои личные, заученные молитвы.

Помню, как я совершенно серьезно полагал, что некоторая церковь находится в грехе, так как к каноническому тексту молитвы «Отче наш» они добавляли одно слово. В Синодальном переводе Библии молитва эта кончается словами «… вовеки. Аминь», а в той церкви молились: «… во веки веков. Аминь».

Ко всему этому можно было бы отнестись, как к милым «перегибам на местах», если бы не один обряд, которому, по сути, долгое время придавался статус чуть ли не таинства.

Имя этому обряду: покаяние с выходом!

Это только недалекие мирские люди думают, что с выходом может быть только танец-цыганочка. Невдомек им, что существует целое богословское понятие «покаяние с выходом к кафедре». В противоположность оному, покаяние «без выхода» считалось, как бы второсортным. Если человек впервые выражал перед Богом в молитве просьбу о прощении грехов, то сделать это надо было непременно в большом собрании, выйдя к кафедре и помолившись вслух. Если ты на свою беду каялся где-то без свидетелей, то тебе настоятельно рекомендовалось «засвидетельствовать» свое покаяние в собрании, т.е. помолиться второй раз (что всегда мне напоминало пересъемку неудавшегося дубля в кино).

Когда я стал уже служителем, не раз я удивлялся тому, что вышедшие к кафедре, похоже, совершенно не понимают, зачем они это делают. Некоторых вынудили «покаяться» докучливые бабушки (называемые в простонародье двуногими святыми духами), кому-то помстилось, что подобный выход к кафедре сулит исцеление от болезней или приобщение к недрам западной гуманитарной помощи. Кто-то шел «на авось» — дескать, хуже не будет, а вдруг да поможет…

Так один мой добрый знакомый (ныне уже служитель церкви) рассказывал, как он впервые переступил порог сектантского молитвенного дома.

Он просто проходил мимо и зашел в странное помещение из чистого любопытства. Богослужение уже подходило к концу, и проповеди он не услышал.

Но дом молитвы был переполнен. Люди стояли в проходах между рядами.

Пел хор. И мой знакомый (тогда еще, разумеется, незнакомый) решил подойти поближе к хору, чтобы лучше слышать.

Улыбчивые сектанты тут же, молча, расступились, одобрительно глядя на нового посетителя (они-то слышали проповедь, призывающую к покаянию). Кто-то услужливо взял моего знакомого под руку, подвел к кафедре и предложил, преклонив колени, повторить молитву покаяния.

А надо вам сказать, что знакомый мой от природы был человеком безотказным. Если хорошие люди просят, — отчего бы не сделать.

Он «помолился». Получил от пастора уверения в собственном спасении, Библию в подарок и приглашение заходить еще.

И он зашел еще… А потом еще… А покаялся по-настоящему только через год.

Поймите меня правильно: сам обряд вовсе не плох.

При желании можно найти и примеры в Библии, когда вера человека выражалась в том, что он подходил к проповедующему:

выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. (Мар.1:5)

Говорят, что Чарльз Финней в 19 веке сделал массовой подобную практику «выхода к кафедре». Он считал (и, надо полагать, не без оснований), что человек должен открыто и смело исповедовать свою веру перед всеми. Поэтому он должен без стеснения подойти к кафедре и публично раскаяться в своих грехах. Эту же призывную методику перенял и гений современного благовестия Билли Грэм. Да и сам, я пользовался этой методикой неоднократно.

Повторюсь, обряд сам по себе неплох.

Но, во-первых, это далеко не единственный способ публично заявить о своей новой вере.

А во-вторых, плохо, что этот обряд в свое время почти повсеместно заменил собой подлинное библейское покаяние. Стал, по сути, его эквивалентом. Неважно во что человек верит, неважно, что он практически не кается в грехах. Важно, что он «вышел вперед к кафедре».

Сколько людей было обмануто, получив ложное свидетельство «о спасении» от служителей, поджидавших их у кафедры. Сколько из них, вернулись в мир греха и разуверились в действенности всякого рода покаяний. А сколько из них осталось в церкви, не имея подлинной сердечной веры, не получив истинного возрождения, ни разу всерьез не задумавшись о своих грехах.

Они уверены, что спасены, ибо когда-то «вышли к кафедре».

И где уж тут до слов апостола, сделавшихся девизом Реформации: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9)

Хвалимся! Еще как хвалимся своими делами — ноженьками своими, что вынесли нас вперед, пред церковные скамьи.

Вот ведь где настоящее обрядоверие притаилось! Гнать его надо. Но не поганой метлой. Сей род изгоняется только правильным благовестием, серьезной душепопечительской и пасторской работой, вкупе с молитвой и действием Духа Святого.

Так что, к сожалению, чем кумушек обрядоверно-православных считать-трудиться, не лучше ль на себя, кума-протестантская церковь, оборотиться? Так вопросим мы вслед за баснописцем, перестанем пенять на криворожее отражение в зеркале, да и разрушим еще один миф!

Павел Бегичев Разрушение мифов по четвергам... [info]pavel_begichev 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Замечали ли вы, что мир за последние 15-20 лет кардинально изменился? Маргинальный контингент, водившийся в 90-е в подавляющем большинстве районов пост-советских и не только городов, доставлявший проблем многим гражданам, практически исчез с улиц! Как же это получилось? Те, кто ...
*** Не разговор, а липа и подлог: он все мне повторял, что я - Серёга. И этим был исчерпан диалог, я не хотел такого диалога. Я упирался и не отвечал, не подтверждал ему, что он был Леха. У каждого была своя печаль.... Всем было ...
Премьер РФ Владимир Путин подписал документы о награждении Сергея Собянина правительственной наградой - медалью Столыпина I степени. источник Создательница и директор музея Григория Распутина, Марина Юрьевна Смирнова, рассказала ...
в ответ на комментарий в своём дневнике А вот это мы ещё посмотрим! Ура!!!!! Иришка пришла! ))) ...
 Я вот решила поучаствовать  во флешмобе и  вам предлагаю. Увидела у tumanniy-ejik.  Мне дали букву М,  и я должна написать 10 вещей на эту букву, которые очень люблю.  Ну-с, начнём:-))) Итак, я люблю: -  Малышей:-))) Нет, ну, я вообще люблю детей, ...