Рабочий дыбр

топ 100 блогов m_petra13.02.2013 Сегодня урок вела подменный педагог, точнее, танцовщица, я ее помню, играла ей как-то несколько лет назад, она мне тогда понравилась. Молодая, чуть за 30, уроки ведет с азартом и удовольствием, немного нарочитая, поэтому я сразу книжку убрала, настроилась на поработать (для балетной публики: часто педагоги у меня ассоциируются с каким-нибудь образом, так вот эта девица сразу проассоциировалась с Хозяйкой Медной горы из “Каменного цветка").
Начала она очень мило: мол, мы займемся растяжкой, а концертмейстер может пока отдохнуть минут 15. Ну отдохнуть так отдохнуть - кто ж с утра отдохнуть не любит? Взяла я айфон и стала переписываться с Редиской. Класс порастягивался, педагог поставила всех к станку и показала Плие... сочное, густое, не стала раскачиваться, сразу нагрузку дала, ну я заиграла... Не сказать, чтобы что-то особенное или нарочитое, но не мягко-ласковое, педагог показала на довольно напряженной ноте, на активной, как будто сейчас середина процесса, поэтому я ответила ей, как мне показалось тем же.
(для тех, кто присоединился к тэгу "Балетноэ" недавно, уточню - каждое упражнение у станка делается дважды: на правую сторону и на левую, чаще без остановки, но это когда как).
Сделали мы правую сторону, развернулись себе на левую и вдруг:
- Стоп!
Остановились.
- Скажите, что вы сейчас делали?
Студенты хмуро уставились на тётеньку...
- Вот что, что вы делали? Что это было?
Народ молчал, дураков подставлять свою шею не было, все равно она сейчас сама объяснит, что мы тут такое понаделали, и это будет точно не то, что мы имели ввиду. И ее прорвало:
- Вы музыку слышали?

- О чем была эта музыка? Что концертмейстер сейчас вам играла?!
Студенты затаились, но гостья требовала ответа. Думаю, кому-нибудь точно хотелось пискнуть "Плие играла", но шутить перед лицом неизвестного педагога, от которого фиг знаешь, чего ожидать, никто не рискнул.
- Нет, вы ответьте мне! У вас такая возможность работать под живую музыку, а вы не пользуетесь этим?.. Что пианист говорила вам, куда пыталась затащить, а вы не реагировали, а только выполняли свое задание механически? О чём была эта музыка? О чём? А?
- О чём? - наконец, не выдержал кто-то из последнего ряда.
- Она говорила вам - наслаждайтесь своим телом! Упивайтесь каждой минутой, любуйтесь!

Она заговорила, быстро и много, точно описывая то, что я считала совершенно неочевидным, я обалдела. “И это только кажется, - продолжала она, - что ничего не происходит, вон, сидит пианист и делает вид, что переписывается с кем-то в айфоне, нет (она коварно улыбнулась), происходят совсем другие вещи! Вы слышите? Она рассказывает вам о другом, она выталкивает вас, заставляет - идите за ней! (я затаилась - ой... всё правильно, и про айфон правильно).
- Так! Рассказывайте! Что вы слышали? Что происходило в музыке? Что вы чувствовали?
Студенты стали переглядываться, появились улыбки, начали коситься в мою сторону, отвечать никто не рвался. Но дама была настроена решительно и подходила тыкала в грудь: "Говори!", тут уже было не отвертеться (я пожалела потом, что не догадалась тихонечко включить диктофон).

Она тянула всех подряд, хоть по слову. Они сначала смущались, зыркали в мою сторону, но осмелев, стали говорить. Некоторые присоединялись к какому-нибудь, мол, я тоже так. Кто-то говорил одним словом, кто-то длинными предложениями. Это ужасно интересно - послушать со стороны, как реагируют на "то, чего нет" - ну играю и играю себе что-то, уткнувшись в айфон, никто за руку не поймает "о чём". Я подумала - а я бы тоже не сказала! И не столько потому, что музыку не передать словом, а то и наоборот - только разрушить, еще же есть эта иллюзия, что это твое личное, никому другому невидимое, ты тут один в этом пространстве, а вдруг вон как - вытаскивают за косу на свет - рассказывай.
Она подошла к парню: "Говори! Что слышал, что чувствовал?!" Он коротко посмотрел в мою сторону и потупился.
- Ну?
Он поднял голову, заулыбался и ответил… И я ни-че-го не поняла! Я не знаю этого слова! :(((
(когда она пошла к следующему, студент зыркнул на меня, проверить реакцию, а что я? Сижу, как кукла со стеклянными глазами - даже приблизительно не понимаю, что имел ввиду). Я попыталась запомнить на слух, но потом посыпались витиеватые слова-метафоры, у меня все смешалось, но спинным мозгом я чувствовала - так и есть. Из понятного было – “роскошное”, “томление”, “густое движение” (или лучше перевести "сочное"), «наполненность».

- Я слышу, как мне подсказывают акценты.
- Ты выполняешь или просто замечаешь их?
- Я стараюсь.

- Я чувствовала, как будто я в густом пространстве.

- Я чувствовала волнение, как будто я на сцене.

- У меня было впечатление, что на мне тяжелое дорогое колье, и я чувствовала, что оно особенное, влияющее на все мои движения.

Студенты говорили, в основном о качестве движения, об ощущении движения, но педагог свела это в одно целое и привела к неизбежному: это же всё - о любви. Это не просто поднял руку-ногу направо-налево, это каждый может. Тело должно говорить, рассказывать! Отойдите от механического исполнения. Смелее, вы же всё правильно слышите, вы – слышите! Не бойтесь выглядеть «не так» – вы не одни, у вас есть партнер – музыка. Снимите эту предохраняющуй коробку с себя, отдайтесь музыке, следуйте за ней, говорите телом о том, что чувствуете. В этом артист – чтобы передать, а не в том, чтобы выполнить. Расскажите своим телом о любви!
- Ох, - крякнули из толпы.
- Ладно, расскажите о другой любви, проживите ее, у вас есть такая возможность! Приготовились - вступление!

Ой... после такого играть трудно, это ж как надо наизнанку вывернуться... А главное, у меня нет никаких заготовок, все рождается спонтанно, в партнерстве с классом, с педагогом, я и иду за ними и веду одновременно. Упражнение только-только началось, но глаз отметил, что движения стали "тяжелее", "весомее", класс "задышал". Метров в двух от меня (можно сказать вплотную) стоял студент, он танцевал и не отрываясь, в упор смотрел на меня, я уловила лукавую вызывающую искру, мгновенно покраснела до самых ушей, тут же разозлилась на себя и больше на него не смотрела, чтобы не сбиваться.

Урок был насыщенным, педагог была очень чувствительная и благодарная, требовала обращать внимание на детали, реагировала-хихикала на шутки-примочки, которые я выдавала (в музыке, ессно, я вообще рыба безмолвная как в процессе, так и после, думаю, мои педагоги-коллеги удивились бы узнав, что "в русском варианте" я вполне себе разговорчивая).

Не буду расписывать длинный текст, тем более говорила она много, монологами, такое сходу не написать, нужно время. ГрандБатман ее я не угадала, точнее, надумала сыграть из Ромео и Джульетты, он буйный, и она дама буйная, потом уже я поняла, что энергия и взрыв - не ее стихия, её ГБ был изящный, юркий, но я уже настроилась на Прокофьева и не стала менять, ну разве что сыграла его "облегченно", полетно. Но в целом мы чувствовали друг друга, как сообщающиеся сосуды - одно тело. Подумала - понятно, почему Тэд выбрал именно ее, они похожи.

Ее конек – Адажио, но не сопливое или лёгкое-хрустальное, а драматичное. Сравнив ее с любимым преподом, с которым у нас полное совпадение, я азартно ждала финального полета - Больших Прыжков. А как же? Так разогреть класс? Так заставить их вывернуться наизнанку, обнажиться, почувствовать вкус к драме, и что??? Она не дала прыжков! Не дала выплеснуться энергии. Она не заметила, как время вышло, стала давать еще одно Адажио, подошел Тэд и деликатно заметил, что урок закончился. Облом.

Вы спросите – а это каждый урок такое колдовство? Нет, конечно, тем более к своим привыкаешь, и привыкание двустороннее: педагог имеет свой стиль, трафарет комбинаций (пусть и немаленький, у кого как), поэтому постепенно все, скажем так, сосуды-суставы как бы покрываются сухим налётом, перестают быть эластичными, привыкая к определенному движению в колее, хотя появляется прочный тандем. Педагогу нужно постоянно изучать что-то новое, учиться, быть в курсе того, что происходит вокруг, тогда колея будет не такая узкая, но совсем не каждый педагог на такое способен. А мне что? Я тоже ленивая – в книжку уткнулась и ни жужу. ЧуднО, когда кто-то новый появляется, свежая кровь, тогда и своя бежит быстрее – опа, живая еще, еще что-то могу.

А еще нужно совпадение энергетик и предпочтений с педагогом, потому что если темпераменты разные, то тоска. С моими нынешними мы замечательно совпадаем – радостно работать, понимаем друг друга без слов. Когда Тэд только появился, пару лет в конце урока в реверансе концертмейстеру ставил парней на колено (я не знала, куда деваться). А потом привык – перестал, но у нас с ним славная “колея” и обязательный полет в конце.
Вы спросите – а класс? От студентов в классе зависит, как играется? - Да, - кисло отвечу я вам, - зависит, но в тыщу раз меньше. Педагог “питает собой”, своей энергетикой и класс и пианиста, всё держится на нем, он блок питания всей этой махины. Кислому педагогу и играть неохота, и класс спит на ходу.

И да, хотела сказать: приходят комменты – когда «обещанный» Мастер-класс с «непонятным» педагогом. Он не обещанный, он грядущий (скоро уже), но –
это еще не значит, что там будет о чем написать. Иной раз приезжают и имена громкие и из театров известных, а МК – и сказать нечего, ну от силы несколько технических деталей, интересных только профессионалам. А хороший ровный урок иногда и не описать вовсе – ну ведет и ведет – молодец. Это же не представление – все заняты делом, не для публики процесс.

Этим летом, например, играла МК бродвейскому премьеру, спасибо – не заснул до конца урока. А в соседнем зале давала МК его молодая жена, так концертмейстер потом рассказывала, что ее чуть из зала не выносили, болтали вслух, спиной стояли, не всякое упражнение делали, вообще сидели на полу, жесть. И кстати, хотя это уже совсем другая тема для обсуждения, но интересная деталь:
в наших краях педагоги очень ласковые, предельно почтительные, ни тебе голос повысить ни против шерсти, все очень мягко – и дети в классах занимаются старательно и отношение к педагогам уважительное. А в том классе стояли по большей части приезжие ученики – 2/3 из Бразилии, немного из Европы и по пальцам сосчитать местных, и пожалуйста – уже по-человечески не понимают! Им кнут подавай, иначе на ногах не держатся и педагога слушать не желают.
(навалила я всякой всячины дыбром в кучу, но звиняйте, на выстроенное повествование времени не хватает, а если отложить до лучших времен, то получится, что навсегда).

Ну и видео под занавес – оно ни к селу ни к городу, а так, для желающих, коли помянута была Хозяйка Медной горы, чтобы образ был понятнее:


Рабочий дыбр

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вместо пятничного котика сегодня будет бульдог с эсминца "Бульдог" (HMS Bulldog ). Фото утянуто из мордакниги польского коллеги Радека Пыжика (Radek ...
Случилась со мною бида - поддался я, лапотный, на жидоверпилойдскую пропаганду и купил себе ДКСку, православный омериканский Хйюй. Только вот бида - не летает оно у миня никак. Точнее летает, но не садится, все побережье уже усыпано остатками этих чортовых мельниц, омерика вся работает не ...
. Продолжаем фотоотчет о треккинге к Базовому лагерю Эвереста, совершенном нами весной 2018 года по кольцевому маршруту через перевалы Ренджо Ла и Чо Ла. С предыдущими частями отчета можно ознакомиться по ссылкам: - Часть 1. Сандер Пик, первая высота. - Часть 2. Перевал Ренджо ...
Бесят тетки, на голубом глазу увереннные в том, что они выглядят моложе своих лет. Причем в России эта уверененность повальна, как нигде в мире: как минимум, 99 из 100 соотечественниц считают, что их лук значительно свежее цифры в паспорте. И себе ...
Если вам когда-нибудь какой-нибудь таксист посоветует посетить какой-нибудь ресторан - не слушайте. Пошлите его на фиг, а то попадете вот в такой вот ресторан, который - сплошное недоразумение, а не ресторан. Но все по порядку. Вспомните, что на дворе был Новый год, а в новогодние ...