Пятничный псто про учебу, квалификацию, скиллы и вот это все (Волшебных скиллов псто upd-2015)

топ 100 блогов ru_sysadmins10.07.2015 Два года назад я накидал псто "Волшебных скиллов псто upd1" http://ru-sysadmins.livejournal.com/2145115.html
С тех пор многое изменилось - появилась куча импортозамещающего оборудования, новые процессоры Эльбрус и Байкал (кстати, кто-то за 3 месяца с анонса нового эльбруса кто-то видел его тестирование ?), ну и указы о русском софте с нескучными обоями тоже общем доставляют.

Так что слегка обновлю псто:
В сообществе временами пробегают чудо-вакансии "уметь все за 5 сольдо" и таинственные "особые скиллы из отдела Ы".
Предлагаю накидать список скиллов, включая особую магию:
Арбайтен унд квалификационен маджик скиил редакшен 2015 секонд едишн

По следам псто и комментов
Про собеседования (наболело) 2010 http://ru-sysadmins.livejournal.com/1368992.html
Что спросить на собеседовании у windows админа? 2012 http://ru-sysadmins.livejournal.com/2029549.html
Что спросить на собеседовании про линукс 2012 http://users.livejournal.com/_oxpa_/355325.html
Волшебных скиллов псто upd1 2013 http://ru-sysadmins.livejournal.com/2145115.html

Ну и .. пример очень странной вакансии – 2015 http://ru-sysadmins.livejournal.com/2391476.html

Попутные ссылки –
http://www.computerra.ru/122882/ob-eksportnom-programmirovanii-vnutrennem-ryinke-i-proizvoditelnosti-truda/
Хороший опросник - http://ru-sysadmins.livejournal.com/2029549.html?thread=33516269#t33516269

Сразу добавлю – это не вопросы для собеседования, хотя общий вопросник и надо бы создать, уже какой год хочу. Это очень общие мысли по теме.

И еще смотреть сюда http://ru-sysadmins.livejournal.com/2140153.html

--------------------------------------------------------------------------------

Начну с общего деления, которое у меня с 2013 года переформулировалось примерно в следующий вид:

Существуют три больших рынка труда:
Местный (региональный) – ограниченный областным центром
Российский – фактически, это переезд в итоге в Москву, Санкт-Петербург или Новосибирск. Может еще Ростов на Дону.
Международный – когда способности, квалификация и знание иностранного языка дают возможность работы в любой точке мира.
При этом есть следующая проблема: квалификация даже «хорошего» по региональным меркам админа может уступать квалификации «среднего» админа в Москве, не говоря уже про разницу в зарплате. По той причине, что сейчас для регионов нормой является 5-7 лет на одном рабочем месте, для Москвы – 2-3, с соответсвующим ростом образования, да и сам доступ к образованию в Москве легче.
Одновременно, нет никаких гарантий того, что квалификация в ИТ сотрудника с хорошим знанием английского является действительно «хорошей ИТ квалификацией». Это необходимо учитывать в дальнейшем.

В тексте будут встречаться указания на знание английского. Напоминаю, что сейчас наиболее часто встречается следующее деление:
Beginner (соответствует уровню обычной школы, раньше называлось «читаю со словарем», теперь «могу запихнуть в гугль-переводчик)
Elementary (теоретически, такой уровень должен давать ВУЗ. На практике не дает).
Pre-intermediate (4-4.5 при сдаче экзамена IELTS, 70 баллов при сдаче TOEFL)
Intermediate
Upper-intermediate
Advanced
Про эти уровни можно прочитать тут http://www.eduwow.ru/levels.htm например

По результатам написания скиллы можно разделить на группы
1. Документация – чтение и написание
2. Инженерные системы – электроснабжение (от ИБП до АВР и дизеля), кондиционирование, пожаротушение, датчики дыма, температуры и воды, несущая блдж способность пола и средства подготовки доставки на точку установки блжд. Крайнее актуально для больших ИБП, Межделмаша, супердома итд.
3. Железо – аппаратная часть, в том числе принтера
4. Пользовательские операционная система и програмное обеспечение, и управление ими.
5. Сети
6. Организационный подход и сетевое управление
7. Собственноручно писанное програмное обеспечение (от скриптов на 2 строки и далее)
8. Направление обучения
9. Английский

На данный момент я вижу четыре этапа развития сотрудника от «ничего не умею», до «кое-что умею».
Это:
1. Базис - что должен уметь эникей / Базовые умения helpdesk/servicedesk

2. Продвинутый эникей (много читать разные инструкции, написанные до него)

3А Начинающий админ винды (тут список длинный ояябу. Типа Модель оси, роли ФСМО, и стандартные порты - 25/80/443. даже 52-й и 110-й не надо, как и 1433/2433 или 3389. Ну и мыться, бриться и далее см 3Б)
3Б Начинающий админ систем на опернсорсе (тут намного проще – бриться, следить чтобы не прорезывался свитер с оленями, избавиться от привычки вспоминать свой старый 24-портовый неуправляемый длинк. Если серьезно, то процитирую:
к начинающим линуксоидам требования почти такие же, как к виндовым. Только специфика меняется. Вместо всяких WSUS и GPO - coreutils и пакетные менеджеры.)

4. Специализация - сети, домен, экчейндж, гитлер-б, варя, квм, скуль, веб, всякая хай перфоманс оптимизация, инфобезопасность, СХД, общее архитектуростроение, телефония на кошке, телефония на авайе, телефония на астериксе, провайдерские решения и так далее.
Есть отдельный хардкор типа Межделмаша и Оракла.
Или еще можно в начальники - тут все совсем просто. Курсы по винде или эксчейнджу, и знание о наличии в природе 24 портового неуправляемого длинка. И свой автомобиль.

Можно еще по партийной линии – тут главное сейчас хвалить импортозамещение, вспоминать эльбрус и говорить что китай, китай сила! Уметь что-то примитивное, типа скриптов, не надо. Но тут есть свои сложности, типа необходимости гибкого подхода к квадратности, ЕВПОЧЯ.

Что должен уметь погромист - я понятия не имею. Есть там у них какие-то джуниоры, мидлы, тимлидеры, массовый коммит багов в продакшен и иная хуета. Есть си плюс, си шарп, жаба, перло-питоны и прочие руби на рельсах. Есть кобол, асм .. ТЫШШИ ИХ
Мне, конечно, кинули в комменты список умных слов, я ничего не понял и не подал вида, но слова процитирую:
-
То есть, сразу минимальный набор идет С/С++/С#(+-CLR) + хотя бы минимум по инлайн асму (впрочем, если инлайн осилил, то уж отдельно модуль выкинуть в обджект проблемы не составит), далее всякие расширения типа COM/DCOM/etc, далее обязательно работа с MFC и аналогами. Qt и прочее. Басс и ОпенАЛ, Бусты и прочие Асио.
Ну и естессно всякие ТимФоунды, Гиты, СВНы и прочее опять же обязательно знать. Перловка нужна, пхп редко, но бывает надо.
-
Возвращаясь к теме:
1. Базис - что должен уметь эникей / Базовые умения helpdesk/servicedesk
Если вкратце – то менять картриджи, читать и выполнять инструкции, мыться и учиться хоть чему-то.

1.1 Документация – чтение и написание
Первым делом надо прочитать инструкции и стараться их выполнять. Не получилось – исправляться и выполнять. Если нашел ошибку в инструкции – не стесняться на нее указать. Если не понятно почему так – спрашивать.
1.2. Инженерные системы
Понимание, что без электричества ничего не работает. Реальная проблема, оказывается – люди привыкли к тому, что фаза света и фаза розеток разнесены, и отсутствие света не означает обесточивание розеток.
Кстати, неплохо было проверять, знает ли «базовый эникей», почему в розетке не +-, а ноль и фаза, но это факультативно.
Понимание как электричество накапливается в коробке с надписью ИБП, сколько его там и почему чайник и принтер к нему включенные - это плохо.
1. 3. Железо – аппаратная часть, в том числе принтера
Умение отличить монитор от процессора, процессор от системного блока.
Умение заменить память, жесткий диск, монитор, и вообще собрать и разобрать обычный ПК.
Может прочитать сообщение о том, какой цвет надо заменить в принтере, и даже заменить катридж, и даже цветной, и даже не только картридж, но и тонер-тубу, и контейнер для отработки.


1.4. Пользовательские операционная система и програмное обеспечение, и управление ими
Умеет перезагружать ПК и даже в безопасном режиме разными методами – удержанием кнопки или даже выдергиванием питания.
Может переустановить офис \ хром \ фотошоп \ винду. С диска!

1.5. Сети
Уметь отличить телефонную лапшу от электропровода, и оба перечисленных – от витой пары.
Уметь обжать патчкорд.
Понимание что интернет идет по проводу, или без него, но гораздо лучше по проводу.
Умение отличить 169.254 от 192.168 (тоже проблема, кстати). Знать, что это APIPA (Automatic Private IP Addressing) – не надо.

1.6. Организационный подход и сетевое управление
Знать как зовут своего начальника, и знать кому и в каком порядке необходимо делегировать задачи, с которыми не справляешься.

1.7. Собственноручно писанное програмное обеспечение (от скриптов на 2 строки и далее)
Не надо.

1.8. Направление обучения

1.9 Знание английского – на уровне способности прочитать патрнамбер с коробки с картриджем.
Остальное – на следующем уровне.

(далее пока не переписано с прошлой редакции).

2. Продвинутый эникей helpdesk/servicedesk (много читать разные инструкции, написанные до него)
На мой текущий взгляд, если в организации были не ленивые сотрудники до него, то они оставили кучу бумажных инструкций «что, где и как». Если не оставили – то это конечно плохо, тогда их придется писать самому. Вообще, продвинутый эникей должен с самого начала отличаться любовью к чтению, причем не столохматой серии сексуальных приключений всамделишного вампира в марсианском аду, а маналулов, инструкций и так далее.

Умения
Умеет узнавать какой блок (питания или памяти) умер и умеет его сменить, по звуку может отличит совем дохлый винт. Отличает DVI от HDMI
Умеет включать и выключать проектор (с пульта), систему видеоконференций.
Знает базовую магию - cmd, Ipconfig, ping , tracert и может даже telnet
Для безоконных - знает traceroute и слышал про dig (и отличает copy от cp, su от sudo)
Отличает флешки от ключей банк-клиента и 1с, радиомодулей для мышек и wifi/bluetooth (если написано transcend 2гб - то это скорее флешка, если странные цифры - то ключ 1с.
от банк-клиента проще всего: нормальный человек на ключ наклеит бумажку "это ключ , БЛЕАДЬ!")

Умеет в образы (создание\развертывание) и сетевую установку
Для окон знает про nslookup и что за зверь C:\Windows\System32\drivers\etc\host
Для не окон - знает про dig
Постепенно понимает в route add
Умеет в RDP, Ammyy, Radmin, teamviewer
Знает, про Runas и умеет запустить mmc от имени учетки с административными правами.
Сети: умеет прочитать что написано на коммутаторе сзади и отличать серийник от мака и инвентарного номера. Обязан уметь записать это тайное знание карандашом на бумаге. Обязан уметь определить номер порта на коммутаторе. Умеет определить мак адрес ПК из вывода ipconfig/all, а телефона – по бумажке на телефоне.
Английский: это тот самый уровень, про который раньше в анкетах писали «читаю со словарем», а сейчас пишут «знаю». На практике это что-то между Beginner и Elementary.

3А Начинающий админ винды / Админство по винде базовое
Знает все вышеперечисленное
Время от времени пишет инструкции для эникеев и ССУКО ПИШЕТ что у него где накручено и зачем. Написанное печатает и отдает заместителю генерального для хранения в сейфе.
Знает что такое домен и как жить без него. Умеет в связанные с доменом сервисы (DNS, DHCP) на уровне сетки 50-200 машин.
Умеет в групповые политики и часто используемые вещи - WSUS, что там еще часто.
В курсе про ADLP (AGDLP) - RBAC.
Хочет на базовый курс по микрософту.
Сети.
В курсе, почему 24-портовый длинк – не лучшее решение для сетей. Хочет и обязан прослушать ICND 1.
С сетями в РФ кстати странная картинка. Если не рассматривать неуправляемые коммутаторы, а переходить к управляемым сетям, то кроме «типа управляемых, но по факту не настроенных» длинков
(опять же, кроме провайдерских сетей. Там управляемые длинки встречаются овердохуя часто, особенно в регионах, и даже управляются)
в РФ чаще встречается:
- 3ком\ ХП
- кошки и каталисты
- и лично мне крайне редко на уровнях конторы SMS / SOHO встречались dell, juniper, fortinet, checkpoint, avaya, extremenetworks, palo alta и иные Т.е если сеть – то или неуправляемая, или 3ком\циска, если шлюз – то или кошка (может ася) или софтовое решение. Случаи Asus / ddwtr не рассматриваю. В последнее время microtic на слуху. Опять же, курсы на русском по сетям мне попадались только ICND. Может, плохо искал.
Хардвар
Умение отличить брокаду от циски, а СХД от блейда. Понимать, зачем нужен ILO/ IBM RSA (Remote Supervisor Adapter) / Dell Remote Access Control / что там еще.
Английский.
Уже не на уровне ту ти тутуту, а хотя бы эскьюз ми, шелл ю сенд ван боттле оф шемпайн ин бакет анд ту гласс ин намбур ту ханред твенти ту, сенк ю.

3Б Начинающий админ систем на опернсорсе / Админство по Linux/Free
Тут намного проще – бриться, следить чтобы не прорезывался свитер с оленями, избавиться от привычки вспоминать свой старый 24-портовый неуправляемый длинк.
Если же серьезно, то по позициям английский – сети знания примерно те же, по уровню линуксов – вопросы из собеседования выписывать мне лень, сам я в линуксах соображаю на уровне хуяк-хяк и в продакшен, ну там из пакетов в гуе могу поставить что-то, и по инструкции почтовик с фильтрами сделать, но не более.

4. Админ прокачанный / Специализация
Тут надо знать все сразу – сети на уровне выше ICND1/2, домен, экчейндж, гитлер-б, варя, квм, скуль, веб, всякая хай перфоманс оптимизация, инфобезопасность, СХД, общее архитектуростроение, телефония на кошке, телефония на авайе, телефония на астериксе, провайдерские решения и так далее. Есть отдельный хардкор типа Межделмаша и прочего Сан-Оракла.
Знать все сразу тут крайне сложно, но на мой взгляд тут уже челове сам способен выбрать, чему и как ему учиться и что сдавать.
Можно пойти в чистые сети. Это сначала ICND, затем
По циске - http://www.cisco.com/web/learning/certifications/index.html
По жуниперу - http://www.juniper.net/us/en/training/certification/
Если по микрософту – то ссылки сами все способны нагуглить.
По линуксам – опять же, там есть какая-то сертификация.
По виртуализации – вот тут честно не знаю.
Есть MS Hyper-V Exam 74-409 Server Virtualization with Windows Server Hyper-V and System Center
https://www.microsoft.com/learning/en-us/exam-74-409.aspx
Есть vmware - http://mylearn.vmware.com/portals/certification/
По СХД обучение даже не смотрел, наверное есть.

Про СХД опять же процитирую:
Специфика обучения на СХД, по крайней мере тем что ковыряю я (NetApp FAS) - чистая СХД никому нафиг не нужна, учить надо "NetApp и VMware", "NetApp и Hyper-V", "NetApp и БД", "NetApp и VDI (Citrix/Microsoft)" и т.д., и в каждой такой связке нужно неплохо знать обе стороны.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Нашим людям танки на один зуб. Точно подмечено - Хунта снабжает Юго-Восток оружием с доставкой на дом. И не абы каким. Около города Родинское Донецкой области ...
Как известно моим постоянным читателям, я большой любитель всяких необычных электоральных сценариев. Недавно в комментах зашла речь о “выборах мечты”, как я их называю: президентские выборы в США 2024 г. "на четвертых". То есть когда сразу четыре кандидата набирают хотя бы какое-то ...
...
Судя по тому, что отклик на предыдущие две статьи о мифах в психиатрии ( собирательную и начально-описательную ) оказался довольно живым, полагаю, что надо продолжить разоблачение... или подтверждение, это уж как получится. Итак, 1. С нами и в обычной-то жизни общаться нельзя: ...
Для тех, кто еще не в курсе - наши длительные каникулы в Греции подошли к концу и мы вернулись в старую добрую Англию. Теперь мне предстоит совершить самый сложный и ответственный шаг в своей жизни. И мне дико страшно.... Мне так страшно, что мурашки по коже.... Я уезжаю из ...