Пять вещей, которым я неизменно учу своего сына
callis — 26.06.2017 Как многие из вас знают, я - воскресная мама. Странно этого не знать, ибо это заголовок моего ЖЖ.. Ну да ладно. Не знали - теперь знаете.Не так много вещей, которым я учу своего сына. Воскресенья, и наши не исключения - это праздник непослушания. Как почти любой воскресный родитель, я в дни свиданий концентрируюсь на желаниях ребенка и совершенно не ставлю своей целью его воспитывать. Однако, даже у меня есть пять китов воспитания, которых мы неизменно касаемся каждое воскресенье и каждый день каникул, так что я решила их сформулировать. Может быть, будет интересно не только мне. Итак.
1. Еда - не священна.
Не хочешь есть - не ешь. Хочешь круассан/пиццу/конфету - на тебе круассан/пиццу/конфету. Расхотел - выброси. Ел и наелся - выброси. Купил, потому что думал вкусное, укусил - невкусное. Выброси.
Перед глазами стоит пример одного знакомого мальчика неполных двенадцати лет, который оказался в парижском Диснейленде в полном одиночестве, предоставленный самому себе, полная свобода. Проголодавшись, мальчик зашел в кафе с безлимитной пиццей, наполнил тарелку, с голода переоценив свои силы, и не смог не доесть. В результате ему стало плохо и ему пришлось уйти из парка.
"Солнце" - бережно сказала ему я. - Посчитай стоимость той пиццы и стоимость дня в Диснейленде..." Конечно, я купила ему другой билет на следующий день, но случай запомнила.
2. Читать - это здорово. Читать книги - интересно.
Сыну было года полтора, когда у нас в семье накопились проблемы и общая усталость, и я отлично помню, как не умеющий разговаривать Эрик устраивал натуральную истерику, когда полумертвый родитель не находил в себе сил вдосталь почитать ему перед сном. С двух лет отец водил его в книжные магазины раз в неделю, показывая и давая полистать, выбрать себе новинку. С трех подключилась школа, со своими регулярными походами в библиотеку. В четыре дитя тащил нас в книжный уже сам, деловито проходя вдоль полок, вдумчиво перелистывая понравившееся и выпрашивая пятую за неделю книжку "Чтобы читать ее в bedtime", для убедительности добавляя жалобное "Я никогда не читал этого!"
Сейчас ему пять и книг в доме по-прежнему гораздо больше, чем игрушек. Я стала делать ему книги на русском, которые он с удовольствием и гордостью читает вслух. Мы пока в самом начале пути, в результате которого я надеюсь привить ему умение наслаждаться чтением текста, но определенные успехи в этом направлении он демонстрирует.
3. Папа - непререкаемый авторитет.
Не всегда и не во всем я согласна с Родителем 1. Он строгий и настойчивый, у него не забалуешь. Сердце материнское рвет и мечет. Так и хочется сказать "ну что ты так строго, давай я того же добьюсь от него лаской". Или, там "ну это слишком, ну не дави, да хрен с ней с домашкой". Но дождь идет и я молчу. Я отлично понимаю, что приятный, вдумчивый, серьезный и мотивированный ребенок - целиком и полностью продукт стараний моего бывшего супруга, и его методы воспитания, которые я не одобряю, дают осязаемый и неоспоримый результат, которым я же раз в неделю и наслаждаюсь. Ребенок не зашуган. Ребенок развит. Ребенок внутренне мотивирован на успехи в учебе (кто знаком со мной чуть дольше, чем по ГОО, знает, что в видах мотивации я разбираюсь). Ребенок в меру шаловлив, а главное - души не чает в своем строгом и непререкаемом отце. Невербалику строгостью не подделаешь.
- Эрик, если тебя кто-нибудь обижает, сразу говори мне.
- Хорошо. А если папа на меня ругается?
- Мммм...
- (рассудительно) Ты не можешь победиеть папу! Никто не может победиеть папу! (гордо) Папа сам всех победиет!
Возможно, этот пункт кажется этаким предательством ребенка в пользу этакого монстра-БМ, но, повторюсь, невербалика беспощадная сука. У этих двоих дружный и любящий тандем, сколько педагогических трудов Родитель 1 вычитал, как искренне к нему тянется Эрик, это мне очевидно и (между нами) я совершенно не уверена, что, дай мне ребенка 24/7, я смогла бы так же достойно и без сбоев вести роль центра детской вселенной. Строго, зато надежно. И ребенок это чувствует и воздает сторицей.
4. Ты имеешь право на эмоции и я уважаю любые твои эмоции.
Ну, тут мне все карты в руки. Мне не нужно поднимать дитя в школу, следить за выполнением домашнего задания, успевать на стопятьсот кружков. Мы много разговариваем и обсуждаем эмоции. С раннего детства. "Тебе больно? Тебе обидно? Тебе грустно?" - эти вопросы я задавала лет с двух. Теперь он сам говорит "мне очень грустно, я хочу плакать". Тогда я обнимаю его и он плачет. Иногда он злится, на жизнь или на меня. Тогда можно кричать, пинать пол и даже бить меня - я большая и мягкая, мне несложно. Я не стараюсь сделать его удобным, не управляю и не гашу его эмоции, и даже не бросаюсь решать проблему. Сначала мы откричимся, отплачем грусть и обиду, а потом спокойно пойдем решать создавшую их проблему. Опять же, кто меня давно знает, на этом месте в курсе, что обычно проблема решается. Сегодня, например, нам открыли закрытый софтплей и мы в нем 15 минут (предварительно отплакав закрытость) свой гештальт отпрыгали.
5. Уважение к окружающим.
Упаси меня господь от формулировки "ты меня позоришь". Мне, как, опять же, знакомые в курсе, плевать с высокой колокольни на мнение окружающих. Неоднократная психотическая манифестация как бы исподволь приучает игнорировать косые взгляды, не говоря уже о многолетних интернет-боях. Закалены-с. Но вот ребенка я учу обращать внимание на людей вокруг себя и задумываться, не доставляешь ли ты им неудобств. Он естественно эгоцентричен, эта мысль для него нова и интересна. Особенно понравилось мне сегодня, когда он увлеченно пинал по парку бутылку из-под колы, прежде, чем бросить ее в мусорку, а когда я попросила прекратить, огляделся: "Потому что шумно и мы мешаем другим людям, да?" Парк при этом просматривался на полмили вокруг и был, конечно, на эти полмили совершенно пустым.
Примерно такие пять пунктов. Это основы, столпы. Есть, конечно, и отношение к деньгам, и устные игры, и просто "поглажки" оптом, в общем, не скучаем. Но основы именно такие.
На вопросы/замечания обязательно отвечу.
|
</> |