Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой

топ 100 блогов marinagra12.04.2016 Продолжаю цикл "Путешествия по СССР". Мы остаемся на Северном Кавказе и перемещаемся из Дагестана
в Чечню. Передаю слово моему отцу, фотографу с 55-летним стажем и автору представленных слайдов,
Анатолию Сироте (Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой turnepsik).
Слайды сделаны в 1969 году на цветной обращаемой пленке ORWO COLOR, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой
Селение Харачой. Слайд 1969 года

С конца 1960-х годов я несколько раз участвовал в работе ученых советов и научных конференций в Грозном, столице ныне не существующей  Чечено-Ингушской АССР.  В то время издательство «Искусство» уже начало выпускать знаменитую "желтую серию" - библиотечку путеводителей «Дороги к прекрасному». Многим читателям, вероятно, знакомы эти карманного формата книжечки в мягких обложках ярко-желтого цвета. Одна из них - "В стране вайнахов" (В. И. Марковин, 1968 год) - рассказывала об архитектуре и природе  Чечни и Ингушетии. Из этой только что вышедшей книжечки я и узнал о двух достопримечательностях в дальних окрестностях Грозного: "Голубом озере" Кезеной-Ам и башенном комплексе Эрзи.

Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой
Селение Харачой. Фото, сделанное по просьбе любознательного пастуха. Слайд 1969 года

В книжечке сообщалось, что когда после завоевания Чечни Александр II в 1871 году осматривал свои вновь обретенные владения на Кавказе, к Голубому  озеру специально проложили дорогу, которая до сих пор называется царской. Первоначально сроки на постройку дороги были определены в несколько лет. Но Александр II сказал: вымостите дорогу серебром, но сделайте! Тогда на строительство вышли 5 тысяч человек и дорогу сделали менее, чем  за год. Мне, естественно, захотелось и самому посмотреть, что же показывали императору. Грозный был в 60-е годы тихим провинциальным городом, где мирно уживались «дети разных народов», и я смело отправился к Голубому озеру в одиночку - на попутках.

Я легко добрался до селения Харочой, где и «застрял»: машин, идущих наверх, не было очень долго. Пастух на окраине селенья немедленно заинтересовался моим сменным видоискателем и спросил, что я делаю этим «маленьким магнитофоном». Благосклонно выслушав мои объяснения, пожелал быть сфотографированным.

Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой
Здесь и далее: озеро Кезеной-Ам. Слайды 1969 года 

Наконец, меня согласился подвезти здоровенный мужик с огромной черной бородой, форма которой напоминала лопату. Типичный моджахед, но в те блаженные времена и слова-то такого никто еще не знал. Бородач сказал, чтобы я залез в открытый кузов его машины, где я с трудом разместился: кузов был доверху заполнен мешками с мукой. И какими! Для того чтобы обхватить огромный мешок из плотной светло-коричневой ткани у меня "не хватало" рук! К тому же, мешки были заполнены  «под завязку», так, что даже ухватиться толком было не за что. Почему он меня не посадил в кабину, я не успел задуматься: машина на большой скорости сразу же помчалась вверх по горной дороге со множеством поворотов, а я со страхом вжимался в мешки, противоборствуя центробежным силам, норовившим сбросить меня в пропасть… Тем не менее, это опасное путешествие окончилось благополучно: я добрался-таки до Голубого озера и насладился его безлюдной  красотой.

Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой

На обратном пути мне представилась возможность перекусить в маленьком ресторанчике в том самом Харачое, где судьба свела меня с Бородачом. Я разговорился с местными ребятами, и они меня спросили, как я поднимался вверх, кто меня вез. Узнав о Бородаче, они принялись хихикать. Я спросил их, в чем дело, и постепенно выяснилось, что этот шоферюга никогда «не просыхает» - он всегда пьян!

Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой

Когда я вернулся в Грозный и устроители конференции узнали от меня о красотах Голубого озера, они начали выезжать на Кезеной-Ам и показывать озеро гостям. Великое дело – справочная литература, и она тогда только входила в моду!

Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой

Справка:
Высокогорное озеро Кезеной-Ам на границе Чеченской республики и Дагестана  - самое большое и глубокое  озеро Северного Кавказа, его поверхность — 2,4 км², глубина  достигает 74 м, протяженность  с севера на юг — 2 км, а с запада на восток — 2,7 км, высота над уровнем моря 1862 м. От Грозного до озера Кезеной-Ам около 90 километров, путь занимает примерно два с половиной часа на автомашине. Последние 20 километров дорога проходит по горному серпантину, с которого, как сообщают путеводители,
открываются живописные виды на горные ущелья.


Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой

Свое знакомство с архитектурой вайнахов я начал в том же 1969 году со средневековых сторожевых башен. Грозненский коллега предложил мне, вместе с еще одним москвичом, съездить в его родное село и по пути осмотреть несколько башен. Увы, и башни в Аргунском ущелье, и сторожевую башню близ чеченского селения Шатой сразу же после нашего приезда скрыл плотный туман. Мне удалось сделать лишь пару слайдов. (Зато нас угостили мясом свежезарезанного ягненка под чесночным соусом, что, на мой вкус, превосходило ухищрения европейских  рестораторов, с которыми я познакомился позднее.) Так началась цепь неудач, которые преследовали меня в течение многих лет при попытках фотографировать башни вайнахов, о чем и пойдет рассказ далее.

Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой
Сторожевая башня близ селения Шатой. Слайд 1969 года 

Справка:
Сторожевые башни помогали чеченцам охранять свои земли от набегов кочевников. При приближении опасности в башне зажигали костер. Ночью костер был виден издалека, а днем в него подбрасывали сырые ветки, чтобы пустить густой дым. Так сигнал об опасности доходил  - от башни к башне  - до самых отдаленных районов Чечни всего лишь за один-два часа. Сторожевая башня на въезде в Шатой пострадала в 2000 году  во время военных действий. Сейчас она заботливо отреставрирована и посещается туристами.


Путешествия по СССР. Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой
Сторожевая башня близ селения Шатой. Слайд 1969 года 

Продолженiе будетъ!

Другие истории цикла "Путешествия по СССР"

Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате
"Как меня брали в Одессе". Воспоминания старого фотографа. Часть 1
"Как меня брали в Одессе". Воспоминания старого фотографа. Часть 2
Слайд-фильм "Праздник в селе Криворивня"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отряды ливанской "Хезболлы" передислоцируются с территории южного Ливана на восточную границу напротив сирийской провинции Хомс. При этом перебрасывается также артиллерия и ракетные установки, принадлежащие организации.  Видимо, ...
Иконостас какой-то))) В общем Оне плыли... На них смотрели посторонние, но такие клёвые индивиды... А Оне все гребли... И огреблись... В этот раз мудрый наш тренер (посредине, с усами и суровый) как и положено на всех серьезных соревнованиях поставил парня на 50 ...
Объясните мне, пожалуста.Вчерась, приземлились в Сыктыккаре, катиться в конец ...
знаете шо меня удивляет? как люди не хотят говорить правду. они прячутся за чудной ...
Vickers Victoria военно-транспортный. Великобритания 1922 г. ...