ПУТЬ НА ГАРЛЫК. Часть 2. Ашхабад - Гарлыкский ГОК.
tomkad — 15.06.2015 Начало рассказа про то, как мы добираемся каждый раз на наши туркменские вахты, можно читать в записи ПУТЬ НА ГАРЛЫК. ЧАСТЬ 1. МИНСК - АШХАБАД. ПЕРЕЛЁТ.Сегодня же я немного опишу наш путь от Ашхабада до непосредственного места несения дежурства - промплощадки строящегося Гарлыкского ГОК. Нам предстоит преодолеть почти тысячу километров за почти сутки времени. В записи можно будет увидеть кадры не парадного, а обычного провинциального Туркменистана - такого, какой он есть сегодня...
Прилетев из Минска и передохнув в гостинице, мы готовимся к восимнадцатичасовой поездке на поезде. Ровно в два часа дня водитель забирает нас из гостиницы и выдаёт проездные билеты, за которые принято платить небольшую наценку. О покупке билетов на поезд я уже как-то писал ранее - в Туркменистане это очень нелегкое дело. Не знаю как на автобусы, но билеты на поезда и самолёты берутся только через знакомых или через барыг.
Ровно в 15.00 поезд отправляется из Ашхабада. Мы проедем крупные города Теджен, Мары, Туркменабат (Чарджоу) и на следующий день закончим свой путь на станции Амударья.
В Туркмении ходит не много пассажирских поездов, но все они практически новые, купленные в Китае. В купешках чисто, все вагоны кондиционируются - вобщем к поездам нареканий особых нет.
Бывают самодуры-проводники, но они быстро подкупаются парочкой сигарет, и вы становитесь почётным гостем на борту. Единственные от кого не может уберечь проводник, так это патрули полиции, которые имеют специалки (ключи от вагона) и регулярно без проса врываются в купе. Так ловят наших белорусов, любящих бухнуть в пути. При поимке с поличным, получаешь штраф 200 манат (около 60 долларов), уплатив который нарушитель, как правило, получает своего рода индульгенцию и продолжает спокойно себе бухать.
Наши попутчицы по купе: две молодые девушки с маленьким ребенком.
- Это лучше, чем ехать с Николаем Сергеевичем, - резюмирует мой напарник, глядя на молодых девушек и плачущего малыша.
Дело в том, что в прошлый раз ему довелось ехать в поезде вместе с нашими стройбанами, главным у которых был тот самый Николай Сергеевич. Очень интеллегентный, надо сказать, человек, но всё же за пару часов хода поезда он ужрался в хлам и вечером, когда поезд прибыл в Мары, Сергеич в абсолютном неадеквате отправился в город... в одних трусах. В марте месяце. Хорошо что, кто-то из подчиненных вовремя спохватился и вернул прораба назад в поезд. Но уже в час ночи Николай Серегеевич ходил по своему купе с двухлитровым пакетом томатного сока и обильно поливал всех и вся.
Вобщем на моего напарника поездка с такими кадрами оставила неизгладимое впечатление, и когда малыш напротив снова начинает реветь, он приговаривает: "Всё равно это лучше, чем ехать с Николаем Сергеевичем".
Из окна поезда можно мельком наблюдать за обычными провинциальными туркменскими селениями и городками. Здесь вам не беломраморный Ашхабад.
Вся застройка пракически без исключения - советская. Новые здания - это, как правило, либо какие-нибудь дворцы культуры, либо детские сады, школы, спортивные школы.
На одной из станций проезжаем состав, на платформах которого, поселились люди. Может какие путейцы, странствующие с ремонтными поездами
В вагоне сегодня довольно много маленьких детей. На дворе 1 июня - День защиты детей, который в Туркмении тоже, кстати, празднуют
Утром следующего дня мы приближаемся к конечному пункту следования поезда - станции Амударья. Приближаемся к реке
Гарнизон ВОХР, охраняющих железнодорожный мост
Амударья. Как всегда мутная и мелкая, но очень-очень широкая
Станция Амударья - своего рода перевалочная база, на которой люди сошедшие с поезда ожидают свой очередной транспорт. До площадки осталось проехать 120 километров. В ожидании машины, мы все располагаемся в чайхане у Бориса, которого впрочем, как мы совсем недавно узнали, зовут не Борис))
У Бориса можно выпить пива (практически всегда кислое), съесть шашлык из баранины или свинины (шашлык, мягко говоря, херовый), в наличии шурпа, манты, салат (огурцы, помидоры), рыба. Вот именно салат и рыбу я всегда беру у Бориса - это самая годная пайка. Правда сегодня я увидел, как разделывают этого самого усача, которого мне подадут: туркмен рубит рыбу на земле, подложив первый попавшийся на глаза кусок ДВП из кучи с дровами ( см. фото ниже)
Несмотря на этот не совсем приятный момент, рыба всё же как всегда была на высоте))
В чайхане есть столики, есть отдельные кабинки для гостей, есть даже банкетный зал, в котором мы тоже как-то имели честь откушать
Но сегодня все помещения безнадёжно оккупированы мухами, поэтому мы с Фёдоровичем (мой главный) располагаемся на уличных топчанах.
Отобедав и дождавшись, наконец, своё авто, отправляемся в путь. Я впервые занимаю место штурмана, рядышком с водителем, поэтому намерен поснимать Туркменистан провинциальный, придорожный. Посёлок Амударья изобилует старыми советскими постройками
Кафе "BEDEW" ("Скакун")
Амударья плавно переходит в посёлок Керкичи
Виднеется мост через Амударью, построенный лет пять назад украинцами. Справа - дорога на Туркменабат - центр всего велаята (области). Перед мостом стоит пост паспортного контроля, хотя до какой-либо из границ отсюда далеко.
Проезжаем Керкичи
Магазин бытовой техники
Подъезжаем к базару и решаем посетить его с целью прикупить парочку килограмм помидоров. Сам я к томатам равнодушен, но вот ребята, которых едем менять, слёзно умоляли купить помидоров))
На туркменских базарах в провинции нужно всегда быть предельно осторожным и внимательным. Не говорите здесь "рынок" - туркмены не знают такого слова. Для них есть "базар" и только "базар". Но это так просто - для справки.
Внимательным же надо быть потому, что у туркмен в провинции есть такая забава называть цены на товары по старому ниязовскому курсу, а это ровно в пять раз больше чем курс маната нынешний.
Конкретный пример:
Мы взяли пакетик помидор на 2 кг, и тётка нам заявила, что он стоит 35 манат (10 долларов США).
Фёдорович переспросил - тётка поправилась:
- 30 манат!
- Чего? Какие нах 30 манат? - начал повышать голос мой напарник.
- Эта, эта не 30 манат. Эта 6 манат, - начала ехидно улыбаться тётя. - Эта па стараму курсу 30.
И вот так бывает практически со всеми нашими на их рынках. А кто-то даже и ведется и платит в пять раз дороже!
Не знаю, можно ли списать это на всеобщую неграмотность тамошних, либо это опять такая хвалёная туркменсая хитрость: "Даст - хорошо. Начнёт возникать покупатель - всегда можно сослаться на старый курс и на старые деньги." С новыми деньгами, кстати, страна живёт уже 6 лет, а народ, якобы до сих пор считает по старым ценам
Ну вобщем запомнили? Если за рулон туалетной бумаги с вас попросят 5 манат (1,5 доллара), то это значит, что нужно давать 1 манат. Всё описанное не распространяется на Ашхабад - в столице все вроде как нормально ориентируются в "новых ценах",
Мясная лавка на базаре в Керкичах. Такой туши барана с огромным курдюком у нас не встретишь
Ближе к выезду из поселка нам встречается бюст Туркменбаши, стоящий у какого-то административного здания
На крышах многих домов и практически на всех крышах хозпостроек шифер прижат небольшими валунами. Не знаю, пользуются ли местные шиферными гвоздями, но при этих постоянных сильных ветрах, дующих считай круглый год, одни только камни кровлю явно не удержат.
За Керкичами виднеется новый детский садик. Я уже писал выше, что из новостроев в провинции в первую очередь вы увидите детсады, школы, спортивные сооружения.
Пересекаем железнодорожную ветку, идущую по небольшому клочку туркменской территории из Узбекистана в Узбекистан)) Раз в неделю по этому пути проходит пассажирский поезд Москва - Душанбе - единственный пассажирский поезд, который, впрочем, не делает в Туркмении остановок.
Ровно год назад этой дороги не было. Вернее не было асфальта - направление на Чаршангу существовало всегда)) Путь 120 километров по этому аду занимал 2,5-3 часа, а некоторые машины вообще предпочитали этой дороге абсолютное бездорожье в пустыне. О том, как мы добирались по пустыне в прошлом году, я вкратце упоминал здесь. Сейчас же на дороге уложили асфальт - херовенький такой, но асфальт, что позволяет местным водилам гнать 120-130 километров в час! Разделительных полос нету, двойные обгоны - абсолютно обычное дело (как на фото внизу)
Пересекаем крупный мелиоративный канал, питаемый водами Амударьи
Через каждые 200 метров над дорогой вреенно поставлены рамки, по которым протянуты электрокабеля - в этом районе сейчас китайцы проводят обширную площадную геофизическую съемку.
На дорогах тяжело пыхтят старенькие ЗИЛы и КАМАЗы
Придорожные территории покрыты белыми корочками, проступающих на поверхность солей. Это те самые солончаки, про которые наверняка каждый слышал на школьных уроках географии
Проезжаем небольшой перевал, сразу за которым, по предварительному сговору с шофёром, становимся на санитарную остановку.
Прямо под нами виднеется посёлок Мукры. (Панорама кликабельна 1600_700)
С перевала хорошо видна Амударья, по которой в здешних местах проходит государственная граница с Афганистаном. Собственно противоположный берег - это уже Афган.
На территории Афганистана виднеется интересный останцовый массив, за которым вполне возможно сейчас точят ножи талибы напару с ИГИЛовцами. (Панорама кликабельна 2200_600)
Уже почти как год в афганско-туркменском приграничье происходят различные неприятные инциденты: нападения на пограничные патрули туркмен, набеги на афганские аулы, заселенные преимущественно туркменами, что заставляет власти нейтрального государства принимать различные меры по увеличению численности армии, типа продление сроков призыва в армию, негласное продление сроков службы (говорят, что в этом году некоторые осенние дембеля служили аж до глубокой весны). Впрочем, несмотря на то, что от нашей стройки до афгана всего 16-17 километров и между нами только река и пустыня, проблема прихода талибов наших как-то мало парит - по крайней мере внешне.
Результат слаженной работы фотографа и модели: я на фоне неспокойного Афганистана))
В Мукрах в очередной раз пересекаем железку.
Подъезжаем к Койтендагу (Чаршанга) - центру одноименного этрапа (района).
Какой-то магазин
А это новенькая спортивная школа с открытыми теннисными кортами, баскетбольной площадкой и футбольным полем. Осенью мы пару раз ездили сюда играть в футбол.
Тогда сильно доставили портреты Гурбангулы в коридорах школы, выступающего в различных спортивных ипостасях))
Какие-то врата, ведущие то ли в парк, то ли в сад
Последний раз пересекаем железную дорогу и выходим на финишную 40-километровую прямую
Впереди вырастают горы Кугитангтау (Койтендаг), за которыми уже находится Узбекистан.
А вот уже и наша стройка. Сегодня до места со станции Амударья мы добрались очень быстро - всего за полтора часа.