Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

топ 100 блогов periskop14.05.2010 В подавляющем своём большинстве путешественники из столиц предпочитают метод "кузнечика" - прыгнут на реактивной авиаколымаге в интересующий их город, бегом отсмотрят то, что хочется или то, что получится, и затем - за пару-тройку часов - отпрыгнут обратно, в свой кишащий муравейник; затем сразу, не успев опомниться, варятся в кипящем масле дел. Ну - типа "мы же современные люди", динамичный темп, "так надо, так правильно". Что до меня, так я давно уже убедился, что этот "столичный" метод мне крайне чужд и неудобен.
Неспешный метод мне ближе. Во-первых, он позволяет понять, какое именно окружающее пространство находится между двумя пунктами, насколько оно велико, какие значимые города на этом пути и как изменяется пейзаж; во-вторых, позволяет на определенное время полностью абстрагироваться от суеты, стрессов, от сети и прочих паутин, жрущих время; в-третьих, на обратном пути можно привести в порядок свои впечатления, осмыслить и систематизировать увиденное, прочесть заранее закупленные местные газеты из тех краёв и увидеть изменение местности в обратном порядке; в-четвёртых, возвращение в свои пенаты происходит плавно, с постепенным переходом - и это тоже важно, для морального состояния и избежания стрессов.
Поэтому мой выбор - поезд или теплоход. Авиаколымаги - крайний случай, только если нельзя никак иначе; автобус тяжёл для ночёвки; авто требует ответственности и не позволяет анализировать пространство, если ты за рулём (но при этом я совсем не против разумно организованных дальних многосуточных автопробегов). Конечно, нужно грамотно подходить и к выбору поезда, и к подбору места; благо, современные технологии это уже позволяют делать, минуя кассиров.
* * *
Сейчас хочу обстоятельно рассказать о пути из Петербурга в Одессу, из Северной Пальмиры в Южную. Скорый поезд №20 преодолевает этот путь за 33-34 часа, очень удобно: две ночёвки, один полный день. В полночь отбываем с Витебского вокзала, утром в Новосокольниках, больше полдня проходим через Белоруссию, вечером уже на Украине; ну а в 10.30 утра следующего дня - уже и солнечная Одесса, и Чёрное море. Рассказ получился в двух больших частях, в одну я никак не мог вместить всё то, что хочу показать.

Да, и маленький дисклэймер, на всякий случай: эти два поста предназначены для любителей путешествовать по ж/д. Рэйлофобам разных мастей - и гнедой, и вороной, и в яблоках - просьба не заходить. Вякающие ненавистники будут отняты от титьки комментов, с византийско-монголо-кацапским коварством, которое в этом журнале вполне возможно. Правда, авиафилам умеренно высказываться можно. Но - аккуратно и вежливо :-)
Ну вот, спасибо за внимание к моим воззрениям; и поехали, с Богом.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши
Вот на этом самом поезде мы и достигли Одессы



1. Витебский вокзал Питера, полночь. Наш поезд уже на платформе (слева). Загружаемся.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

2. Вид на модерновый дебаркадер вокзала, с изящными клёпочками. Сияет в ночи надпись "Санкт-Петербург". Люблю Витебский вокзал: он несуетливый, красивый, небомжовый, спокойный и приятно пахнет дымом. Московский не очень уважаю - он суетливый и слишком деловой и торговый, ну а Ладожский - очень уж бездушный и слишком современный. Как сияющая никелем новая кофеварка с кучей наворотов.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

3. Это расписание, висящее в вагоне: показывает весь наш путь и остановки.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

4. Вагон нам достался аммендорфовский германской постройки: это самая лучшая для дальнего пути модификация, на мой взгляд. Тверской новый, с резинками везде - неприятен и бездушен, и с колоссальным недостатком: в нём нельзя смотреть в открытое окошко. И к тому же менее удобен в мелочах. Ну а ночные евровагоны - это вообще полный пиздец, особенно 3-полочные. Днём только сидеть, подремать нельзя; ночью только лежать, сидеть нельзя - никакой свободы выбора. Столика практически нет, нормально не поесть - нужно идти в поездной кабак и кормить своими бабками околопоездную свору, есть в купе у них не принято. Да и меньше они заметно и скованней в них; проход у купе заметно уже, места для размещения вещей меньше. Разве что биотуалет, но это не спасает от остальных крупных недостатков. Как-то раз проехал от Москвы до Берлина в таком, пришёл в ужас и дал себе слово больше никогда не ездить в ночном спальном евростандарте.
Так что - купейный Аммендорф, это наше всё: деревянные окна, уютная печечка и горячий чай круглосуточно :-)
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

5. Ну-с... поехали. Вот пересекли Обводный, затем Лиговку; вот мелькнула над нами светящаяся КАД. Прошёл проводник, проверил билеты; вот Детское Село. Не спеша проехали Павловск; теперь можно попросить подстаканники или заварить свой чаёк: ведь температура в котле за полчаса поднялась. Мы - в пути, пора врастать в обстановку.
Огромное преимущество поезда - возможность составить своё меню, без глупых ограничений на любую жидкость. Брать билеты "с услугами" - нерационально: возьмут заметно дороже, принесут типовую еду, которая вполне может и не понравиться. Так что мой однозначный выбор - заранее подумать о своём меню, по всем пунктам.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши
Ужин после Павловска с коньячком

Авиафильский фетиш жратвы на борту мне тоже крайне чужд - принимать пищу приходится в очень ограниченном пространстве, жрать разом всем пассажирским стадом; кушаешь из типового пластикового короба-ковчега. Вот что за удовольствие? Как телёнок в коровнике, с автопоилками. А потом пройдут доярки-стюардессы, ещё раз типовое питьё телятам раздадут. Бизнес-класс - тот же коровник, только с фарфоровой автопоилкой и премиум-добавкой в корм в виде разного бухла.

Тягаются авиафилы между собой, хвастаясь новыми фичами (типовой пример):
- (с восторгом) Слушай, вот месяц назад летел компанией "Хераэро" в Жёлтозапупинск, так они стали в бортпитании давали на 37 г риса больше!
- Ой, это что, а я вот летел "Запупинскавиа", так там выдают бутерброд на 8 икринок больше, чем в "Хераэро"! И дают ещё перчинку болгарскую впридачу!
- Ого, как здорово!
- И окрас у запупинских бортов оригинальный: они красят их под очень редких диких бразильских обезьян. (с придыханием) Приятно на таком лететь!
- Фигасе! Надо слетать! На 8 икринок больше! И обезьяны! Обожаю этот окрас!

Вот так послушаешь стандартный авиафильский базар и думаешь: ну, ей-Богу, как северокорейские шофера в китайской экономической зоне Шэньчжэнь. Получили на шару порцайку и рады безумно. Нет, ребятки, меню в дорогу надо составлять самому, из тех продуктов и напитков, которые хороши, приятны и соответствуют личным вкусам. Так - не ошибёшься.
Поэтому я предпочитаю поезд. И - заварной чай, желательно заранее подобранный в правильном магазине и засыпанный в жестяную коробку. Это придает бодрость и позволяет ощутить настоящую дорогу.

6. Ночь поспали, раннее утро встречаем уже на станции Новосокольники Псковской области; наш поезд на 1-м пути.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

7. Вокзал островной; пути находятся с обоих сторон от него. Тут - пересечение линии Петербург - Могилев - Украина и рижского хода от Москвы.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

8. Если заглянуть в вокзал (снимать крайне осторожно!); видно, что стороны света тут так и называются: Санкт-Петербургская и Московская.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

9. Чайная "Умка" на станции, вида весьма непритязательного, но зато оптимистично разрисованная.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

10. Однако самая главная фишка станции Новосокольники - антикварные ручные стрелки 1950-х годов, принадлежность архаичного и неинтенсивного рижского хода (на Транссибе такие ушли в Историю 35 лет назад). Вечером они светятся, совершенно тёплым и волшебным молочно-белым и жёлто-яичным цветами из своих глазков.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

11. Дальше их нигде не будет; так что подхожу и снимаю такое чудо вблизи; благо, наш вагон остановился очень удобно.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

12. А вот ещё, стрелочек ручных.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

13. Однако всё не так просто: вон тот сцепщик в оранжевом палит меня и по рации вызывает ментов. Пассажиры все спят, вышли только мы, неутомимые путешественники, да ещё человек с десяток на весь состав; и наше поведение очень подозрительно. Походит наряд ментов, проверяет мои документы, опрашивает о целях и задачах. К счастию, мой шильдик Transsib.ru наготове (я ж не первый и не десятый раз на ж/д), и я объясняю, что у них уникальная станция и ничего похожего на нашем дальнем пути нет. Так что они в итоге даже оправдываются: "Ну вы знаете, работа такая! Сами понимаете, сейчас после "Невского Экспресса" неспокойно, с нас требуют..." и не спеша удаляются. Отлично, менты тут незлобивые, вполне адекватные, и снимки стрелок целы.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

14. 422-й километр. Вот туда-то, на юг, мы вскоре и поедем дальше. А пока горят красные.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

15. Станция Невель, заключительная российская на нашем пути (снимок через окошко).
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

16. Осадков было за весну много, и воды, соответственно, тоже.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

17. А это уже Белоруссия, и теперь мы едем уже по БЧ (беларуской чугунке). Переводим время на час назад.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

18. Успеваем после Городка заварить свежего чайку, испить его и вскоре прибываем в славный город Витебск. Тут стоянка полчаса, можно и погулять.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

19. Вокзал и привокзальная площадь сейчас реконструируются. Несмотря на стройку вокруг, на платформах - идеальная чистота и порядок. Внизу - наш поезд.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

20. Люди вокруг всё время что-то подкрашивают, подправляют, улучшают. Тоталитаризьм Батьки дошёл уже до такого состояния, что он не только заставляет бедных белорусов питаться натуральными продуктами, не обезображенных прогрессивными евротехнологиями, но более того - не даёт никому расслабиться и пожить в грязи; так что везде вокруг разграфлено, убрано, рассортировано и уставлено поясняющими плакатами. В общем, ужос и зажим демократии! А ведь стоит только покинуть диктатуру и пересечь границу Евросоюза на запад, как на станции в Белостоке (Польша) недалеко от белорусской границы снова будет привычный срач. Можно и на восток (Россия) и на юг (Украина) - и там будет тоже не фонтан, в плане чистоты.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

21. Вот, вы только посмотрите. Даже вагонные тележки красят так, что важные элементы сразу выделяются. Прям как немцы. Ну разве так можно?
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

22. Ладно, в дупу эти лукавые размышления, давайте просто посмотим с виадука на Витебск и на свистящий славянский "боинг".
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

23. После прогулки по витебской станции вполне можно ещё раз заварить чайку и подкрепиться, чем Бог послал. На фото - шпроты из салаки.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

24. Интерьер нашего вагона №13 (интересно, что и обратно мы ехали в этом же самом вагоне - так совпало).
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

25. Трогательная табличка на купе проводников. В ОАО РЖД действуют свои ведомственные правила пунктуации и орфографии, так что ничему не удивляйтесь.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

26. Табличка вагона. Он 1992 года, последних поставок. Жаль, конечно, что легендарный аммендорф убит слиянием Германии - отличные вагоны делали. Сейчас они постепенно стареют, несмотря на капиталки; ещё пять-семь лет побегают - и всё...
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

27. Печка, со стороны тамбура - там есть служебный закуток, иногда его открывают.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

28. Пересекаем Западую Двину, которая потом превратится в Даугаву.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

29. Прибываем на станцию Орша. Тут пересечение с московско-варшавским ходом и тоже большая стоянка. Вокзал - островной, как и в Новосокольниках.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

30. Берлинский вагон от нашего поезда отцепляют, он пойдёт на запад, а мы - дальше на юг.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

31. А в скверике станции стоит паровоз-памятник П-36, "генерал".
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

32. Кабина паровоза.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

33. Тщательно и аутентично подкрашенный герб СССР с эмблемой МПС.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

34. Табличка на передней части паровоза-памятника.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

35. Звезда с гербом СССР на передней части котла. Тоже очень тщательно выкрашенная.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

36. За паровозом - памятник герою Советского Союза партизану Заслонову.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

37. Мемориальная плита у памятника.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

38. Вокзал в Орше - послевоенный сталинский, монументальный. Увы, не смог заснять шикарную лепнину фасада главного здания, снимать было крайне неудобно.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

39. Старенький дизелёк на нашей платформе; однако вполне ухоженный.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

40. Ну что ж, отправляемся дальше на юг.
Путь из Северной Пальмиры в Южную. Часть 1, от Питера до Орши

Путь через Белоруссию и Украину до Одессы и прибытие экспедиционеров в пункт назначения - в следующей части.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Религия до 20 века занимала такое важное место в жизни общества, что ненавидели ее невероятно, намного сильнее, чем сейчас. Отсюда и огромное количество произведений искусства, в которых издеваются над представителями духовенства. Например, над монашками. Они же женщины, их можно ...
«Париж. Впечатления русских путешественников в фотографиях и воспоминаниях конца XIX - начала ХХ век». Часть 1 «Париж. Впечатления русских путешественников в фотографиях и воспоминаниях конца XIX - начала ХХ век». Часть 2 ...
Биржевые котировки Nokia пережили самое значительное падение с 1991 года после того, как финский производитель телекоммуникационного оборудования ухудшил прогнозы и приостановил выплату дивидендов. В компании заявили, что расходы на борьбу с конкурентами замедлили рост доходов от ...
Медведев сегодня встретился с единороссами и поддержал тех из них, кого оппозиция обвиняет в коррупции. ИТАР-ТАСС сообщает: Медведев призвал заступаться за соратников по партии, пострадавших от ложных обвинений в коррупции. "Если такие вещи не подкреплены настоящими ...
Любовь Мессинг Какие-то несколько дней назад Юлии Навальной европейцы прочили место лидера оппозиции, надеясь, что боевая подруга Алексея смело «шагнёт на эшафот» вслед за ...