рейтинг блогов

путь иконописца Ильи (Репина)

топ 100 блогов mmekourdukova23.04.2018

Тут весь ЖЖ лежит повергнутый в недоумение картиной Репина «Не ждали» религиозной живописью классика.
Каменты в том ликбез-постинге настолько выдающеся-дремучие, что даже не смешно. Открывается в них вся таинственная русская душа второго тысячелетия после крещения Руси, разорвавшая связь со всем прочим христианским миром и даже с собственной своей культурной историей.

путь иконописца Ильи (Репина)


Страдают там по следующим направлениям – почему Репин вдруг писал такие плохие (хуже своих среднеарифметических) картинки именно на эти сюжеты? Почему эти картинки на иконные сюжеты – не иконы? И как мог (в смысле да как он смел?!) Репин браться за такие сюжеты, если он не верил? (а что он не верил, это с достоверностию выводится из картинок же: наши люди таких плохих картинок на такие хорошие темы не красят). Дело осложняется ещё и тем, что Репин же классик, вот как Пушкин, то есть он весь по определению хороший, и вдруг такое оскорбление всенародных верующих чувств! лучше бы он испортил воздух в гостиной или провел ночь в вытрезвителе .

Я, кажется, могу объяснить, в чем там дело

и почему такой конфуз.

Только для этого прежде всего надо вспомнить, что Илья Ефимович жил в эпоху до Леонида Успенского. Во времена относительного единства русской христианской культуры, ну, конечно, с досадным отставанием низов и провинции от верхов и столицы, но в полнейшем безоговорочном консенсусе о том, что всякий художник-христианин может писать иконы. Не было тогда вот этой поганой постсоветской схизофрении, что, мол, есть искусство – а есть иконопись, есть художники – а есть иконописцы. Отдельно Церковь, а отдельно культура.

Солдатский сын Илюша Репин мечтал сделаться художником, любил страстно и самозабвенно это дело – потому и пошел сначала в картографы (по месту жительства, кантонист же!), а потом в иконописцы. А другой ниши для провинциального мальчика из простонародья просто не существовало, разве что в вывесочники ещё. Был ли он верующим, брал ли особое благословение, рассматривал ли свой выбор как род посвящения? Не смешите меня. Он был по умолчанию верующим, как вся Российская империя, и выбирал профессию, ремесло, а не особую духовную практику.

Точно так же нет сомнения в том, что никакому особенному иконописному стилю, ничему похожему на Московскую школу 15-16 вв. Илюша не обучался и обучаться не мог. Этого стиля тогда просто не существовало в мировом культурном менталитете  – вот как не существовало ещё, скажем, Пальмиры или гробницы Тутанхамона, не раскопанных археологами.  Илюша даже не знал ещё такого слова – стиль. Он просто жил в стилистике своего времени и места, по умолчанию принимая ее за единственно возможную. Это было нечто вроде хорошо устоявшегося украинского барокко, более или менее сильно продвинутого в сторону академизма, и несомненно «открытое сверху», т.е. с выходом на «ученый» академизм, для самых талантливых.

Вот младой Илюша и бросил свою (очень удачно начатую, кстати!) карьеру провинциального иконописца-кустаря и устремился на путь узкий и тернистый. Только не надо думать, что он «расцерковился» и предал свое духовное призвание, свернув во тьму внешнюю светского искусства. Ничего подобного. Он просто хотел стать лучшим и ученнейшим художником, нежели был.


В АХ его приняли практически сразу – там вообще охотно брали провинциальных богомазов, ценя их твердую руку и профессиональный глазомер. Их НЕ ПЕРЕУЧИВАЛИ, их только доучивали. Профессора АХ ведь тоже были иконописцами. О своей первой личной встрече-беседе с одним из ведущих тогдашних иконописцев, Иваном Николаевичем Крамским, Репин подробно и толково рассказывает сам в автобиографической повести «Далекое близкое». Визит студента к мастеру затянулся почти до рассвета – Крамской, воодушевившись, принялся рассказывать скромному провинциальному иконописцу, чем был Христос для него, процветающего столичного иконописца, а Репин завороженно внимал:

«Начав понемногу о Христе, по поводу образа,, - вспоминает Репин, - он уже не переставал говорить о Нем весь этот вечер. Сначала я плохо понимал его, мне очень странным казался тон, которым он начал говорить о Христе: он говорил о Нём, как о близком человеке. Но потом мне вдруг стала ясно и живо представляться эта глубокая драма на земле, эта действительная жизнь для других. «Да, да, конечно, - думал я, - ведь это было полное воплощение Бога на земле». И далее: «... я был совершенно поражен этим живым воспроизведением душевной жизни Христа. И казалось, в жизнь свою я ничего интереснее этого не слыхал... Всё это было для меня такой новостью, было сказано с таким чувством и так просто, что я едва верил ушам своим. Конечно, всё это я читал, даже учил когда-то со скукой и без всякого интереса слушал иногда в церкви... Но теперь! Неужели же это та самая книга? Как это всё ново, глубоко, интересно и поучительно! Он сам был возбужден своими идеями, сопоставлениями и все более и более увлекался живой передачей вечных истин нравственности и добра. Утомления его давно не было и помину; голос его звучал, как серебро, а мысли, новые, яркие, казалось, так и вспыхивали в его мозгу и красноречиво звучали. Я был глубоко потрясен и внутренне давал уже себе обещание начать совсем новую жизнь...»

Эвона как! Какой парадокс для схизофренического постсоветского сознания – иконописец со стажем, чьими иконостасами уже украшен не один храм на солнечной Чугуевщине, духовно потрясается беседою с профессором СПб Академии Художеств.

А парадокса тут нет никакого. Молодой провинциальный иконописец потрясается духовным опытом старшего столичного собрата, что может быть естественнее? Да, профессор АХ сумел поговорить с юношей о Христе так, как ни разу не сумели поговорить с ним ни пьяненькие коллеги, ни дремучие кутейники в глубинке – что ж тут странного? Не за этим ли юноша тащился в столицу на свой страх и риск и тощие первые гонорары? А то сидел бы в Чугуеве, ел бы галушки со сметаною, и продолжал списывать с засаленных олеографий щекастеньких ангелов и румяных Спасов. И отчаянно скучать, особенно по воскресеньям (я ничего не выдумываю, всё это описано самим Ильёй Ефимовичем в уже упомянутой книге).

Да, но а дальше-то? Почему же Репин так и не написал Икон с большой буквы, равных по качеству и по духовному резонансу его знаменитым картинам? Почему он не написал ничего равного хотя бы образам Крамского?

Объяснение – не в том, что он обмирщился и расцерковился. А прежде всего в том, что, во-первых, специализацией Репина был не портрет, а историческая живопись, т.е. многофигурная композиция, нарратив. Он и закончил АХ по классу исторической живописи с дипломом «Воскрешение дочери Иаира», хорошей крепкой картиной-иконой – ну то есть иконой в святоотеческом, а не субкультурном смысле слова. И дальше так и продолжал по той же специальности (многофигурная историческая или жанровая композиция), и был ценим современниками, и прекрасно продавался, и был счастлив тем, что делал. Почему он не получал церковных заказов? – а это, товарищи, вопрос не к нему. А может, он и получал предложения – но не сошлись в цене, или заказчик выставлял дурацкие требования, да мало ли. Интерес же к евангельской тематике у Репина несомненно был, вон сколько всего он накомпоновал, наэскизировал, наэтюдил «для себя» - начав, кстати, именно после той первой беседы с Крамским.

Но так ничего и не довел до кондиции. И, кажется, ни в одном эскизе не удалось ему соединить возвышенную серьезность, благородный пафос – с реализмом и качественной живописью. Это ведь очень, очень трудно. Гораздо труднее, на порядок труднее, чем просто реализм и качественная живопись, или чем просто возвышенная серьезность и благородный пафос.

А с иконой-портретом, т.е. с самым главным жанром священной живописи, и вовсе ничего не вышло. Репину ведь был, по роду дарования и по образованию, жанрист, рассказчик, а не портретист, как Крамской. Портреты Репин тоже писал – но хорошо удавались ему, обратите внимание, именно портреты с элементами нарратива, а не портреты как таковые.

И, кроме того, ему явно мешал бэкграунд провинциального иконописца. Всякий раз, когда он брался за кисть с намерением изобразить Христа – все дешевые штампы, все махровые наивности его бездумной ремесленно-иконописной юности грязной пеной поднимались со дна, и ему, надо думать, просто не хотелось продолжать. Ему не хотелось будить в себе того плохого художника своей захолустной юности, который поневоле приятельствовал с тупыми опустившимися кустарями и закусывал водку галушками. Ибо теперь он был художником гораздо лучшим.

Вполне возможно, что, получи Илья Ефимович солидный заказ для храма – он сделал бы необходимое усилие, и стряхнул бы эту грязную пену, и выписался бы в достойные иконописцы уже не провинциального кустарного полубарокко, а чистого высокого академического стиля. Но заказы были – другие, и Репин просто оказался невостребован как иконописец, а его (в значительной своей части провальные, и никогда не завершенные) частные попытки «для души» остались нам в назидание.

Какое бишь назидание? А такое, что чем выше художественная школа, личная или национальная, тем выше должна стоять и икона. Что для священного сюжета ещё недостаточно школы и владения стилем (любым историческим стилем), а нужно нечто большее. И что существование отдельной низовой иконописной школы, отдельной иконописной стилистики, этакой резервации в рамках некой единой христианской культуры чревато нехорошими последствиями.

А именно – существует опасность, что наиболее талантливые художники так во всю жизнь и не сумеют сложить вместе свои религиозные чувства и свой излюбленный, многими трудами давшийся стиль.

И эпоха в жизни Церкви останется без своей Иконы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Падение тунгусского метеорита. А еще сегодня "День сотрудника службы охраны уголовно-исполнительной системы (УИС) Министерства юстиции России"... Случайность?! Не думаю... ))) далее основные события в истории в этот день... В  1520 году произошло отступление испанских ...
"На сказочном семинаре Басткона один из авторов подарил мне свою книгу детских ...
Хммм. Сложно всё. Но видимо настоящего не ел никогда, ибо до Камчатки не добрался. Помню в баночках маленьких из магазина "Океан", что в славном городе Питер. Так в баночках я и китов и ваще всякую морскую хрень помню.) Вроде бы однажды в Москве в ресторане брали вот эти фаланги краба, ...
View Poll: #2023091 Добрый вечер всем! Прошлая хейтер-акция ,направленная против работодателя Сирожы,закончившаяся выпиливанием последнего из Максимуса. была неоднозначно воспринята данным сообществом. Мнения разделились. Кто-то искренне горевал, кто-то радовался по поводу того,что Ст ...
Камни, дубинки, «коктейли Молотова» 2 мая были у каждой из сторон. Но кто стрелял на поражение? В среду — два месяца со дня одесской трагедии: побоища на улицах города, которое закончилось гибелью нескольких десятков людей в Доме профсоюзов на Куликовом Поле. В № 55 «Новой» мы, опи ...