Проблемы высшего образования в 1885 г.
tan_y — 29.07.2013 "Я, напротив, убежден и высказывал уже неоднократно, что дурное состояние высшего образования в России, университетское неустройство, недостаток людей истинно ученых и даже истинно просвещенных более всего обуславливается укоренившимся у нас издавна взглядом на высшие учебные заведения как на фабрики для изготовления людей с дипломами, дающими служебные привилегии.Если мы допускаем, что правительство имеет право готовить себе ученых межевщиков, артиллеристов или богословов - профессии, которые в обыденной жизни приложения не имеют, то можно ли подобный утилитарный взгляд на цель образования прилагать к университетам, рассадникам науки.
Коренная ошибка заключается в неверном взгляде на просвещение. В глазах нашего общества высшее образование непременно лучше среднего или профессионального, среднее лучше низшего. Поэтому каждый старается во что бы то ни стало запастись дипломом высшего образования, не заботясь ни о том, приобретается ли при этом действительно высшее умственное и нравственное развитие и имеется ли под рукою почва для приложения своих высших познаний. Тут забывается, однако, что образование для громадной массы людей не только есть цель, но и средство, а в этом случае образование в обществе можно сравнивать с механическими пособиями. <...>
Если общество нуждается в одном инженере и десяти кузнецах, то хотя быявилось из десяти человек пять с инженерными дипломами, результат будет один и тот же. Инженерный труд упадет в цене, к нему явится пренебрежение, в кузнецах же будет недостаток и цена на них подымется. Скажут: высшее образование не беда; оно и для кузнеца послужит великой помощью, позволит ему повести свое ремесло по науке, сделать разные открытия, остроумные приспособления и т.д. Это теория. На деле ни один инженер, хотя бы их была без дела тысяча, в кузнецы не пойдет, а предпочтет оставатсья умственным пролетарием. Мало того, если бы он и пошел, то ничего путного не вышло бы, потому чтодля ремесла требуется не одно только низшее образование да доброе желание, а известная техническая сноровка, приобретаемая отчасти наследственно, отчасти воспитанием с детства при известной обстановке.
Очень поэтому заблуждаются те, которые мечтают, будето бы стоит увеличить числоуниверситетов или академий, чтобы развилось высшееобразование в стране. несправедливость пободного предположения видна и из заграничных примеров. Образованная Англия почти до последнего времени довольствовалась двумя своими университетами, наоборот, в Италии и в Испании, даже в эпохи их величайшего невежества, когда не было в стране ни однйо народнйо школы, университеты считались десятками. В них оканчивали образвоание тысячи лиц, но это не увеличивало вовсе умственный капитал государства. Патентованные лиценциаты обращались в адвокатов и чиновников и жили на счет той же массы, на счет которой получали высшее образование.
Совершенно одинаковые рассуждения могут быть приложены и к высшему женскому образованию в России. Если в нем есть действительная необходимость, - в чем я совершенно сомневаюсь, если встречаются иногда такие женщины, которым круг семейного хозяйства сликшом тесен, что ж, нет повода препятствовать подобным женщинам учиться, хотя бы и слегка; государство обязано только не стеснять подобные стремления. Но на этом оканчивается роль государства. Совсем другое, если оно создаст привилегии высшему женскому образованию; тогда явится приманкой для каждой мало-мальски грамотнйо женщины, вместо того чтобы идти нелегким путем матери семейства, перебиться несколько летна женских курсах и далее, при помощи казенной привилегии, жить н счет общества, т.е. отчасти на счет остальной массы женщин, не имеющих этой привилегии."
и т.д.
К. А. Скальковский, приблизительно 1885 г.
|
</> |