Про технический прогресс и социальный бэкграунд

топ 100 блогов afranius09.04.2012 Почерпнуто мною со стендов Петрозаводского музея.
Петрозаводск, если кто не в курсе, был создан при Петре с нуля, на ровном месте -- исключительно для снабжения фронта (Северной войны) чугуниевыми _изделиями_; эдакий Комсомольский_авиазавод/Арзамас-16 того времени.

(1) "Наряду с артиллерией Александровский завод с 1791-го (!?!? - КЕ) выпускал паровые машины"
"Первая машина была смонтирована в 1791-ом на Войтицком (золотом) руднике. Машина, обслуживаемая английскими механиками (! - КЕ) проработала на руднике до его закрытия в в 1794-ом, затем перевезена была в Петербург, где работала потом на Монетном дворе."
"В 1796-97 построены машины для подъема воды и осушения доков в Роченсальмском порту, Луганского завода и Боровичских угольных шахт."
"Первые паровые машины имели несовершенную конструкцию, часто ломались и потребляли огромное количество дров. Стоимость их была очень высока -- примерно 1 тыс руб на 1 лошадиную силу. Было дешевле импортировать британские машины, но британское правительство запрещало их вывоз.
Когда в 1824-ом Англия отменила запрет на вывоз машин, более дешевое и надежное английское оборудование быстро наводнило русский рынок. К концу 19-го века техника иностранного производства заполонила Россию и на несколько десятилетий остановила развитие отечественной технической мысли в области производства двигателей"
"В 1824 году производство паровых машин на Александровском заводе было полностью прекращено".

(2) Начало производства паровых машин приходится на правление в Александровском заводе выписанного из Англии "эффективного менеджера" Чарльза Гаскойна. Он "провел масштабную реконструкцию завода" и сделал вообще массу всего замечательного, как-то: учинил первую в России локальную железную дорогу (1788), "свел к минимуму масштабы брака (до него огромные)", увеличил производство чугуна в 13 (!! - КЕ) раз.
Ну и главное: "Активно развивал производство паровых машин Уаттовского типа -- практически параллельно с первым в мире подобного типа промышленным предприятием, заводом Болтона и Уатта в Сохо."
Да, и еще: в рамках своей "оптимизации производства" он резко сократил число праздников, справляемых заводскими (на заметку Юлии Леонидовне Латыниной и Прохорову).

(3) А с контингентом и с КЗОТОМ там дело обстояло так:
"Контингент формировался: переводом рабочих с Липецких заводов -- самый надежный и многочисленный источник (принудительно, естественно, благо те крепостные -- КЕ), из детей мастеровых (т.е. выход из того круга не был предусмотрен вообще -- КЕ) и включением в состав мастеровых солдат Олонецкого егерского батальона".
"Иногда направляли обанкротившихся купцов и виновных в растрате чиновников. Ссылка могла быть срочной (от 1 недели до 6-8 лет) так и бессрочной, до отработки долга или недоимки, или "донеже не исправится" (чУдная формулировка -- КЕ)".
"Наемный труд на основных заводских работах почти не находил применения до реформы 1861-го (т.е. работали за пайку -- КЕ)".
"Работать начинали в 8-10 лет" (а это вам, замечу, не очесы подбирать на тесктильной фабрике: это горные работы и горячие цеха -- КЕ).
"Рабочий день длился от 10 часов зимой до 12-14 часов летом, с перерывом на обед 1-2 часа" (так, кто там сказал слово "Шаламов"?! -- КЕ)
"Срок службы ограничен не был, поэтому мастеровые подлежали увольнению только по инвалидности, или с очень небольшим песионом тем, кто отработал 30 лет (внимание! -- КЕ) без наказаний и штрафов".
"Мастерам и подмастерьям было предписано строжайше контролировать качество работы и количество затраченного материала и "наистрожайше взыскивать и штрафовать" (вопрос на засыпку: каковы шансы, при таких _официальных_ установках для мастеров, не получить за 30 лет ни единого взыскания? саму возможность прожить 30 лет при 14-часовом рабочем дне мы здесь выводим за рамки рассмотрения).
"Посещение церкви было обязательным. Рабочие не имели права без разрешения администрации отлучаться от завода далее чем на 4 версты".
"На заводах соблюдали многочисленные праздники, что обуславливалось страшным изнеможением мастеровых после рабочего дня. Однако Гаскойн сократил количество праздничных дней, а с увеличением заказов в начале 19-го века рабочих нередко принуждали работать и в воскресенье".

А теперь -- вопрос на засыпку: а нет ли тут [скрытого антисемитизма] некой _мистической_ связи между (1) и (3)? В том смысле, что лишив работяг, и без того-то впахивающих по 14 часов день, праздников и воскресений, добиться роста производства чугуния можно, а вот должного качества выпускаемых паровых машин (при том что по времени-то, выходит, Россия стартовала вполне достойно) -- хрен? И что производство то накроется медным тазом -- как только, так сразу?
И в аддендум: почему и те машины, что есть, обслуживались аглицкими механиками? Не потому ли, что местный при первой возможности сунет в ту "импортную лесопилку" заместо бревна лом и с глубоким удовлетворением констатирует засим: "А, бля!.." -- и хрена ли с каторжанина возьмешь, окромя его ничтожной жизни?

Да, на всякий случай: про то, что на родине эффективного менеджера Гаскойна, в Мастерской мира, жизнь у работяг была тоже мягко говоря не сахар, я какбе в курсе.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
12:08:05 DSC_9234 в Риге сейчас +19° Днем +23°Тепло Вечером +22°Тепло По ощущениям +20°C Нормально Taken on June 9, 2022 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm ...
СМИ хунты вбросили очередной "пакет предложений" по Донбассу. Вести: «Минск-3» вернет Донбасс Украине на правах автономии Украинское издание «Вести» со ссылкой на неназванные источники сообщает о компромиссном варианте мирного решения по Украине. Как пишет издание, Киев всерье ...
Сколько там сортов колбасы? Сколько сортов сыра? Да, мы застали, когда эти вопросы были актуальны. Потом попустило... И кто бы мог подумать, что теперь опять? Но не будем сгущать краски. Если в советское время была реакция "ах!", то теперь просто досада. Зачем, почему? Ведь ...
Дорога на машине до Волгограда по трассе М6 была настолько утомительной, что обратно я решил сделать 150-ти километровый крюк и вернуться по "ростовской" М4. По этой трассе я ездил лишь однажды, из Ростова в Москву, три года назад. В итоге я ...
В этом году мы думали продолжать открывать новые для нас обоих страны, но случайно попавшаяся на глаза в конце декабря реклама в фейсбуке заставила серьёзно перекроить планы. Вжух... и места забронированы, билеты куплены... на майские праздники мы идём в трек в Непале к базовому лагерю ...