Про татарских лучников...
thor_2006 — 20.09.2016Или вот этой:
Тамошние эпические багатуры поражают супостатов всяко разно - и копейным боем, и мечным сечением, и боем лучным, и не сказать, что они предпочитают какой-то один "бой". Тут, правда, есть сомнение - а что если миниатюрист следовали некоему канону, согласно которому багатуров нужно было изображать вот именно так, а не этак?
А теперь посмотрим на упомянутую выше повесть: "И в той день к вечеру ти полци от града отступиша, и на утриа самь царь приступи съ всею силою и съ всѣми полки своими под град. Гражане же з града узрѣвше силу велику и убояшася зѣло. Татарове же такъ и поидоша к граду. Гражане же пустишя на ня по стрѣлѣ, и они паче стрѣляше, и идяху стрѣлы их на град аки дождева тучя умножена зѣло, не дадуще ни прозрѣти. И мнози на градѣ стояще и на забралех от стрѣлъ падаху, одоляху бо татарскыа стрѣлы паче, нежели гражанскыа, бяху бо у них стрѣлци горазди вельми. Ови от них стояще стрѣляху, а друзии скоро рищуще изучени суще, инии на конѣ борзо гоняще на обѣ руцѣ, и пакы и напред и назадъ скорополучно без прогрѣхы стрѣляху".
В этом отрывке книжник подчеркивает искусство татарских лучников, буквально заливших дождем стрел московские стены. Случай, конечно, непоказательный - это не полевое сражение, а осада, но все же. В общем, вопрос остается. Проблема в том, что, как по мне, сейчас трудно отделить миф (и соответствующую ему картинку) от реальности - что есть литературный или изобразительный штамп, форма, а где - минувшая реальность. Соблазнительно, конечно, было бы предположить, что в конце XIV в . татары исповедовали (не все конечно, но те, которые богатуры) копейный бой и мечное сечение, но...
|
</> |