Про русские "нулевые" в кино

топ 100 блогов ma7929.01.2016 Их было трое – главных русских режиссеров нулевых. Михалков, Балабанов и Герман – оружейник Просперо, гимнаст Тибул и доктор Гаспар (шутка). Эпоха трехсот толстяков еще не выглядела подходящей к концу, а они уже осознавали что именно они, каждый из них, обязаны снять Большой Фильм об этом времени. Все трое выбрали один и тот же прием – перенести действие в другую эпоху, чтобы запечатлеть на экране день сегодняшний. Все трое были непоняты критикой. Все три фильма провалились в прокате. По этим трем фильмам потомки будут чувствовать наше с вами время.

Про русские нулевые в кино Про русские нулевые в кино
«Груз-200» это в первую очередь (простите, я тут не роман пишу, так что я буду сильно упрощать и сокращать) фильм о том каково жить в бездуховное время – то есть в дни, когда удовлетворены базовые потребности населения (сыты, одеты), но им не предложено никаких возможностей реализовать потребности с более высоких ступеней масловской пирамиды. Все герои – «хотят странного»: один грезит городом Солнца, другой срывается в религию, третий насилует малолеток пивными бутылками. Все это – попытки наполнить свою жизнь нематериальным содержанием в эпоху большой жратвы.

Поиски иррационального в до предела циничном мире - разумеется, безнадежные и ведущие к гибели всех героев. Как Оруэлл в свое время писал о 1948 годе, перенося действие романа в 1984, так и Балабанов маскирует свой ужас перед тем что он видит и что предчувствует (тема мертвых солдат возвращающихся на родину стала весьма актуальной в последние полгода) под залипуху про ужасы совка - и тоже выбирает год 1984.



Про русские нулевые в кино Про русские нулевые в кино
Дилогия «Предстояние/ Цитадель» - это кино об обреченности мифотворца, который сам не верит в свое творчество. Неправдоподобная, предельно лубочная «война», показанная в фильме, разумеется происходит не на земле Советского Союза 1941 года – а в мозгу фантазера-циника, пришедшего к успеху «силовика», истекающего кровью в ванной (в финале первых "Утомленных солнцем", когда он уже предал Котова). Он не может не видеть, что то сытое, довольное общество, в котором он занимает высокий пост – бездуховно, антигуманно и остановилось в развитии. И он пытается придумать такую сказку, такой миф (ну скажем о Великой Победе в Великой Войне, почему бы нет?) который бы дал этому обществу - и ему самому - шанс на Спасение.

Но подобно тому как революция пожирает своих отцов, так и миф в итоге поглощает своего создателя – и вот уже мы видим фантасмагорические картины мух, уничтожающих вражеские крепости, и молодцеватых усатых генералов, мчащих на танках прямо в безумие, а может быть и на Донбасс.

Про русские нулевые в кино

Михалков , как обычно, снимал кино не о том, что написано на афише – а о том в чем он реально хорошо разбирается, то есть о мире «околокремлевских идеологов», рефлексирующей творческой интеллигенции, которая живет на подкорме у администрации президента и силится выдумать этому оправдание (очередные попытки мы можем наблюдать из года в год).



Про русские нулевые в кино Про русские нулевые в кино
Самый мудрый из троих - снимал дольше всех. В отличие от коллег, Герман поместил «Россию нулевых» не в прошлое, а в будущее. Невероятно тесный, неудобный для жизни, постоянно бьющий по всем частям тела, населенный грязными дегенеративными рожами – его «русский мир» может вызывать отвращение, но вряд ли может не вызывать чувство узнавания. Впрочем, если бы он был всего лишь натуралистом, то не стоило бы упоминать «Трудно быть Богом» в одном ряду с другими шедеврами – мало ли у на тут режиссеров-чернушников.

Колоссальный труд Германа направлен именно на то чтобы зритель понял что вот то что он видит – это реально больно, чтобы зритель наконец почувствовал сквозь свою толстую шкуру боль: не печаль, не сочувствие, не гнев, не какую-нибудь сентиментальную плаксивость – а настоящую боль, как у Руматы, когда ему объясняют для чего именно использовалось вот это вот деревянное приспособление, и в чем именно у него сейчас вымазаны руки.

Закаленные голливудом земляне уже с огромным трудом реагируют на то что им показывают на экране - в лучшем случае их стошнит, а чаще всего просто отвернутся и забудут. Герман хочет чтобы зритель чувствовал себя примерно как Алекс из "Заводного апельсина", и он был бы рад если бы зрители не могли закрывать глаза все эти три часа. Лишь такая боль может заставить человека почувствовать что жизнь не просто неидеальна, а в корне неправильна, даже если она выносимо тяжела.

И Герман - единственный из всех троих – дает в финале надежду, показывая как вереница героев с саксофоном удаляется куда-то по заснеженным равнинам, уходя прочь из зоопарка. Возможно это ядерная зима, а может последствия санкций, но это все-таки движение а не долгая статичная сцена с утоплением в сортире под равнодушными взглядами соседей.


Про русские нулевые в кино
Как Летов был главным поэтом нашего поколения - так Герман, Балабанов и Михалков были главными режиссерами. Однако Атос умер, Портос умер, дАртаньян умер, а Арамис сделал сногсшибательную карьеру по религиозной части. "Арамис, прощай навсегда"


Важное дополнение.

А) то что я считаю эти три фильма шедеврами и главными фильмами наших дней – не равнозначно тому, что я рекомендую их к просмотру кому бы то ни было. Любое стоящее произведение искусства – это результат совместного творчества автора и потребителя. Важно понимать, что потребление искусства – это труд, и заниматься им стоит только в двух случаях – если тебе за это платят или если тебе это на самом деле нравится. Кому-то нравится водить автомобили – а мне вот не нравится, для меня это тяжелая неприятная работа. Просмотр всех этих трех фильмов может быть тяжелой и неприятной работой, а когда человек заставляет себя заниматься чем-то неприятным – это чревато тем что он это просто возненавидит, а заодно и тех кто его надоумил этим заняться. Я не пытаюсь кому-то сказать что "вам не дано понять эти фильмы", просто нахрен вам нужна такая пахота?

Б) мир кинематографа вовсе не ограничивается фильмами-притчами. Многие люди, увидев как-то раз хорошее кино, потом долго думают что все хорошее кино должно быть примерно таким же. Кто-то считает что фильмы должны быть в первую очередь визуально богатыми, кого-то восхищают эпические драмы, а кому-то надо чтоб кадры состояли сплошь из шарад и головоломок с аллюзиями на классику, а кому-то надо просто чтоб только дух захватывало.

А кино бывает очень-очень-очень разное, вот что я сказать-то хотел. Вроде как банальность, но на практике её почему-то почти никто не понимает даже из тех кто врубается, и еще огого как. Cтандарты качества для кинематографа очень гибки, настолько что могут вмещать внутрь себя и "Зеленого слоника" и "Питер фм", и «Коянискацци» и «Крестного отца», и «Восхождение» и «Форест Гамп», и «Зелиг» и «Охотников за привидениями» - и выталкивать наружу всякий отстой, снятый, казалось бы, вот четко по стандартам. Так что не стоит думать, что я не люблю туповатые зрелищные боевики. Просто к каждому блюду на столе нужны свои столовые приборы, и некоторые фильмы надо есть ложкой, некоторые вилкой, а некоторые – специальными щипчиками.



Надеюсь, я кого-нибудь обидел.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Знать правду и признавать (считать так) её как правду, это разные вещи. Полагаю, что каждый хоть раз слышал утверждение, что Путин работает на глобальное мировое правительство. Но для большинства людей это лишь конспирологическая теория, не более, небольшое число людей считают, что это ...
Один считающий себя очумным жопоголик пишет: чтобы минимизировать риски для русских надо было провести референдум о НЕЗАВИСИМОСТИ Крыма, а не о включении его в "РФ". И сразу после такого референдума - вывести войска, одновременно неформально поддерживая независимый Крым. Мы бы и буфер п ...
месяц назад мне пришла посылка, в которой находился сюрприз от замечательной девушки Маши. портрет маслом я совсем не ожидала увидеть, когда открывала коробку. это удивительно и приятно, получать подарки просто так от людей, которых ...
...
Друзья, обращаюсь к вам, как к читателям со следующим вопросом. Необходимость переименования адресной строки моего ЖЖ назрела давно. Дело в том, что когда-то он создавался под наш интернет-магазин, будучи исключительно рекламным, но к настоящему ...