Про памятник Ивану Грозному
paradoxov — 20.10.2016Некоторое время тому назад в интернете возникло бурное обсуждение памятнику Ивану Грозному, установленному в городе Орёл. Споры вызвал не сам памятник как таковой, а личность Ивана IV – достоин он быть увековеченным в виде памятника или нет.
Как известно, споря об истории, люди обычно спорят о современности. И в случае с памятником Ивану Грозному сторонники и противники памятника делились не по отношению к Ивану Грозному, а по отношению к будущему пути России. Те, кто стоит за авторитаризм и некий собственный путь развития страны (т.н. «почвенники»), приветствовали открытие памятника Ивану Грозному. Те, кто стоит за путь демократического развития и западные ценности (т.н. «западники») – памятник Ивану Грозному не одобряли.
Первые утверждали, что Иван Грозный заслужил памятника, поскольку был собирателем земель и создателем мощного государства. Вторые утверждали, что Иван Грозный не заслужил памятника, поскольку был душителем свободы, душегубом и кровопийцей.
Как водится, лукавили и те, и эти. Например, если взять Петра Первого, памятники которому имеются и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и даже в городе Бийске на далёком Алтае, то он, с одной стороны, укреплял государство и усиливал централизацию власти, а с другой – был душегубом, кровопийцей и самодуром, но при этом стоял за европейский путь развития. Поэтому наши российские западники прощают Петру его душегубство, самодурство и авторитаризм, а наши российские почвенники не слишком-то жалуют централизатора власти Петра за то, что он очень любил Европу. В общем, полная каша в головах.
Я стараюсь в таких спорах участия не принимать. Ибо, как показывает история, памятники как ставят, так их и уничтожают. Вон, в Александровском саду стояла стела в честь видных революционеров, предшественников Ленина, а теперь все имена революционеров на этой стеле стёрли и написали имена русских царей из дома Романовых. И никто даже не пикнул. Или взять царя Николая I – прославился казнью декабристов и проигранной Крымской войной. Однако памятник ему до сих пор стоит в Санкт-Петербурге. А почему бы и нет? Памятник-то – красивый.
Поэтому я смотрю на памятники исключительно с эстетической точки зрения – красивы ли они, вписываются ли в окружающее пространства и т.д. Например, памятник маршалу Жукову возле Исторического музея в Москве я считаю плохим.
И моя оценка памятника не имеет никакого отношения к оценке личности самого маршала Жукова. Я смотрю на памятник именно как на памятник, а не как на человека. Автор памятника, скульптор Вячеслав Клыков (который, кстати, родился 19 октября, т.е. вчера ему было бы 77 лет) лошадей ваять не умел. Да и Жукова на лошадь он нахлобучил, словно пластмассового пупса. Короче, ужасный памятник.
Зато как прекрасен памятник Петру Багратиону в Москве.
Тут вам и отлично вылепленный конь и величавая фигура Багратиона. И сам Багратион сидит на коне именно так, как должен сидеть всадник, а не как игрушечный солдатик (как в случае с памятником Жукова). Мераб Мерабишвили – автор памятника Багратиону, справился со своей работой на отлично. Глядя на этот памятник сразу как-то веришь, что такой человек в самом деле мог совершать великие подвиги на Бородинском поле. А глядя на памятник Жукова работы Клыкова, поверить в то, что это главный военачальник Великой отечественной войны как-то не получается.
Ну а что с памятником Ивану Грозному в Орле?
Если абстрагироваться от личности Ивана Грозного, то памятник неплохой. До памятника Багратиону конечно не дотягивает. Но тоже в целом нормально. Точно лучше, чем памятник Жукову. Однако как раз абстрагироваться от личности Ивана Грозного не получается.
Во-первых, для чего Ивану Грозному в руки дали крест? Он что, Русь крестил что ли? Напротив, Иван Грозный вошёл в историю как человек, враждовавший с патриархом. И хотя сам он был очень набожным (говорят, регулярно поминал в молитвах всех, кого посадил на кол), всё-таки крест в его руке воспринимается примерно как на корове седло.
Во-вторых, совершенно непонятно, что это за кокошник нахлобучили ему на голову. Если скульптор хотел воспроизвести шапку Мономаха, то выглядит она несколько иначе. Вот так:
Ну и сам облик. Безусловно, как выглядел Иван Грозный никто не знает. Сохранились только самые общие описания. Фотографии если и были, то они за давностью лет не сохранились (шучу). Однако когда речь идёт об исторических личностях такого масштаба, то имеются некие каноны изображения. И разные художники стараются их придерживаться. Например, если надо изобразить Сталина, то художник изобразит пожилого человека с усами, в военной форме и с трубкой в руках. Но точно не старикашку в пижаме или молодого парня в фуражке набекрень. Наполеона изобразят в треуголке, в гвардейской форме, а его правая рука будет заложена за пазуху. Понятно, что Наполеона можно изобразить в шёлковом халате, откинувшемся на диване, с гитарой в руках. Почему нет? Но есть определённые каноны.
Есть такие каноны и для изображения Ивана Грозного. Есть знаменитая картина В. М. Васнецова «Царь Иван Грозный».
Есть реконструкция М.М.Герасимова.
Есть знаменитый фильм Эйзенштейна.
Наконец, есть шикарная комедия Гайдая.
И всюду Иван Грозный примерно одинаковый. Хотя все прекрасно понимают, что реальный Иван Грозный мог быть и несколько иным, а может и совсем иным, но канон восприятия этого исторического деятеля уже сформирован. Следовательно, художник должен творить в рамках этого канона. А памятник в Орле изображает кого угодно. Например, если подписать, что это памятник болгарскому царю Ивану Асеню II, то никто даже не запротестует.
Болгарский царь Иван Асень II
Памятник в Орле – это памятник любому историческому персонажу XV–XVI века. А царский вид ему придаёт лишь непонятный торт на голове.
Да и вообще, с чего памятник открыли именно в Орле? Возникновение Орла именно по инициативе Ивана Грозного – более чем спорно. Ну ладно, допустим возвели его не без санкции царя. Но есть наверное города, более связанные с именем Ивана Грозного. Москву даже вспоминать не будем – это и так ясно. Но есть ещё город Александров, который с 1564 по 1581 г.г. фактически играл роль столицы Руси. Именно потому, что туда переселился Иван Грозный. Вот уж этот город точно крепко связан с именем Ивана Грозного, ибо ни до того, ни после, он никогда не играл какой-либо заметной роли. Но благодаря Ивану Грозному навеки вошёл в историю нашей страны.
И оказывается, планы именно в Александрове поставить памятник Ивану Грозному имеются. Ещё 6 августа 2016 года в Александрове установили памятный камень на месте будущего памятника Ивану Грозному.
Причём сделали это с участием представителей местной власти и Общественной палаты РФ (пруф)
Памятник собираются открыть 4 ноября 2016 года. А каков он будет? А вот таким:
Этот Иван Грозный на мой взгляд, куда более соответствует облику царя, чем памятник в Орле. Правда пока на него насобирали всего 95 тыс. рублей из 1 миллиона заявленных (по ссылке выше можно посмотреть). Не знаю, означает ли это, что людям памятник Ивану Грозному безразличен и они не хотят на него жертвовать деньги. Или же авторы проекта (некий фонд «Святослав») плохо пиарят свою затею. Но факт, что за оставшиеся до 4 ноября две недели вряд ли он соберут оставшиеся 900 тысяч.
Но в итоге получается такое как бы соревнование памятников Ивану Грозному. Что уже интересно.
А как вы считаете – достоит ли Иван Грозный памятников или нет?
Изображение вверху: А.Д.Литовченко. Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею. Холст, масло. 1875. Русский музей
|
</> |