Про калашей, хунзов и других наследников Александра Македонского
paradoxov — 03.11.2016Имя Александра Македонского навеки вписано в анналы мировой истории. Царь небольшого полуварварского государства на Балканском полуострове (Македонии), он невероятно прославился как одни из наиболее выдающихся полководцев всех времён и народов. За относительно небольшой период времени совершил обширные завоевания, действуя на масштабном даже по нынешним меркам театре военных действий.
Правда учителем его был сам Аристотелем. Возможно поэтому Александр был не только талантливым стратегом и тактиком, доблестным воином, сражавшимся в первых рядах своей армии, но и прирождённым государственным деятелем, покровителем искусств и наук, строителем множества городов, автором грандиозных и «инновационных» для той эпохи проектов.
И хотя его империя распалась практически сразу же после его смерти, тем не менее, своим возникновением она положила начало эллинистической цивилизации, на столетия соединившей в себе культуры древних Греции и Востока.
На Земле до сих пор живут несколько народов, которые считают себя едва ли не прямыми потомками Александра Македонского. У каждого из них есть связанные с покорителем Ойкумены легенды, они говорят на уникальных языках и сохраняют свои неповторимые традиции.
Хунзы, живущие в долине одноимённой реки на границе Индии и Пакистана, по мнению учёных-историков, как никто другие имеют достаточно оснований претендовать на статус прямых потомков соратников Александра. В своё время это племя, жившее на Кавказе, примкнуло к его армии и вместе ней двинулось на Восток (данная версия встречается в работах Низами, Фирдоуси и Табари). В итоге хунзы заняли плацдарм в районе Гималаев – на самом стыке индийской и китайской цивилизаций.
Нынешние обитатели долины реки Хунза говорят на изолированном бесписьменном языке бурушаски, родственном северокавказским языковым группам. Хунзы интересны не только легендой о своём происхождении и языком, но и тем, что среди них необычайно много долгожителей – возраст под 120 лет здесь достаточно заурядное явление. Долину реки, где обитает народ, называют «оазисом молодости».
Интересно, что в августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе прозвучало следующее официальное заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».
Калаши – малочисленный народ, живущий на севере Пакистана в горах Гиндикуша, из всего бесчисленного и пёстрого многообразия народов Азии, наверное, как никто другие обладают ярко выраженными чертами «европейской внешности». Очевидно, что гены калашей уникальны, но точное происхождение этого народа неясно. Споры о нём продолжаются и сегодня.
Сами калыши, впрочем, не сомневаются, что они – потомки самого Александра Македонского. По одной из легенд, Александр, отправляясь в свой очередной победоносный поход, приказал калашам обязательно дожидаться своего возвращения, но по какой-то причине так и не смог за ними вернуться. Верным приказу дисциплинированным воинам не оставалось ничего другого, как обживать новую родину. По другому преданию – воины, из-за тяжёлых ранений не способные продолжать движение вместе с войском Александра, вынуждены были остаться в горах. Верные жёны, естественно, их не покинули.
Калаши во многом уникальны. Несмотря на многочисленные попытки их исламизации, калаши сохраняют верность многобожию своих далёких предков. Священнослужителей у калашей нет, и каждый молится самостоятельно, либо просит об это дехара – местного шамана. Язык калашей учёные называют фонологически атипичным, он относится к дардской группе индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Отличительной особенностью калашского языка является и то, что он сохранил базовый состав санскрита.
Язгулямцы, один из народов Памира, живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, в долине реки Язгулям. Язык язгулянцев относится к иранской группе языков. Происхождения язгулянцев туманно, но среди них также встречается немало обладателей всё той же «типично «европейской внешности».
О том, что язгулянцы имеют непосредственное отношение к Александру Македонскому, говорят местные легенды. Язгулинцы верят, что Александр и похоронен здесь, в гробнице в местности, носящей название Каменный мост. Александр зовётся здесь «шах Искандар Зыркарнай» (от искажённого арабского Искандер Зулькарнайн – «Александр Двурогий»). Непонятное арабское слово превратилось в языке язгулямцев в Зыркарнай – «имеющий золотой карнай» (карнай – музыкальный инструмент, напоминающий карпатскую трембиту).
Ягнобцы – малочисленный народ, живущий в Ягнобской долине на Западе Таджикистана. Они являются носителями уникального на сегодняшний день языка, близкого одному из диалектов мёртвого согдийского. Ближайшим живым родственником этого языка является осетинский.
Ягнобцы также искренне верят, что они являются потомками Александра Македонского. По местному преданию, Александр, проходя по Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и остановился в селении Тагфон. Убедительных доказательств достоверности этой легенды, разумеется, нет. Но известно, что ягнобцы вне всякого сомнения являются потомками жителей Согдианы, в своё время завоеванной армией Александра Македонского. Исследователь востока Макисм Андреев писал: «Можно предположить, что ягнобцы были в своё время оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не было претендентов, и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе».
Минангкабау – ещё один народ, представители которого выводят своё происхождение от Александра Македонского. Такое непростое для произношения самоназвание переводится как «победить буйвола». У минангкабау есть легенда, что в XIII веке, когда в страну пришли яванские войска, старейшины предложили решить территориальный спор при помощи схватки двух быков. Яванцы выставили на бой взрослого буйвола кабау, а минангкабау – молодого голодного телёнка, к голове которого были привязаны наточенные ножи. Увидев буйвола, голодный телёнок побежал искать вымя и распорол буйволу живот. В память об этом и женщины носят особые головные уборы, символизирующие рога.
Дома минангкабау также «рогатые». Как можно понять, рога для минангкабау – особый национальный фетиш.
Согласно местной легенде, минангкабау являются потомками одного из сыновей Александра Македонского. В Индонезии считается, что в Коране младший сын Александра Македонского фигурирует под именем Искандар Дзулкарнайн («двурогий»), которого здесь называют Шри Махараджо Дираджо. Легенда гласит, что он некогда явился на остров Суматра с целью создания нового государства. Вместе с ним прибыли также четыре мастера боевых искусств, ставшие впоследствии основателями местных стилей единоборств – пенчак силата. Язык минангкабау близок к малайскому, до конца XIX века минангкабау пользовались арабским алфавитом, сегодня – латиницей. Этот народ также интересен тем, что у него довольно прочно сохраняется матриархат. Так, например, даже после свадьбы мужчина носит статус «оранг сумандо» – т.е. пришелец в дом жены.
|
</> |