Про иронию и про судьбу
yuvikom — 02.01.2015
Сейчас все развенчивают "Иронию судьбы" и с удовольствием
признаются в том, что её не смотрели или не любили))) Мне кажется,
это похоже на то, как подростки перестают любить то, что любили в
детстве и считают, что эта любовь была навязана им родителями. Или
как во времена перестройки все открывали друг другу глаза на ужасы
сталинизма и убогость советских отношений. Переоценка ценностей.
Болезнь роста. Появилась даже огромная статья психоаналитика о том,
что фильм
«Ирония судьбы» весьма полно
репрезентирует фантазии, типичные для советско-российского
массового зрителя. Ядром этих притягательных фантазий, по мысли
автора, является материнско-детский симбиоз, обесценивающий
душевное развитие, социальную самореализацию и прочие атрибуты
зрелости."
На самом деле, статья очень интересная, но спорная. Можно ли
переносить западный психоанализ на российскую почву? работают ли у
нас все эти фрейдистские комплексы? или всё-таки Россия настолько
уникальна, что не поддаётся психоанализу? Или может, этот фильм
лучше рассматривать как комедию и мелодраму с незатейливым сюжетом
и узнаваемыми персонажами, умиление которыми происходит вовсе не
потому, что "все мы такие", а потому, что такие люди есть, мы их
знаем, но в такие ситуации они ни за что не попадут, а значит,
очень интересно посмотреть и посмеяться вместе над абсурдными
эпизодами. Вот Надя заходит домой и видит пьяного мужика у себя в
запертой квартире. Что бы сделал западный человек? Вызвал полицию,
и пусть бы она разбиралась. Что делает советская учительница?
Пробует выяснить, кто такой, что за гость. А почему? А потому что
общество традиционное. У нас не принято гостя выставлять за порог,
особенно в новогоднюю ночь. У нас гостя принято накормить-напоить и
спать уложить. Так во всех сказках прописано! Ну ладно,
предварительно можно его и побить маленько, как своего, не чужого.
Кстати, заодно и выяснится, насколько он свой.
И вся прочая абсурдность тоже исходит из особой логики
незападного человека: почему подружкам не рассказать про
курьёзность ситуации? Да потому, что во-первых, долго объяснять,
во-вторых, могут не понять, а в-третьих, да какая разница - Ипполит
или Женя? Мужчина же, это главное. Вот и Ипполит, кстати. Чего он
испугался-то Жени-хлюпика? Да потому что не принято у нас сильному
бить слабого! Нет у нас таких стереотипов в мышлении. Да и все
прочие герои. Все ведут себя традиционно, а потому абсурдно. А
правила абсурда совершенно не поддаются психоанализу) Да и само
название фильма как бы намекает на то, что всё это - ирония, некая
насмешка, улыбка судьбы. Здесь даже не так важно, что случится с
героями потом, будут ли они вместе. Главное - судьба дала им шанс
встретиться, увидеть, узнать друг друга, совершить кучу нелепостей
и несообразностей. Раз в году-то можно?
Вообще мне странно, почему надо рассматривать этот фильм с
точки зрения именно западной психологии. А если с точки зрения
японской? Или китайской философии? Или шаманской практики? Все эти
странные совпадения(или несовпадения), все эти зигзаги удачи, они
же практически магичны! А что, давайте! Можно много чего
найти! Но не будет ли всё это притянуто за уши?
Если честно, ситуация сейчас в целом напоминает мне, как ни
странно, историю библейского Иова. Помните, Бог попустил Сатане, и
тот отнял у праведника все богатства, детей, здоровье. Он сидел на
гноищи, а жена призывала его проклясть Бога за все несчастья и
умереть? Вот так же и нас склоняют к тому, чтобы проклясть всё
советское - всё до ниточки, всё, что напоминает о детстве или
юности и полюбить то, что пока(или вообще) не является для нас
ценностью. Гносеологический расизм это называется по-научному... Но
давайте подумаем, нужно ли это нам? зачем? Мне кажется, пока есть
ещё у нас что-то дорогое и любимое, что-то пусть и непонятное для
других народов и наций, надо за это держаться, не нужно отрекаться
от своего родства. Если мы не собираемся ещё умирать, нам не стОит
с этим спешить. Мы лучше вспомним Иова и спокойно ответим: нет, не
станем проклинать. Слава Богу за всё! И это будет совершенно другой
выход из ситуации, совершенно другой путь взросления и развития.
Как говорил Константин Леонтьев: "Истинно мировое есть прежде
всего собственное, для себя утверждённое, для себя ревниво хранимое
и развиваемое"