Про «Душоновские маневры - 2010»
onepamop — 19.07.2010
В Щелковском районе Подмосковья, близ села
Душоново, уже в двенадцатый раз проводился военно-патриотический
фестиваль «Душоновские маневры - 2010». По моим наблюдениям, в
мероприятии приняли участие около трёхсот-пятисот человек из самых
разных военно-исторических клубов.
На поле были представлены целые пласты исторических эпох: от
раннего Средневековья до середины ХХ века. В одном строю стояли
викинги с топорами и солдаты Красной Армии с «трёхлинейками». Лютая
польская кавалерия, разбитные русские гусары, видные корниловцы,
аккуратнейшие мушкетёры, суровые стрельцы и, конечно же, банда
батьки Ангела, в рядах которой я и орудовал. Эти оказались наиболее
подготовленными: шальвары, бескозырки, вышиванки, папахи, утиные
картузы, «смерть председателю» и глечики с холодным пивом. В двух
словах - трудовое селянство во всей красе!
Перед тем как перейти к публичному действу,
все собравшиеся были приглашены на торжественное открытие
фестиваля. Реконструкторы неровно построились на дороге посреди
села, приезжие зеваки расселись по обочинам, местные зрители
солидно кучковались у заборов. У памятника погибшим за Родину
(установленного силами жителей и администрации на месте бывшего
сельсовета, где сельчане собирались перед отправкой на фронт)
провели недлинный митинг. Получили благословение местного батюшки,
прослушали гимн России и направились на поле боя.
Кроме реконструкторов, фестиваль собрал под
свои знамёна и уважаемых зрителей. Зрители на такого рода
фестивалях нередко рассматриваются реконструкторами как неизбежное
зло. Понятно, что про всех подряд речь вести не могу, но в этот раз
почувствовал себя средь запущенного зоопарка. Причём не всегда было
ясно кто с какой стороны решётки находится.
Конечно же, аномальная жара и разнообразной
крепости спиртные напитки позволили многим собравшимся уже к
полудню отдохнуть гораздо мощнее, чем было запланировано
изначально. Часть культурно отдохнувших зрителей недопустимо
ослабела, совсем немногие эдаким анахоретом реконструировали
русских народных свиней, но были и настоящие богатыри, стремящиеся
к подвигам и славе! Несколько забегая вперёд, докладываю: самые
интересные сражения развернулись между фотографами и почтеннейшей
публикой. Исход таковых, увы, был понятен заранее и без восьминога
Пауля. Но буду последователен.
Прежде всего желаю упомянуть славные подвиги
собратьев-фотографов. Многие, наверное, слышали, что успех или
неуспех снимка может здорово зависеть не от объекта съёмки, а от
фона, на каковом фигурирует этот самый объект. Нет фона - нет
картинки. Одна из самых сложнорешаемых задач при фотографировании
реконструкции - это выбор именно более-менее нейтрального фона.
Чтоб без электрических проводов, пластиковых бутылок, новеньких
корейских автомобилей и нарядно одетых детишек с чупачупсами в
руках. Пока нужный ракурс подберёшь - семь потов может сойти. Но
это когда «как для себя» снимаешь. Судя же по огромному количеству
военно-исторических фотошедевров, размещённых в интернете,
большинство нажимающих на кнопицу про такие нюансы и не
задумывается. Да и правильно делают, нечего себе голову забивать.
Это без сарказма, если что. Просто не всем оно нужно.
В Душоново всё было как обычно, за исключением
совершенно необычной активизации самодеятельных фотографов. Вообще
говоря, когда граждан с фотокамерами собирается в одном месте
несколько, промеж них начинает действовать всякого рода этика.
Например, не принято без острой необходимости толкаться, хватать
руками чужую фототехнику или же болтаться в кадре, наполняя своей
личностью так называемый «задник». Такого рода правила нигде не
прописаны, потому возникает некоторое недопонимание. Всё же
перечисленное скопом может обернуться (и регулярно оборачивается)
любопытными событиями.
Сначала, конечно, зарвавшегося в фотоугаре
предупреждают устно. Мол, товарищ Брессон, не затруднит ли вас
изящно уйти вон? Брессон такую вежливую просьбу умело расценивает
как личное оскорбление и, не сходя с места, парирует вполоборота
типовой фразой «А чО такого?» И, как водится, гордо продолжает
фотоохоту. Повторная просьба часто уже коллективна, свора как бы
начинает гонять передовика фотопроизводства, а съёмка неуклонно
переходит в эндшпиль.
Не раз наблюдал, как наиболее активные
«репортёры» отхватывали звонкого пня от разозлённых коллег.
Особенно смешно, когда перебранка становится групповой и переходит
в неумелую драку. Часть собравшихся нелепо подпрыгивает, взмахивает
руками, ругается и даже плюётся. Другая, более профессиональная
часть, наблюдает поле брани в видоискатели. И цинично фиксирует.
Про первоначальный объект съёмки помнят только наиболее тёртые
светописцы. Со стальной выдержкой. С этими лучше даже взглядом не
пересекаться. Забудешь зачем пришёл.
Но там дело молодое, то дева какая юная
накосячит, а то и вьюноша-призывник с задатками. А тут на поле
массово вышла «старая гвардия». Как положено - в седине, панамках,
ременных сандалиях и с любимыми внуками. В тоталитарном СССР ругать
и пинать граждан старших возрастов и детишек не обучали, потому
сначала терпел, а потом веселился. Особенно радовали регулярные
вопросы «Ой, а вы тут тоже снимаете, да?» с длительным замиранием
перед камерой и серией новых вопросов про «и как вам этот
объектив?». Дзен растренировал до невиданных высот.
Не подкачали и зрители. В момент, когда ряд
фотографов-кустарей допетрил, что фигуры реконструкторов таки
теряются на пёстром фоне зрительской массы, многие помчали на новые
позиции. И удачно разместились между публикой и реконструкторами. В
планы уважаемых зрителей, естественно, никак не входил детальный
просмотр филейных частей мастеров репортажного дела. Посыпались
задорные замечания и полезные рекомендации, удивлённые фотографы
вступали в занимательную дискуссию.
Но силы были явно неравными. Зрители собрались с превосходящими
силами и обратились непосредственно к замаскировавшимся посреди
поля пулемётчикам с громогласной командой «По фотографам - огонь!»
С этого момента всё бросил, снимать ничего не мог. Залёг и выл от
нахлынувшего восторга. Фестиваль удался. И поснимал и
посмеялся!
Не позабыл внести свою лепту в
военно-исторический праздник и я: от невероятного напора
духовности, прямо в бою, лопнули
видавшие виды фотоштаны made in USA, не раз
позволявшие запросто принимать удивительные позы в процессе съёмки.
Штаны списал на происки врагов и личную молодецкую удаль. Как
шепнул по секрету один знакомый французский кирасир -
a la
guerre comme a la guerre.
Относительно этой картинки: в процессе съёмки интервью, пиротехники
привели в действие свои наработки и над полем взлетел муляж
гражданина в околовоенной форме. А само интервью и вообще
новостной телесюжет про Душоновский фестиваль -
здесь.
И ещё вопрос имею:
В чистом поле была воткнута в землю палочка с таким вот навершием.
Рядом никого не было, потому поинтересоваться что это и для чего -
не удалось. А хотелось бы выяснить.