рейтинг блогов

Про амплуа актеров или "Не быть вам фатом, ваши ноги недостаточно длинны..."

топ 100 блогов catherine_catty12.03.2018 Теги: Мень Уважаемый Про амплуа актеров или Не быть вам фатом, ваши ноги недостаточно длинны... dok_zlo, говоря о ситуации на Украине, выставил интереснейшую вещь: список амплуа в российских театрах с указанием жалования. Я пошла искать информацию и нашла таблицу амплуа с указанием героев и внешних данных. В ЖЖ я таблицу не запихну, если есть желающие посмотреть информацию именно в таком вид, то ищите ее здесь. Я же выкладываю ее в обычном виде, чуть-чуть изменив для удобства. Крайне увлекательное чтение. Где еще вы узнаете, что наперсник не может быть выше героя, у 2-й влюбленной должны быть длинные ноги, а моралисту следует говорить басом?

ТАБЛИЦА АМПЛУА
(по книге Вс.Э. Мейерхольд, В.М. Бебутов, И.А. Аксенов «Амплуа актера». М., 1922. С.6-11.)


МУЖСКИЕ АМПЛУА

Макет костюма Ипполита. А. Веснин. 1922.
ипполит.jpg

1-й герой.
Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу.
Эдип-царь, Карл Моор, Макбет, Леонт, Анжелло, Брут, Ипполит, Лантенак, Дон Гарсиа, Дон Жуан (Пушкин), Борис Годунов.
Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).

2-й герой.
Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою.
Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов.
Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом).

1-й влюбленный.
Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост.
Ромео, Молчалин, Альмавива, Калаф.
Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.

2-й влюбленный.
Меньшая подчеркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты.
Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, Карандышев, Освальд, Треплев, царь Федор, Алеша Карамазов.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.

1-й проказник/затейник.
Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия).
Хлестаков, Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша–лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов.
Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными.

2-й проказник/затейник.
Допустима большая полнота. Возможны неблагополучия в пропорциях. Требования мимикрии повышены. Неожиданность тембра голоса приемлема.
Епиходов, Санчо Панса, Ламме Гоодзак, Тартарен, Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус.
Игра препятствиями, не им созданными.

Клоун/шут/дурак/эксцентрик.
Обладание манерой «преувеличенной пародии» (гротеск). Данные для эквилибристики и акробатики.
Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума.
Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).

1-й злодей/интриган.
Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот – «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны. (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы.
Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер.
Игра губительными препятствиями, им же созданными.

2-й злодей/интриган.
Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому.
Василий Шуйский, Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин.
Игра губительными препятствиями, не им созданными.

Неизвестный.
Требования приблизительно те же, что и к первому герою. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями.
Неизвестный («Маскарад» и Дочь моря»), Монте-Кристо, Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис.
Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.

Неприкаянный или отщепенец/инодушный.
Требования голоса те же , что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою.
Онегин, Арбенин, Печорин, Ставрогин, Паратов, Кречинский, Принц Гарри, Фламинио, Протасов, Соленый, Гамлет, Жак (Шекспира), Кент, Сехисмундо, Иван Карамазов, Карено.
Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.

Фат.
Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом.
Люцио, Осрик, Моцарт, Меркуцио, Репетилов, Барон.
Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.

Моралист.
Глубокий бас. Сложение безразлично.
Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), Иван Шуйский, Клотальдо.
Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.

Опекун.
Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен.
Шейлок, Скупой рыцарь, Фамусов, Полоний, Арнольф, Лир, Мельник, Риголетто, Трибуле.
Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.

Друг/наперсник.
Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан.
Горацио, Артемида, Банко.
Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.

Хвастливый/капитан.
Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом.
Фальстаф, Боабдил, Скалозуб, воин Плавта.
Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).

Блюститель порядка/Скарамуш.
Общих требований нет.
Клюква, все Помпеи Шекспира, Содержатель публичного дома («Перикл»), Префект Скриба, Плюшкин, Медведев («На дне»).
Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.

Ученый/доктор/маг.
Общих требований нет.
Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, Дон-Кихот.
Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.

Вестник.
Общих требований нет.
Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («Гамлет»).
Передача событий, протекающих вне сцены.

Травести.
Общих требований нет.
Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина).

Содействующие.
Общих требований нет.
Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости.
Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.


ЖЕНСКИЕ АМПЛУА

Костюм Федры. 1922. А. Веснин.
федра.jpg

1-я героиня.
Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бедер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров.
Принцесса Турандот (Шиллера), Электра (Софокла), Царь-Девица, Клеопатра, Инфант Фернандо (Коваленской), Федра, Жанна д’Арк, Гамлет (Сары Бернар), Орленок, Медея, Леди Макбет, Мария Стюарт, Фру Ингер, Йордис.
Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).

2-я героиня.
Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований.
Порция, Имогена, Магда, Нора, Амалия, Леди Мильфорд, Корделия, Софья Павловна, Купава, Розалинда.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.

1-я влюбленная.
Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст.
Дездемона, Джульетта, Федра (Еврипида), Офелия, Юлия (Островского), Нина («Маскарад»).
Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.

2-я влюбленная.
Меньшая подчеркнутость требований.
Допускается малый рост. Отсутствие полноты.
Аксюша, Соня (Чехова), Целия, Бьянка, Тэа, Дагни (Ибсен), Элиза, Анжелика (Мольера), влюбленные.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.

1-я проказница.
Рост не выше среднего, голос безразличен, тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. (мимикрия).
Бетси (Толстого), Туанетта, Дорина, Турандот, Лариса, Елена (Еврипид), Лиза, Беатриса, Праксагора, Мирандолина, Лиза Дулиттль, Лизистрата, Катарина, Мисс Форд.
Игра негубительными препятствиями, ею же созданными.

2-я проказница.
Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования
М-с Педж, некоторые из действующих лиц «Праксагоры», «Лизистраты» Аристофана, служанки, ведущие параллельную интригу.
Игра препятствиями, не ею созданными.

Клоунесса/шутиха/дура/эксцентрик.
Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики.
Возлюбленные шутов, клоунов, дураков и эксцентриков, некоторые из старух Островского, Гоголя, влюбленные старухи comedia dell’arte, слуги просцениума.
Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).

1-я злодейка.
Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость.
Регана, Клитемнестра, Кабаниха, Иродиада, Ортруда.
Игра губительными препятствиями, ею же созданными.

2-я злодейка.
Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет.
Гонерилья, Злые феи, Мачехи, Молодые ведьмы, сестры Сандрильоны, «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (Пушкина).
Игра губительными препятствиями, не ею созданными.

Неизвестная/инозримая.
Требование приблизительно те же, что к первой героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра, богатый модуляциями.
Анитра, Анна Мар, Кассандра, Княжна Адельма, Эсмеральда, М-с Эрлино.
Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.

Неприкаянная/инодушная.
Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера.
Электра (Гофмансталя), Татьяна, Нина Заречная, Катерина, Ирина (Чехова), Гедда Габлер, Гризельда (Боккаччо), Маргарита Тотье, Настасья Филипповна.
См. соответствующие сценические функции соответствующих мужских амплуа

Куртизанка.
Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен.
Лаура, Эротиа (Плавта), Екатерина (Шоу), Королева (Гамлет), Бьянка («Отелло»), фрокен Диана (задуманная Ибсеном), Акротелевтия, Куикли.
Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.

Матрона.
Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой.
Хлестова, Екатерина II («Капитанская дочка»), Огудалова («Бесприданица»), боярыни, некоторые Королевы, Волюмния.
Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.

Опекунша.
Рост, фигура и характер голоса безразличны.
Мурзавецкая, Фрау Хергентхейм (Зудермана), Кормилица (Федра), Мать Балладины, Игуменьи, Мать Дмитрия Царевича, Волохова (Царь Федор).
Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне ее воли.

Подруга/наперсница.
Общих требований нет.
Эмилия, Служанки, Приятельницы, не ведущие самостоятельной интриги.
Поддержка и побуждения того лица драмы, с которым она связана, объяснять свои поступки.

Сводня/сваха.
Общих требований нет.
Все сводни, свахи, кроме клоунесс.
Моралистическая защита аморальных поступков.

Блюстительница порядка.
Общих требований нет.
Миссис Пирс (Шоу) и большинство экономок, теток, старых дев, тещ (предпочтительнее эксцентрик).
Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.

Ученая/суфражистка.
Общих требований нет.
Предпочтительно давать эти роли эксцентрикам и проказницам.
Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.

Вестница.
Общих требований нет.
Передача событий, протекающих вне сцены.

Травести.
Общих требований нет.
Мальчики, пажи, Конрад (Жакерия), Фортунье (Мюссе), Керубино.

Содействующие.
Общих требований нет.
Гости, гуляющие, подруги и т. д.
Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.

Картинки с сайтов:
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/11014-pictures.php?picture=1101403
http://teatr-lib.ru/Library/Efros_ab/kam/

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Некоторые любопытные детали экзит-пола Ipsos с президентских выборов во Франции по социально-демографическим группам. Марин Ле Пен, набирающая сразу 20% (больше, чем ее отец когда-либо) больше набирает как раз среди мужчин. Национализм им больше ...
" Я беру курсы по биостатистике для advanced degrees и возраст людей, которые слушают этот курс колеблется от 25 до 55 примерно. Недавно, мы все стали свидетелями не самой симпатичной ситуации. Одна дама пришла на занятия со своим грудничковым ребенком. ...
Предшествующее общественное развитие с заметным преобладанием развития технологического породило товарное производство с денежным обращением и на определенном этапе золотовалютным стандартом этого обращения. Однако в течение последних ...
В кои-то годы засиделся у себя в Риге допоздна перед теликом по причине хоккейного матча Швеция-Россия. Понятное дело, что оба наши диктора, комментируя происходящее на льду, благочестиво болели за шведов. Когда те вели в счёте 3:1, интонации ...
Уже давно из всех вопросов жизни, вселенной и всего такого меня волновал только один - как делать по-настоящему хороший кофе. Впервые этот вопрос возник в доисторические девяностые, когда меня впервые занесло на Кипр. Там же были сформулированы два правила заказа кофе в греко-говорящем ок ...