ПРИЧИНЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ

топ 100 блогов ge_org — 26.12.2010 Я зарекся реагировать статьями на злободневные темы. Для анализа текущих событий вполне достаточен мой еженедельный видеоблог, в котором я рефлексирую на явления, кажущиеся мне наиболее интересными и значимыми.
Однако, события второй декады декабря 2010 г. требуют специального анализа и осмысления.
Нужда в таком анализе продиктована, прежде всего, тем, что межэтническое противостояние, вылившееся на улицы крупнейших российских городов, явление – далеко не локальное, но вполне продленное по времени. То есть, я думаю, что это – начало. Возможно, начало конца РФ в современных границах. А я – противник дробления.

Кроме того, данная тема – тема межэтнических конфликтов, всегда интересовала меня. В некоторой степени начало моей политической деятельности в 1988 г. также было мотивировано нагорно-карабахским конфликтом и вооруженной борьбой между азербайджанцами и армянами.
И уже тогда я понял одно: глупо и пошло считать, что причины конфликтов – экономические. Подобный подход – признак остаточного вульгарного материализма. Руководствоваться им – значит повторять те ошибки, которые уже неоднократно ставили страну на грань развала и лежали в основе распада СССР.
Реальные причины межэтнического противостояния – особенно агрессивного – сугубо духовные. Проще говоря, в основе таких конфликтов лежит несовместимость, а чаще – антагонизм культурных кодов. И здесь, нужно зафиксировать, что речь не о религиозной принадлежности противостоящих народов, хотя религии, безусловно, являются самым простым объяснением и внешней формой противостояния. Однако основная причина не только в России, но и во всем глобализирующемся мире – культурная несовместимость, выражаемая, чаще всего, в невозможности совместного бытования, особенно в условиях современных мегаполисов.
Сейчас не место детализировать, но, замечу, что традиционная культура и быт мигрантов противостоят не традициям автохтонов, а тому усредненному и унифицированному гламурному бытованию, с которым приезжие сталкиваются в крупных городах. Повторюсь, что подобный конфликт культур характерен для всех мегаполисов стран северного полушария.
Пытаясь понять причины нынешних межэтнические конфликтов в России, нужно иметь в виду эти соображения, так как это базис, имманентный возникновению крупных инородных и инокультурых общин.
В то же время, нынешние события вызваны вполне характерными именно для современной России обстоятельствами, на которых следует остановиться подробнее.
Я, разумеется, не оригинален, так как те или иные аспекты были неоднократно проанализированы отечественными аналитиками. Я только объединил их и расположил в той последовательности, которая представляется наиболее логичной.
Считаю, что есть три разряда причин, приведших к выступлениям националистов и последующим столкновениям: объективные, субъективные и те, которые можно охарактеризовать, как манипуляционные или даже провокационные.
Итак. Первостепенной я считаю отсутствие российской политической нации. В середине девяностых властные элиты и ответственная часть общества пытались нащупать национальную идею. Тогда экономические либералы считали данную затею бесплодной, а этно-националисты ругали, по их словам, «россиянские» проекты. В итоге элементы национальной идеи сложились почти стихийно, и я этого еще коснусь. Сейчас же обращаю внимание на очевидное: российской политической нации нет.
А что есть? Есть несколько непересекающихся культур, различных поведенческих стереотипов и бытовых установок в самом русском этно-социальном организме, есть рост агрессивного исламизма и мракобесного православия на фоне цезарепапистских трендов традиционных религиозных сообществ, есть сепаратизм, уже не только этнических окраин, но собственно русских регионов.
Зато нет осмысленной миграционной политики и не разработаны модели адаптации мигрантов. Нет методик гармонизации межэтнических отношений самих российских этносов. И главное – не сложилось понимания своей общности и самоидентификации, как российской гражданской нации. Хотя, в идеале – этим гордятся.
Всего этого нет по вине власти. Центр слишком много взял на себя (и себе), и это вызывает справедливый, но неадекватный стихийный протест. Россияне любой этничности не считают себя (и по факту не являются) гражданами, но инстинктивно не желают быть подданными олигархата, правящего в стране. Все понимают, что, так называемые, элиты и основная масса граждан – не в одной лодке.
Во-вторых, склонность россиян к насилию. Действительно, насилие стало неотъемлимой составной нашей жизни. Мы можем наблюдать насилие в семье, в бизнесе, в политических разборках. Не имея возможности и опыта действовать автономно, граждане и сообщества, доведенные до отчаяния, действуют просто. Как представители животного мира, то есть бьют друг друга. Это плохо и это – признак слабости. Сильный субъект коммуникации идет на компромиссы, так как уверен в себе, и лишь слабый склонен решать противоречия путем насилия.
В-третьих, я полагаю, что мы воочию наблюдаем непосредственный результат пропаганды «вставания с колен». Не имея реальных достижений ни в чем, не имея даже сколько-нибудь ясного плана развития, приемлемого для абсолютного большинства, но пользуясь удачной конъюнктурой международных цен на сероуглеродное сырье, путинская властная элита не нашла ничего лучшего для скрепы населения вокруг себя, как только негативную мобилизацию. Такой мобилизационный проект предполагает объединение не «за» что-то, а против кого-то. Причем, чем менее самодостаточен и амбициозен мобилизационный проект, тем более грандиозен гипотетический противник. Между прочим, Интернет проекты пропутинских молодежек хороши хотя бы тем, что в них наиболее четко, рельефно виден властный меседж. Бесконечные призывы непримиримой борьбы с «пиндостаном» – даже назвать Америку Америкой смелости не хватает – столь же бесполезны для нашей страны, сколь безопасны для США.
США далеко и это – сильная страна. У нас нет никакой возможности бороться с ними и победить их. Максимум, что может сделать самое безумное руководство России: громко хлопнуть дверью. Понятно, что суицидальные наклонности нехарактерны нашему меркантильному и гедонистскому правящему классу. Однако, в качестве меседжа для «пипла» антиамериканизм вполне подходит: возродить прежние фобии значительно проще и дешевле, чем сконструировать новые, не говоря уже о чем-то позитивном. Но тут есть одна небольшая загвоздка: американцев, как объект ненависти под рукой нет, но если бы и были, США защитят своего гражданина. Между тем, накопившуюся ненависть надобно куда-то девать. Как правило, маргинальные сообщества, коль скоро у них нет возможности отомстить своим мнимым или реальным обидчикам, ополчаются против тех, кто кажется им еще большим маргиналом. Характерно, что в 90-е, когда шла война в Чечне, индивидуального террора против инородцев и иностранцев практически не наблюдалось. Теперь же, когда официальная пропаганда не устает уверять нас в стабильности и порядке на Северном Кавказе, как результате мудрой политики «нацлидера», случаи индивидуального террора становятся обыденностью крупных русских городов. Тренд нарастал все «нулевые», и теперь стал массовым явлением. Поэтому полагаю: причина в ненависти, накопившейся в результате политики «вставания с колен», инспирированной Путиным и его политическим и политтехнологическим окружением.
В-четвертых, наметившийся разрыв путинского «общественного договора». В чем его суть? В том, что все прошедшее десятилетие власть подкармливало население крошками газо-нефтяного пирога, но ограничивало его независимую инициативу во всем: политике, экономике, социальной жизни, интеллектуальном поиске. Более того, властью были предложены противоречивые и лживые схемы осмысления отечественной истории, традиций и культуры, которые не только не способствовали развитию нации, общества и гражданина, но и всячески атомизировали и отупляли последнего. В итоге наиболее активные граждане и сообщества – особенно это касается молодежи – оторванные от корней и традиций и лишенные возможности объективного познания, самостийно сконструировали мировоззренческие, весьма сомнительные, надо заметить, мифы. Прежде эти мифы и пропагандирующие их сообщества были латентны и маргинальны. Теперь же, когда путинский «общественный договор» начинает размываться, они выходят из спячки и подполья, по существу становятся майн-стримом социальной активности. В конечном счете, они обернуться против самой властной элиты. Не случайно, когда года два назад в экспертной среде пошли разговоры о конце этого «общественного договора» так сильно возбудились (и возмутились) запутинцы и, в частности В. Сурков, как один из конструкторов нынешнего режима.
В-пятых, нельзя не отметить непрофессионализм и трусость наших правоохранителей. Когда им противостоит мирная группа, требующая соблюдения своих конституционных и легитимных прав – милиция и ОМОН безжалостны. Если же они сталкиваются с агрессивной толпой, не только жесткость, но и мужество покидает их. Можно только ужаснуться, подумав, что будет, если им придется противостоять вооруженным массам. В общем, наши правоохранители – молодцы среди овец, а среди молодцов – овцы.
В-шестых, бесправие граждан и злоупотребления власти. С чего формально начался нынешний виток противостояния? С того, что милиция выпустила из-под стражи убийцу футбольного фаната. Я не исключаю, что Черкесов – такова фамилия убийцы – действовал в целях самозащиты. Но нам известно, что подобные лояльность и либерализм нехарактерны для наших правоохранителей. Наоборот, типичны ситуации, когда и правоохранительные органы, и суды действовали, мягко говоря, не вполне адекватно, особенно, если социально-экономический статус жертв и убийц резко отличался в пользу последних.
Пока дело касается соплеменников – глухой протест остается в сфере социальных отношений, когда же обидчик является представителем иного народа, противостояние выходит на этнический уровень, и накопившаяся злость на многие несправедливости выплескивается на улицу, принимая столь драматические и опасные формы.
В-седьмых, я обозначил бы политическую несвободу. В «нулевые» запутинцы уничтожали все сколько-нибудь независимые политические партии. Задумайтесь, если даже сейчас власть допустит самые честные и справедливые выборы, политический состав представительных органов почти не изменится, так как реальная оппозиция не может организовать политические партии – таков Федеральный закон «О политических партиях в РФ» и также она не имеет достаточного временного лага для пропаганды своих идей. Отсюда: нет партий, которые отстаивали бы этнические интересы русского большинства в рамках публичной цивилизованной политической дискуссии. Нет даже националистических этнических партий, как русских, так и иных народов России. Партий нет, но запрос есть. Наряду с мифологизированными мировоззренческими и идеологическими конструкциями, укореняющимися в сознании молчаливого большинства каждого этноса, активное меньшинство объединяется для стихийного протеста. В нем нет логики и рационального начала. Он – сгусток эмоций. По мне, так пусть лучше в Государственной Думе будет фракция исламских демократов, чем ваххабиты с поясами шахидов в метро, лучше «Славянский союз» в законодательных органах, чем скинхеды, кидающие «зиги» у могилы Неизвестного солдата. По крайней мере, это будет дискуссия, а не война.
В-восьмых, молодежная политика властей. Некоторые аналитики обращают внимание на очевидные связи ведомства В. Якименко с руководством футбольных и иных фанатских группировок. Да и последняя встреча «нацлидера» с фанатами, так же, как и присутствие на Манежной 11.12 Хирурга – главаря байкерского клуба «Ночные волки», к коим В.В. Путин перед летними пожарами приехал на трехколесном «Харлее», о многом свидетельствует. Но я даже не буду углубляться в эти дефиниции.
Важнее, на мой взгляд, другое: Сурков и Якименко – имитаторы и в то же время – духовные растлители подрастающего поколения россиян. Я понимаю их страх перед «оранжевыми революциями», их стремление «задействовать» молодежь, но делался это крайне грубо и, я бы сказал, халтурно.
Посудите сами: во-первых, задействованным оказался крайне ограниченный контингент, в чем сознаются функционеры и комиссары «Наших», МГЕРа и т.п. Ориентированы эти пропутинские активисты исключительно на карьерный рост и материальную выгоду. Главное, против реальных беспорядков пропутинские молодежки оказались бесполезны. Более того, не исключаю участие тех же молодых людей и в селигерских посиделках, и в стоянии на Манежной.
Между тем, российская молодежь действительно нуждается в позитивной занятости. Не думаю, что члены корпуса российских разведчиков (бойскаутов), буде задействован этот проект, стоили бы бюджету больше, были бы менее патриотичны и позволили бы себе противоправные действия. Тут еще нужно понимать специфическую психологию подростков и молодых людей, нужно позаботиться об их частичной занятости, приветствовать учебу и профессиональный рост, наконец, ослабить экономическое давление на их родителей. Иными словами нужно быть профессионалами и политиками, а не имитаторами и политтехнологами.
В-девятых, неравенство регионов. Уточню: все регионы бесправны, но политика центра такова, что даже в своем бесправии они неравны. Особенно это касается экономических субсидий и дотаций. Получается, что российские субъекты Северного Кавказа получают больше денег и фактически имеют большие возможности, чем регионы, где большинство – этнические русские. Эту негативную тенденцию можно преодолеть, задействовав механизм децентрализации и субсидиарности, т.е. действуя строго в соответствии с российской Конституцией. Однако подобный ход мыслей не присущ властной «вертикали».
В-десятых, дополняющее это неравенство право запутинцев – экономических и политических – быть выше иных граждан. Очевидно, что если в войне с сепаратистами центральная власть опирается на одну из банд с целью подавление других бандитов, это – не замирение, а подкуп. Но подкуп не только финансовый. Это еще и политический ресурс, делегированный центральной властью своим вассалам. Поскольку он нелегитимный, то вызывает справедливый протест и, в то же время, мультиплицируется иными региональными элитами. Наиболее очевидна эта метода – власть взамен лояльности – в Чечне, но вспомним бизнес Урала Рахимова и Елены Батуриной. Вспомним, что и в данном случае, Черкесова «вытащили» из милиции люди, приехавшие на машинах с номерами представительства К-БР, что не могло быть сделано без ведома президента республики А. Канокова.
Наконец, в самом начале я упомянул о тех контурах национальной идеи, которые сложились в путинские «нулевые». Сложились, по большей части, стихийно, что совсем не значит, что власть не подхватила их.
Первое здесь – победа во Второй Мировой войне. На фоне пустоты «нулевых» победа шестидесятипятилетней давности – единственный, с точки зрения властей, объединяющий фактор. Несомненно, эта победа – событие великое в своем значении, но это – событие прошлого. Общество не может двигаться вперед, если, образно говоря, его голова повернута назад. Более того, циничный и нарочитый официоз рождает отторжение. Отсюда и «зиги».
Второй объединяющий фактор – спорт. Причем, поскольку наши достижения на международных соревнованиях весьма скромны, власть стремиться организовать побольше чемпионатов и олимпиад на территории России. Помимо прочего – прекрасная возможность почти открытого распила бюджета.
Не люблю А. Проханова, но замечу, что согласен с его отрицательной характеристикой псевдо-патриатизма, когда человек с пивным пузом исступленно скандирует «Россия», наблюдая по телевизору в баре или дома международные матчи. Опять же, подобные эмоции требуют выхода. Вот они и выходят на Манежную в Москве и Пионерскую в Санкт-Петербурге.
Все это – провоцирует и развращает публику. Молодежь протестует, а, поскольку ей неизвестны конструктивные формы отстаивания своих прав, этот протест приобретает погромный характер.
Повторю, в конечном счете, этот протест оберется против существующей власти. Не нужно обольщаться, никакие заигрывания с этно-нацианалистами не сделают власть для них «своей». Однако, данная ситуация позволяет наиболее упертой, жадной и тупой части властной элиты начать новый виток «закручивания гаек» и репрессий, как против националистов, так и против всей оппозиции, то есть против всего живого, что еще осталось на российском политическом поле.
В конце концов, победа любых организованных публичных и легитимных форм оппозиции неминуемо ведет часть элиты к судебным процессам. Если же в России начнется межэтническая гражданская война и затем очевидный развал, то наши олигархи «с глубоким чувством выполненного долга» уедут к свом деткам и зеленым «бабкам», а нынешний властный менеджмент отечественного олигархата с чистой душой назовет себя «российским демократическим правительство в изгнании».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Только не надо вспоминать штабс-капитана Овечкина, нам тут не до шуток, потому что в этом году  реальное нашествие птиц. Никогда не было такого, чтобы птенцы один за другим, чтобы в таком количестве и разнообразии. Ну, конечно, никогда на моем дачном веку. Вокруг, правда, тоже все ...
Кто ещё не поел сегодня яблок обязательно это сделайте. Все яблоки 19 августа становятся волшебными, откусите кусочек и загадайте желание, оно обязательно исполнится! Яблочный Спас это первые осенины, провожаем лето и по этому поводу вроде как положено грустить, а мне радостно, что уходит ...
Здравствуйте, Яна! Периодически слежу за Вашим блогом, и то, что в нем нахожу для себя, мне близко. Поэтому позволю себе просить Вас совета. Мне 29 лет, супруг на год старше. Сейчас нахожусь на 7-м месяце беременности. Когда мне было 17 лет, по интернету познакомилась со своим ...
моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее ...
Не успел я вчера написать, что после успешной атаки на Севастополь стоит сразу же ждать продолжения, как новая атака не заставила себя долго ждать. Хохол у Евпатории уничтожил комплекс С400. Причина проста. Все ПВО уже разведано с помощью средств разведки стран НАТО и давно вскрыто. ...