Причины авиакатастрофы под Смоленском
v_kepke — 12.04.2010Причины крушения борта N1 с Президентом Польши на борту очевидны и были высказаны в большинстве СМИ в первые часы после трагедии. Аэродром Смоленска был покрыт плотным туманом. Польский пилот Аркадиус Протасюк продолжил снижение ниже высоты принятия решения, несмотря на прямые указания руководителя полетов уйти на запасной аэродром в Москву или в Минск. Через несколько минут Борт N1 столкнулся с землей в условиях ограниченной видимости. Премьер Министр РФ Владимир путин возглавил комиссию по расследованию летного происшествия.
Тем не менее, остались некоторые вопросы, которые могут внести нюансы в причины катастрофы.
Военный аэродром Смоленск-Северный не имеет международных карт захода на посадку, опубликованных в перечне Jeppesen. Какие карты использовал пилот для захода на посадку и какой посадочный минимум был указан в этих картах?
Полоса Смоленская не
оборудована современными системами захода на посадку
ILS
(курсо-глиссадная система) и, на крайний случай,
временным
VOR маяком.
Как планировали принять президентский борт на аэродроме, не имеющем
современных радиотехнических средств захода?
Единственным наземным средством захода была система РСБН
(радиотехническая система ближней навигации), которая предполагает,
что руководитель полетов сообщает удаление, а пилот в ответ
сообщает свою высоту. Руководитель полетов руководил посадкой
по-русски, а ему отвечали (на летном жаргоне, «давали квитанцию»)
на русско-английском диалекте. Как сообщил Павел Плюснин, который
руководил заходом на посадку с земли, пилот не мог зайти по системе
РСБН, потому что не понимал указания РП.
Аэродром Смоленск Северный
находится недалеко от границы с Белоруссией. Известно, что именно
на границе России и Белоруссии самолеты переходят из футовой
системы измерения в метрическую. В Европе высотомер, после
посадки, на взлетной полосе показывает возвышение самолета
над уровнем моря (система QNH), а в России высотомер показывает 0
(система QFE). Каким образом было сообщено давление аэродрома
пилотам, для которых «цифры – это довольно тяжело»?
Какую информацию о метеоусловиях на
аэродроме посадки имел пилот? Аэродром Смоленская не имеет
ATIS на английском языке, не имеет
системы оповещение по METAR и TAF. Единственной информацией,
которой обладали летчики, была та, которую они получили в эфире на
русском языке от руководителя полетов (РП), не владеющего
английским.
Наконец, пилоты знали, что за несколько
часов до них на аэродром благополучно приземлился другой польский
самолет Як-40: часть делегации уже ожидала польского президента на
церемониях памяти жертвам Катыни, назначенной через 30 минут после
предполагаемой посадки. Был ли у них выбор возвращаться в
Минск, тогда как известно, что отношения между Качиньским и
Лукашенко не самые теплые («"Белоруссия - это остров в
расширяющемся море демократии и свободы. Иногда острова очень
нужны, но этот остров совсем не нужный. Чем быстрее исчезнет, тем
лучше для нас всех". Цитата Л. Качинский).
Так почему
же:
- Борт N1 был направлен в аэродром, который не был оснащен для его приема?
- Почему полоса не была оборудована ILS или хотя бы временным VOR маяком?
- Почему из Москвы не прислали руководителя полетов, владеющего английским языком?
- Почему Руководитель Полетов военного аэродрома, который имел полное право запретить посадку по нормам, применяемым для аэродромов Государственной авиации, не запретил посадку Борта N1 в этих условиях?