Прелесть духовная
sacral_doctrines — 26.10.2014Прелесть духовная – состояние ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость.
Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.
Прелесть – обязательный результат последования ложному духовному учению или даже частичного принятия его.
Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.
Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).
Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника, одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.
Святитель Игнатий
Брянчанинов определял состояние прелести следующим образом:
«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть
есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное
падением праотцов наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть
величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть –
признавать себя свободным от прелести».
благодатью. Так
что, по мнению святителя Феофана Затворника, значение прелести не
нужно чрезмерно и преувеличивать: «Прелести нечего бояться. Она
случается с возгордившимися... кои начинают думать, что как зашла
теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут
только начало, и то, может быть, не прочное. Ибо и теплота, и
умирение сердца бывают и естественные, – плод сосредоточения
внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока
естественное заменено будет благодатным».
Преподобный Григорий Синаит: Надо знать, что прелесть
имеет три главные причины – гордость, зависть бесов и наказательное
попущение. Причины же гордости – суетное легкомыслие (или
тщеславие), зависти бесов – преуспеяние, наказательного попущения –
греховная жизнь. Прелесть от зависти бесов и гордого самомнения
скоро получает исцеление, особенно после смирения. Но прелесть
наказательную – предание сатане за грех – часто Бог попускает своим
оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения,
предаются на мучительство бесов. Надо знать, что и через
прельщенных дух гордого самомнения иногда дает
предсказания.
Крайней
степенью прелестного мнения является .
Противоположное прелести правильное
духовное устроение называется
|
</> |