Праздник Вознесения Господня
Рапсодия — 02.06.2011
Вознесение Господне Вот весну торопит лето, В зелень яркую одето. Истекает срок весенний В день Господня Вознесенья. Был Спаситель сорок дней Вместе с Церковью Своей. Час настал: вознесся Он Над горою Елеон. (Светлана Высоцкая) Название праздника отражает суть события - это Вознесение на небо Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник отмечается всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели. Число "40" - не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества. Паоло Веронезе (Вознесение Христа) Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в 1 главе книги Деяний Святых Апостолов. После воскресения Иисус еще в продолжение сорока дней являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием. Наконец Он, собрав их, сказал им: "Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли... Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им . Возложат руки на больных, и они будут здоровы". После этой беседы с учениками Иисус Христос поднялся у них на глазах на небо, и облако скрыло Его от их взоров. И когда они смотрели на небо во время Его вознесения, вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали им: "Мужи Галилейские ! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой". И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Праздник Вознесения – это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо – это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам Христос. Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл. 18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста (+407) и блаженного Августина (+430). Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по Преданию, также усвояет ему апостольское установление . Каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскином (+776) и преподобным Иосифом Песнописцем (+883). Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу (V в.). Как чудно пребывать с Тобой в общенье, Мой Царь и Бог, Отец мой и Творец! Все нужды приносить Тебе в моленье, Ты видишь искренность молящихся сердец. С Тобой все просто и всегда надежно, Мой Искупитель, мой Господь, Иисус. Во всем довериться Тебе, как Другу можно, С Тобою ничего я не боюсь. В моем пути Ты мне всегда опора, Краеугольный камень, Ты скала моя. Я знаю: будет встреча; очень скоро Тебя на облаках увижу я. Но, а пока мой путь земной не пройден, В тебе, Господь, хочу всегда пребыть, Чтобы средь ночи, утром или в полдень Тебя за суетою не забыть. Дай жажду Слова мне, благой Учитель, Дай мудрости, любви и чистоты. Стремленья дай в небесную обитель, Где всех спасенных ожидаешь Ты. Как чудно пребывать с Тобой в общенье, Мой Царь и Бог, Отец мой и творец! Прими из наших уст благодаренье Хвалу восторженных и искренних сердец Народные обычаи и приметы на Вознесение На сороковой день после Пасхи церковь праздновала «вознесение» Христа на небо. В народном календаре и этот праздник наполнялся аграрным смыслом. Вознесение понималось совершенно конкретно, как «рост», «подъем», «восхождение». По народному календарю. Восхождение Спасителя на небо крестьянам хотелось отметить с помощью какого-нибудь вещественного обрядового знака, подобного пасхальным куличам, сыру и яйцам и т.п. В этот день в облаках на востоке появляется фигура ягненка. (Старинное девонширское поверье). Если яйцо, снесенное в день Вознесения, подвесить под кровлей, оно предохранит твой дом от всякого вреда (В начале XYI в. было распространено по всей Британии). Обильный дождь на Вознесение предвещает неурожай и болезни, в особенности у скота. Если этому знамению суждено сбыться, то после Вознесения установится хорошая погода и будет держаться до дня Св. Михаила. (Повсеместно). На праздник Вознесения пекли пироги с зеленым луком, а главное - хлебные «лесенки» (в Ярославской губернии). Такие лесенки делали обязательно с семью перекладинами, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящали в церкви, относили на колокольню и бросали вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годился. Позже гадание упростили до того, что лесенки бросали прямо на пол, около печи, в которой их пекли. Но обычно после обеда мужики, бабы и девки шли в поле. Там всякий у своей нивы, помолясь на все четыре стороны, бросал лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла так же высоко». После этого лесенки съедали. В Вологодской губернии вместе с «лесенками» пекли еще особое печенье - сочни с овсяной крупой, называемые христовыми окутками (так именовали крестьянскую обувь). В ярославских селениях «молодежь выносила и ставила украшенные березки на межах полей, где они стояли до конца жатвы. Около них веселились, кидали вареные яйца, катались и говорили: «Уродись, рожь, чиста и высока!» Девушки и девочки-подростки Калужской губернии гурьбой отправлялись в поле со съестными припасами и там во ржи готовили себе яичницу, когда ее ели, бросали вверх ложки, приговаривая : «Как высоко ложка летает, так бы высоко рожь была». В Ярославской губернии девушки с готовой яичницей, завязанной в платок, обходили все деревенские поля (парни ни в коем случае не допускались). Когда съедали обетное кушанье, девушки начинали кататься по траве и приговаривать: «Расти, трава, к лесу, а рожь - к овину». Под Москвой молодежь с яйцами и блинами отправлялась в поле; каждый отыскивал свою полосу, подбрасывал яйцо три раза, потом разбивал его, откусывал от яйца и от блина по куску, а остальное зарывал в полосу, при этом говоря: «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски». Обряды с кукушкой. К Вознесению приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой. Как правило, накануне Вознесения начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорили:«Кукушка подавилась житным колоском»; «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется». На Вознесение совершался обряд «крещения и похорон кукушки», который продолжался от одного до трех дней. Это был сугубо девичий обряд, никто из посторонних не должен был знать места «крещения» и захоронения кукушки. Делали кукушку из пучка травы кукушкины слезы, придавая ей человекообразный вид, иногда для этой цели брали просто ветку, букет, венок, иной раз шили тряпичную куклу. Кукушка-кукла из тряпок или из травы наряжалась в девичий наряд (сарафан, рубаха, платок), украшалась лентами, цветными лоскутками, бусами. «Крещение» кукушки происходило под березой, куклу сажали на ветку или ставили под деревом, покрывали платком и три раза перекрещивали. Девушки целовались, менялись крестами, бурами, платками, затем ели яйца, а скорлупки развешивали на ветках деревьев и кустов. Так называемое кумление сопровождалось специальными «кумитными песнями». Хоронили кукушку или в тот же день после кумления, или на следующий день, а то и через день. Если кукушку из травы зарывали в землю, то делали это одна-две девушки в тайном месте; если же кукушку оставляли на дереве, то здесь же все участницы обряда устраивали общий пир, пели веселые песни, после чего расходились по домам. В народном календаре день Вознесения Господне был днем памяти умерших родителей и предков. Для того, чтобы умилостивить их, а также полевых духов, верующие пекли блины, варили яйца, жарили яичницу и ели все это дома и в поле, в перерывах между работой, так как праздник Вознесения совпадает с разгаром полевых работ. В память Вознесения Господня пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами (не более семи, так как считалось, что есть семь небес). Эти пироги приносились в церковь, и над ними совершали молебствия, после чего одна часть их отдавалась притчу, а другая – нищим. Эти пироги назывались лесенками, лестовками, лествицами. Вознесение Господня считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!» В церкви в Вознесение Господне на утрене проходит величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». Припев праздника: «Величай, душе моя , вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца». На литургии поется входной стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Существует в народе пословица в честь праздника Вознесения Господня: «Придет Вознесеньев день, - сбросит весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется». |
Очень приятно, что мои стихи живут и служат людям.
Но немного грустно, что читатели не указывают автора.
Нашла случайно здесь на вашем форруме мои стихи из сборника "Новая жизнь" (Христианская поэзия) с моей авторской странички портала Стихи.ру: https://www.stihi.ru/avtor/svetlanabogdan&book=1#1 .
Ранее (с 2007 года) я впервые обликовала их в Моём мире в своём блоге "Вера. Надежда. Любовь". Потом, уже создала авторскую страничку на Стихире.
Увы, очень много христианских форрумов обнаружила, где никто не указывает авторов стихов. Это печально. А потом друг у друга заимствуют, переписывают... А ведь автора можно легко найти в любом поисковивке по первым строка стихотворения...
Указывайте авторов, друзья! Стихи не должны бродить, как сироты, по свету...))
С уважением, Светлана Богдан
Свидетельство о публикации: https://www.stihi.ru/cgi-bin/login/cert.pl