Православная партия – быть или не быть

топ 100 блогов boris_yakemenko17.01.2012 Теги: Чаплин
Аще не господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии

Пc. 126. 1.


Как сообщает «Интерфакс» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал подумать о том, возможна ли в России «православная» партия. «Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь - для всех, а не для сторонников одной политической силы», - пишет Чаплин в коллективном блоге «Православная политика». «Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не запретит формировать "православную" или "христианскую" партию без формального упоминания об этом в названии - вспомним, что христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции - Партией справедливости и развития», - напоминает автор. По его словам, нет препятствий к созданию упомянутых партий и со стороны Церкви. В Основах ее социальной концепции сказано: «Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов». Как напомнил священник, в том же документе говорится, что упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются «к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам». http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=225537

По этому поводу началась дискуссия. Поддерживая ее, давайте задумаемся, а что такое вообще «христианская партия»? В мире существуют многочисленные христианские партии. Большинство из них протестантского толка, так же как и понятие «христианская партия» есть порождение именно протестантского сознания. Сильно упрощая, можно отметить, что протестантизм формально не знает понятия «Церкви», а значит и не признает никаких структур, обладающих монополией на Истину. Отсюда прямая дорога к «религиозной демократии», то есть свободному поиску Истины в столкновении мнений. В подтверждение этого можно подчеркнуть, что если католическая и православная социальные доктрины под идеальной формой правления государства понимают монархию, единодержавие, Протестантизм (с некоторыми оговорками) подчеркивает свою приверженность демократическим принципам.

Огромное значение общины в протестантизме (люди как всеобщее священство, чего нет в Православии и Католицизме), бесконечные дискуссии на протяжении столетий привели к тому, что Протестантские представления о справедливом государстве, в котором уважаются права человека, свобода и независимость легли в основу политических систем очень многих государств – от Германии до США. Поэтому Протестантская социальная доктрина предписывает в качестве основной функции государства: «…охранять права граждан, независимо от их взглядов на жизнь и отношения к религии». С точки зрения протестантской Церкви, государство вторично по отношению к обществу. Именно поэтому, в отличие от Православия, где ценность человеческой личности базируется на сотериологическом фундаменте, Протестантизм настаивает на том, что ценность личности определяется также социальной и детерминистской составляющей.

Таким образом, необходимо понимать, что создание христианской партии есть попытка перенесения на российскую почву весьма специфического западного явления, не имеющего в России точек опоры ни в политической традиции, ни в конфессиональном, ни в ментальном смысле. Не говоря уже о том, что уже сейчас ясно, что Церковь не станет официально поддерживать такую партию. Иными словами, благословения на политическую деятельность такой партии получить не удастся. Что автоматически сделает эту партию в глазах миллионов православных (даже при формальном одобрении Церкви) полусамочинным сборищем. Это, в свою очередь, породит закономерный вопрос о необходимости отдельной православной партии – ведь во всех партиях есть православные и воцерковленные и что мешает им возвышать голос против социального и политического неустройства с трибуны своей партии?

Еще одна немаловажная деталь – это специфические порядки, обычаи и обряды, характерные для политической жизни России и, мягко говоря, страшно далекие от православного благочестия. Переорать на публичной политической трибуне Жириновского сможет только какой-нибудь зулус с перьями в голове, рыбьей костью в носу и увесистой дубиной в руке или увенчанный дуршлагом представитель Церкви Летающего Чудища из Спагетти, который и не такое видал. Любому уважающему себя православному останется лишь укрощать буйство Жириновского молчанием, вызванным благочестивым погружением в молитву, как делал отец Григория Паламы, не замечавший в своей молитве даже императора Андроника II. Кстати, хороший пример Интернет… Кто определяет темы, социальную и политическую повестку в Интернете (Рунете), кто спорит и дискутирует? Кто угодно, но только не христиане (конфессиональная принадлежность в данном случае значения не имеет). И дело отнюдь не в инертности (хотя и в ней тоже), но прежде всего в том, что любой уважающий себя православный христианин не опустится до тех форм, методов и фольклорных слов, которыми пользуются в этих, с позволения сказать, «спорах» маргинальные дружки Навального и их вождь. Как быть?

Кроме того, депутаты партий, находящихся в Думе, это всегда столкновение политических и, зачастую, финансовых интересов самых разных людей. Любая партия это огромные средства, вложенные в развитие, раскрутку, поддержку. Поскольку Церковь не станет вкладывать эти деньги по определению, значит, это будет делать кто-то другой. То есть у этого «другого» появится неизбежное искушение использовать партию или отдельных депутатов хотя бы отчасти в личных интересах. Как выйти из этого положения? Монахов в нее не изберешь…

Нельзя не сказать и о том, что любые расколы, дрязги, ссоры в такой партии сразу будут восприняты обществом совершенно однозначно: «ну вот, и тут то же самое…», что неизбежно отразится на общем отношении к Церкви и православным. Удастся ли избежать этих дрязг и ссор? Как показывает небольшой опыт, уже имевшийся в России в 1990-е годы, не удастся. Что делать?

Очень важный момент: как донести такой партии свою позицию до общества? Через СМИ, ибо с амвона знакомить прихожан с последними новостями из жизни партий, пусть даже и православных, к счастью не принято. Как известно, все влиятельные политические силы в сегодняшней России в разной степени распределены по СМИ. Все знают о том, что про «Единую Россию» с пиететом говорят на Первом канале, а болотными хомяками восторгается «Коммерсант», а не наоборот. К Церкви большинство СМИ относятся в лучшем случае сдержанно, в худшем они не упускают случая потешить нетребовательную публику каким-нибудь реальным или вымышленным скандальчиком в церковной ограде. Кто будет доносить позицию христианской партии до широких масс? «Фома»? «ЖМП»? «Московские епархиальные ведомости»? «Нескучный сад»? Для этого широкие массы должны их уже сегодня регулярно читать, в чем есть некоторое сомнение.

Все сказанное выше не отменяет необходимости ставить вопрос о концепции христианской партии, о ее стратегии, тактике и, наконец, о создании. Но на возникающие вопросы нужно искать ответы. Сегодня остро ощущается отсутствие мнения Церкви, людей Церкви в ключевых событиях политической и общественной жизни. Уже приходилось писать о том, что на Манежной все могло бы быть иначе, выйди туда духовенство или хотя бы несколько десятков православных с крестами и иконами. Радует, что оценку болотно-сахарным сборищам дали и святейший Патриарх и схиархимандрит Илий и отец Дмитрий Смирнов и отец Всеволод Чаплин, хорошо, что на некоторых московских храмах появились объявления, не благословляющие причисляться к лику пингвинов и хомяков на мероприятиях оппозиции. Поэтому если сейчас начнется процесс строительства малых партий, объединяющих людей вокруг самых разных лидеров и идей, то Церковь должна использовать эту возможность. И, вполне возможно, в результате долгой и сложной работы возникнет политическая христианская партия, которая станет образцом сочетания христианских нравственных принципов и современных передовых методов политической борьбы за свои права и возможности. Хотелось бы, чтобы это получилось.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Посты по теме:
О. Чаплин отметил, что созданию православной партии должно поспособствовать оживление общества, наставшее в последнее время. В декабре состоялись самые массовые митинги России со времен августа ...
17 января 2011 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось заседание дискуссионного «круглого стола» на тему «Националистическая опасность в России – итоги 2011 года. Тенденции ...
Представитель РПЦ посоветовал живущему в Лондоне предпринимателю Борису Березовскому задуматься над политическими процессами в Великобритании. Таким образом …
О. Всеволод Чаплин посоветовал Борису Березовскому заняться политикой в Великобритании . Таким образом он отреагировал на открытое письмо сутяги-миллиардера…
Прот. Всеволод Чаплин выступил против разделения России по национальному признаку Православная лента новостей.
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества о статье премьера в газете «Известия»... «Радует, что премьер-министр предложил свои …
Афиша Чаплин-клуба с 16 по 22 января 2012 года. Тел.: (812) 272-66-49, (812) 272-67-39 http://vkontakte.ru/club181543.
Архив записей в блогах:
Как все-таки прекрасна эта пора, когда золотая осень просто вливается в тебя через все органы чувств! Понимаешь, насколько быстро все проходит и впечатление от этой ускользающе-манящей красоты ещё больше усиливается. Счастливец тот, кто ...
Его книга "Алиса", интерпретация "Приключений Алисы в Стране чудес" Льюиса Кэрролла, вызывает сильные споры. Это сказано о Саватари ( 沢渡 朔 , Саватари Хадзиме, 1940 г.р.) - японском фотографе. Он известен. Саватари получил степень в Колледже искусств Университета Нихон ...
В этом году самому долгоиграющему автомобилю марки УАЗ исполняется не много, немало 65 лет. Его знают все, кто жил и живет на территории бывшего СССР. А многих и в других землях. Однако среди бесчисленного множества модификаций — более или менее известных, были и поистине экзотические ...
Очень вкусная тема. Только снимай и снимай! ;) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. ...
Женский организм - дело хрупкое, поддерживать его в более-менее приличном состоянии сложно, а без секса так и вообще невозможно. Для здоровья нужно, что поделать. Без сексуальной активности с дамами происходят страшные, совершенно кошмарные метаморфозы. Я слышала совершенно потрясающие до ...
  • DariaGerman : Как можно ребенка, родившегося с фамилией Чаплин, называть Всеволодом? Они что, кино не смотрят???

  • Veronika_Kush : "внимательно послушай этого господина и сделай ровно наоборот", — заявил Чаплин.

  • VeraSilnaya : RT @jvzambao: "Я верю в смех и слезы как антидоты против ненависти и террора." Чарли Чаплин

  • karkademusic : @vovka307 А Чаплин? А Нильсен? А вообще, Джим - отличный драматический актер. Просто режиссеры ему все время дают комедийные. ;)

  • irinachernaya : Протоиерей Всеволод Чаплин против разделения России по национальному признаку

  • serzhit : Прот. Всеволод Чаплин выступил на круглом столе по проблемам межнациональных отношений http://t.co/UYtZtGLT

  • pravdoiskanie : Артист православного театра Чаплин сказал - это http://t.co/mHxPRI1M

  • IgorAgafonov : Протоиерей Всеволод Чаплин оказался против православной партии и за Чурова. http://t.co/ggOStAM0

  • bzfrmt_ivan : Протоиерей Всеволод Чаплин против разделения России по национальному признаку - ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ http://t.co/JAovKcQ7

  • jvzambao : "Я верю в смех и слезы как антидоты против ненависти и террора." Чарли Чаплин

  • kanischev : Протоиерей Всеволод Чаплин о митингах, православной партии, сетевых крысах и волшебниках : Православие и мир http://t.co/DQRHHM5z

  • vozglas : Прот. Всеволод Чаплин выступил против разделения России по национальному признаку : Православие и мир http://t.co/6SxeFhUl

  • no2nazism : Протоиерей Всеволод Чаплин выступил на круглом столе "Мира без нацизма" по проблемам межнациональных отношений http://t.co/I8NMQN28

  • kelmberg : RT @Pravmir: Прот. Всеволод Чаплин выступил против разделения России по национальному признаку http://t.co/ZlGufMLL

  • TanyaVK08 : "Твоё обнажённое тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнажённую душу" (Ч. Чаплин)

  • vurfild : Владимир Чуров — глубоко верующий человек, — прот. Всеволод Чаплин : Православие и мир http://t.co/3Wv5SEMM с помощью @pravmir