Правда и неправда фильма "Все умрут, а я останусь"
vkalitva — 18.01.2010
Дискуссия
вокруг сериала «Школа» такова, что ясно: сериал попал в какую-то
важную и больную точку нашего общества.
Стороны разделились: «за» и «против».
Рискну и я высказать своё мнение. Не столько по поводу «Школы» (поскольку сериал только начался), сколько – по поводу фильма «Все умрут, а я останусь». Мне кажется, «Школа» и предыдущий фильм Гай-Германики – близнецы-братья. Во всяком случае – пока. Что будет за 60 серий – не знает никто. Возможно, и сами авторы.
В какую больную точку попали авторы фильма?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала ответим на другой: что такое школа (помимо её образовательной функции)?
Школа – это полуоткрытый (или полузакрытый) мир, куда попадает ребёнок. Полу – потому что мы отдаём туда своего ребёнка, но проконтролировать на сто процентов, что там с ним происходит, - мы не в состоянии. Мы можем только надеяться, что с ним будет всё хорошо, что его там всему научат и что его там не искалечат, физически и нравственно.
Школа – это прокрустово ложе, в котором наши такие разные дети проходят неумолимую, вне зависимости от желания родителей и самих детей подгонку под общий образец.
Школа – это ад и одновременно рай подростковой жизни.
Ад – потому что именно в школе ребёнок по-настоящему сталкивается с безжалостным миром, в котором правила устанавливают не только и не столько взрослые, учителя, сколько – дикий обычай улицы, закон джунглей, право силы.
Рай – потому что именно в школе ребёнок впервые познаёт весь главный вкус жизни: любовь, дружбу, успех, предательство, радость познания и т.д.
Соединение ада и рая в школе – естественно, как общность добра и зла в жизни.
Уменьшить долю «ада» в школе можно, приблизив её к домашнему, семейному образованию. В Царскосельском лицее пушкинского периода на долю одного воспитанника приходился, кажется, чуть ли не один взрослый…
Сколько учеников приходится на одного работника школы в России? Десять, двадцать?
Так вот, советские фильмы о школе большей частью посвящены «райской» стороне внутренней жизни школы. «Адская» сторона стыдливо замалчивалась, но все мы (особенно мужчины) знаем, что её доля была очень велика.
Правда и сила фильма «Всё умрут, а я останусь» заключается в том, что авторам удалось показать эту атмосферу безжалостного «адского» мира, в самой сердцевине которого годами живёт школьник.
Фильм прошёл относительно незаметно, но как только этот же материал ( в сериале) пошёл на Первом канале в прайм-тайм – о нем заговорила вся страна.
Что помогает подростку противостоять жестокому внутреннему миру школы? Что помогает ему выжить?
Конечно, его тыл, его семья. Шире – та часть мира взрослых, которая обращена к детям.
Самая плохая семья – это всё-таки тыл, куда маленький затравленный зверёныш может отползти и забиться в своей норе. Даже если подросток на самом последнем счету в мире школы, у него есть место, где его по-своему любят и ждут – хотя бы через день. Пусть сегодня отец пьян и дерётся, а завтра мать разозлилась из-за двоек или разорванных штанов, - будет послезавтра, когда отец трезв, родители добрые, они шутят и общаются с ним на равных. У каждого подростка есть такой кусочек жизни, когда ему было хорошо, когда он был счастлив, - и этого он никогда не забудет, в нём будет жить вера в то, что всё ещё будет хорошо.
Кроме того, в каждой школе есть взрослые люди, которых подростки не боятся, уважают, а иногда даже любят. Иногда любят больше, чем собственных родителей. Это может быть какая-нибудь учительница истории, которая никогда не унижает детей, умеет с ними разговаривать и всегда прощает им подростковую дурь. Или простой мужик-завхоз, к которому всегда можно прийти, посидеть – как-то отогреться душой…
Неправда (и коренная слабость) фильма «Все умрут, а я останусь» заключается в том, что в нём мир взрослых показан как часть подросткового ада. В фильме мир взрослых абсолютно враждебен миру подростков. Фразу «Хорошо бы, если бы все взрослые умерли», - произносит Жанна, матери которой авторы фильма дали хоть какие-то признаки человечности.
Остальные взрослые – плоские невыразительные персонажи, крайне непривлекательные внешне.
Всё это – не соответствует реалиям жизни, это – искажение фундаментальной картины мира, произвольное нарушение баланса добра и зла. И ощущение безнадёжности после окончания фильма - возникает по этой причине.
Добро в мир подростков может прийти от мира взрослых, сами подростки на это неспособны.
Да, взрослые виноваты перед своими детьми хотя бы за то, что они бросают детей в ад школы, но защитить, уберечь от этого ада могут только взрослые. На этом стоит наш большой мир.
Да, подростки воюют с миром взрослых, бунтуют против него, но они не могут от него оторваться, потому что он – этот взрослый мир – всегда рядом, за плечом, за спиной.
Мир взрослых – это не рай подросткового мира, но и не ад. Он – тыл. Без этого взрослого мира-тыла сиротливый подростковый мир – тюрьма, лагерь, безнадёжность.
Возникает вопрос: понимают ли эту свою ошибку авторы фильма?
Первые серии «Школы» не дают однозначного ответа.
Посмотрим.