Пояса затягиваем уже вокруг шеи
stainlesstlrat — 20.11.2016Госдума рассматривает самый жесткий бюджет за последние годы — виной тому санкции и низкие цен на нефть.
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел в пятницу первое чтение в Госдуме. Его удалось принять исключительно голосами «Единой России», остальные думские фракции по давней традиции проголосовали против главного финансового документа страны. На этот раз бюджет сверстали на три года, а не на один, как в прошлый раз. Но это не значит, что дела пошли в гору. «Бюджет жесткий и отвечает новым экономическим реалиям», — сказал, представляя документ в Госдуме, глава Минфина Антон Силуанов.
Он отметил, что документ можно считать «прогнозируемым», «надежным» и даже «содействующим росту», так как налоги повышаться пока не будут, а инфляция, как обещают в правительстве, снизится до 4% уже к концу 2017 года.
«Мы принимаем бюджет в сложных условиях: это и низкие цены на наши энергоресурсы, это и санкции. Мы думали, что в этих условиях нашу страну разорвет — экономика будет постоянно падать, безработица, инфляция, высокие процентные ставки, никакого доверия к рублю. Но ничего этого не произошло», — фактически ответил Силуанов президенту США Бараку Обаме, который ранее заявлял, что Америке удалось «разорвать в клочья» экономику России.
Тем не менее, судя по основным параметрам нового бюджета, российская экономика хоть и держится на ногах, в любой момент может рухнуть на колени. Прежде всего, он сверстан исходя из консервативной оценки цены на нефть в 2017 году в 40 долларов за баррель. С одной стороны, это хорошо, так как Минфину не придется посреди года урезать бюджетные расходы. С другой, цена на нефть может оказаться гораздо ниже. «Существуют риски краткосрочного падения цен — вплоть до 15−20 долларов за баррель», — предупредил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Россия по-прежнему зависит от экспорта энергоносителей, хотя доля нефтегазовых доходов госказны продолжит снижаться — с 37,4% в 2017 году до 36% в 2019 году. Прочие же доходы по отношению к валовому внутреннему продукту будут сохраняться практически на одном уровне (9,7% ВВП в 2017—2018 годах и 9,6% ВВП в 2019 году), следует из документа.
Другими словами, кроме нефти и газа, других серьезных источников для экономического роста в стране пока не наблюдается. Тем не менее, Минэкономразвития прогнозировало ранее рост ВВП в России в 2017 году на уровне 0,6%, в 2018 году — 1,7%, а в 2019 году — до 2,1%.
Это существенно ниже среднемировых темпов экономического роста, но и этот прогноз может остаться только на бумаге, предположила пришедшая на заседание Госдумы глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее словам, запланированные темпы роста ВВП могут быть не достигнуты из-за низких доходов населения и недостатка оборотных средств предприятий.
«Показатели незначительного за 2017—2019 годы увеличения реальных располагаемых доходов населения на 1,5%, реальной зарплаты на 4% и продолжение снижения реального размера среднегодовой пенсии на 2,1% не дают основания предполагать, что внутренний потребительский спрос будет расти значительно более высокими темпами», — пояснила Голикова. Мало того, через три года 20,5 млн россиян будут фактически находиться за чертой бедности, уже прогнозируют в Счетной палате.
Что же касается наращивания частных инвестиций как источника экономического роста, то, по словам Голиковой, сначала надо восстановить в стране промышленную базу, а это потребует вложений в экономику на уровне около 4 трлн рублей в год. Правительство же на развитие всей национальной экономики заложило на будущий год всего 2,292 трлн рублей. Причем по отношению к объему ВВП доля расходов по этому разделу бюджета продолжит снижаться в последующие годы с 2,6% в 2016 году до 2,2% в 2019 году, отмечается в заключении, которое подготовил профильный комитет Госдумы.
По большому счету весь бюджет сформирован с учетом десятипроцентного сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2016 год, а также сокращения на 6%, 9%, 11% соответственно в 2017, 2018 и 2019 годах, пояснили в Госдуме. При этом в новом бюджете доля секретных расходов составит 17,1%, причем 11% из них проходит по разделам, не связанным с обороной и безопасностью.
Приоритетными статьями расходов по-прежнему остаются общегосударственные нужды, оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. Хотя, как заверили в думском комитете по бюджету, силовые траты, вопреки распространенному мнению, будут сокращаться, а не расти. Так, например, доля расходов на оборону по отношению к ВВП снизится с 4,7% в 2016 году до 2,8% в 2019 году.
Расходы по разделу бюджета «социальная политика», напротив, будут увеличены, но конкретные направления — образование, здравоохранение и культура государство продолжит финансировать по остаточному принципу и даже готово урезать в последующие годы. Хотя в «Единой России» и признали, что такой подход грозит стране катастрофой. «Вложения в образование, здравоохранение — это не расходы, это инвестиции. И без этого кардинального изменения мы не решим главную задачу новой модели экономического роста», — заявил единоросс Андрей Макаров.
Однако по главному вопросу — где брать деньги на развитие, в правительстве и Госдуме пока между собой не договорились. Силуанов заметил, что увеличение социальных расходов приведет к разбалансировке бюджета, который и так дефицитен. Резервный фонд опустеет уже к концу 2017 года, а Фонд национального благосостояния сократится до 3056,2 млрд рублей к началу 2020 года. Государство станет активно занимать деньги на внутреннем рынке. Из-за этого объем госдолга вырастет к 2020 году до 16651,9 млрд рублей. Стоит также отметить, что расходы на обслуживание госдолга уже сейчас превышают траты на здравоохранение или образование.
|
</> |