Постреволюционный Египет. Новый этап, новые партнёры
newislamru — 07.01.2014В декабре 2010 года события так называемой «Арабской весны» запустили серьёзные трансформационные процессы в регионе Ближнего Востока. В силу значимости региона любые крупные перемены, происходящие в его странах, оказывают непосредственное влияние на мировую политику и имеют далеко идущие последствия для системы международных отношений в целом. За последние три года «правители» Туниса, Египта, Ливии и Йемена были свергнуты; Сирию и Ливию разрывает гражданская война; Ирак, Ливан и Иордания рискуют быть ввергнутыми в хаос из-за сирийского кризиса; монархии Персидского залива делают все возможное, чтобы сохранить свою целостность и стабильность, выступать единственным сплочённым лагерем в регионе.
Регион быстро меняется, и эти процессы необратимы. Яркий тому пример – Египет. Страна, пережившая за последние три года две революции, первые демократические выборы, приход к власти братьев-мусульман и их годичное правление, вернулась к тому, с чего и начала в начале 2011 года. Армия, традиционно играющая важную роль в Египте, в очередной раз продемонстрировала свою способность контролировать политическую судьбу страны.
Данная политическая турбулентность негативно сказывается на
социально-экономической обстановке в стране, влияет на её
внешнеполитическую линию и отношение третьих стран к Египту. После
государственного переворота в июне 2013 года, американо-египетские
отношения переживают не лучшие свои времена. США оказались в очень
не простой ситуации. Поддержав свержение президента Мубарака зимой
2011 года, Вашингтон тем самым открыл египетским
братьям-мусульманам дорогу к власти, которые не преминули ей
воспользоваться. Однако спустя год египтяне вновь вышли на улицы,
уже требуя смены демократически выбранного президента, что и было
исполнено военными. Вашингтон оказался в ситуации, когда на двух
стульях сразу не усидишь. С одной стороны, поборники демократии не
могли безропотно принять факт свержения законно-избранного
президента, а с другой, не могли открыто обвинять военных в
государственном перевороте, потому как эти военные и были опорой
американского влияния в Египте, получавшие безвозмездно около 1,3
млрд долларов в год. Однако по американскому законодательству США
не могут оказывать финансовую помощь правительствам стран,
пришедшим к власти в результате государственного переворота, и
Вашингтон был просто обязан принять какие-либо меры. США пришлось
оказать давление на египетских военных, чтобы те как можно скорее
приняли новую конституцию и провели новые выборы. Ещё более
ситуацию для США осложнил тот факт, что Египет на данном этапе был
уже не так привязан к Вашингтону, как тому хотелось бы. Когда после
долгих колебаний в октябре этого года США всё-таки приостановил
ежегодную безвозмездную финансовую поддержку, которая шла в
основном в руки военных, в Каире уже не так переживали по этому
поводу. Саудовская Аравия ещё в июле 2013 года подтвердила
намерение предоставить Египту финансовую помощь в размере 5 млрд
долларов, которая была призвана заместить ежегодную американскую
помощь (ок. 1,3 млрд долларов) в случае её приостановления. Более
того, к саудовцам сразу же присоединились Объединённые Арабские
Эмираты и Кувейт, что увеличило общую сумму помощи до 12 млрд
долларов. Очевидно, что у египетских офицеров есть выбор.
Источник:
|
</> |