Посмертные фотографии, как часть культуры Европы XIX столетия

топ 100 блогов foto_history06.06.2014
С древних времен существует традиция увековечивать изображение упокоившегося человека путем создания посмертной маски, так популярной в Древнем Египте, позже - восковой скульптуры или портрета. В конце XIX века, когда фотография еще не была широко распространена из-за высокой цены и небольшого количества специалистов, фотографа приглашали на важные мероприятия и даты, такие, как свадьба, семейные торжества и смерть. Дагерротип воспринимался как произведение искусства. Именно в это время очень популярным было посмертное фотографическое изображение человека.



Посмертные фотографии, как часть культуры Европы XIX столетия



Медицина не могла справиться с огромным количеством заболеваний, что влекло за собой очень высокий уровень детской смертности. Прижизненное фотографическое изображение малыша часто сделать не успевали, поэтому несчастной семье не оставалось на память о так рано ушедшем из жизни человечке ничего, кроме чувства утраты.






Это стало толчком к созданию посмертных дагерротипов детей. Причем их старались запечатлеть таким образом, чтобы казалось, что ребенок… жив. Его одевали в самую красивую одежду и придавали позу живого человека: сажали на стульчик или ставили, удерживая при помощи специальных подпорок, укладывали в цветы или вкладывали в ручки любимые игрушки, фотографировали рядом с живыми братьями и сестрами…

Немного позже, для создания еще более реалистичного образа, на изображение лица мертвого человека наносили краски. В это время фотограф контролировал съемку, создавал композицию кадра, а не просто фиксировал факт, погребальную процессию, что стало актуально в XX веке.



Посмертные фотографии, как часть культуры Европы XIX столетия


То, что сейчас кажется святотатством, раньше было единственным связующим звеном между ушедшим младенцем и убитыми горем родными. Это помогало оставить в памяти ребенка живым. Надо сказать, что отношение к смерти и усопшему было иным, нежели сейчас. Смерть воспринималась как сон, который может прекратиться, а фотография с изображением мертвого ассоциировалась со спящим человеком или на миг моргнувшим. Родные, готовясь к погребению, заостряли внимание не на факте смерти, не на мертвом теле, а на осознании потери, разлуке с дорогим родственником.

Подготовка к похоронам – последние мгновения, когда тело любимого человека находится рядом. В этом состоит таинство духовного общения. Дагерротип создавался в единственном экземпляре, поэтому его бережно хранили и передавали как ценность из поколения в поколение. Пока жива память – жив и человек. Уход из жизни ребенка не давал возможности запечатлеть его при жизни, на память оставались только одежда, прядки волос и игрушки. Для того, чтобы максимально приблизить изображение к живому, в некоторых случаях даже дорисовывали зрачки поверх закрытых век.



Посмертные фотографии, как часть культуры Европы XIX столетия



Существует еще несколько объяснений такому распространенному явлению, как посмертная фотография: как упоминалось выше, фотография фиксировала основные вехи жизни человека: рождение, юбилеи, свадьба, приобретение средств передвижения или жилья, рождение детей, внуков и, как логическое завершение, смерть. Это входило в летопись семьи. А также мода диктовала свои правила, как бы это ни было жестоко. Часто то, что поначалу вызывает негодование и будоражит сознание, через некоторое время становится распространенным. Так произошло и с посмертной фотографией.



Посмертные фотографии, как часть культуры Европы XIX столетия




В то же время набирала популярность криминалистическая фотосъемка на местах преступлений, где жертвы снимались не только для фиксации положения тела, ранений, соотношения к каким-то ориентирам, орудиям преступления и т.д., но и для запечатления последней, быть может, семейной фотографии. Примером может послужить снимок семьи Парсонс, на которой умершие родители и дети лежат рядом на кровати.

Еще реже фотографа приглашали деревенские жители. Как правило, такое случалось только на похороны, когда в последний путь человека провожали все жители. На таких фотографиях гроб с покойным ставили на первом плане, соседи и родственники компоновались вокруг. Создавалось некое противопоставление жизни и смерти.



Посмертные фотографии, как часть культуры Европы XIX столетия



Посмертные фотографии стали исчезать только в 60-е годы XX века, когда начали появляться портреты на надгробных камнях. Съемки покойных постепенно вытесняли кадры похоронных процессий, где провожающие в последний путь уже не старались скрывать своего горя и слез в отличие от фотографий конца XIX века, когда родители, фотографировавшиеся с мертвым ребенком, старались улыбаться, имитируя жизнь.

Кстати, есть что-то похожее между этими страшными фотографиями и самой страшной картиной "The Hands Resist Him", написанной Биллом Стоунхэмом в 1972 году:



Посмертные фотографии, как часть культуры Европы XIX столетия



Отсюда




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На ютубе сейчас куча видео с разных ракурсов, снятых разными регистраторами и телефонами. Самой аварии пока не видел, у всех последствия. Дам только одно, наглядное.. https://youtu.be/eJMsqwmKar8 Сам не люблю последствия, ну и тем, кто как я - не советую.. ...
Это цитата сообщения Олег_Федоров Оригинальное сообщение        Как сейчас помню: 2009 год, ЛСД ЦСКА на Ленинградском, тёплый сентябрьский вечер, небольшой ажиотаж... Старт первого сезона МХЛ в Москве и матч-открытие между ...
Все обсуждают ужас-ужас с 14-летней девочкой которая для поправки губ по бедности укололась сама, и теперь после 3 операций пьет только через трубочку и ест только перетертую еду... И не очень понятен прогноз, жизнь спасли, а вот  что будет дальше ... Мне кажется самое  ...
Я поняла что я хочу на 8 Марта в подарок, ну даже можно и на 23 февраля, у меня и военный билет на мое имя есть, если что!) Я хочу дрель! Ну сколько можно из-за каждой дырки в стене зависеть от мужукоф со своей дрелью? Данунафик! Оххох, сколько еще мне предстоит интересного в этой жизни. ...
Истории из зоны СВО иногда просто обычны и так напоминают то, что было много лет назад… Но они западают в душу и ты снова и снова слушаешь наших солдат и понимаешь, что ничего не ...