"Последняя встреча".
Александр Константинов — 01.08.2011С понедельника по ОРТ пойдёт продолжение сериала о советских разведчиках и об операции Бастион, которая совпала с последним десятилетием развала СССР. Я не вытерпел и посмотрел весь фильм заранее.
В первых сериях создатели фильма отошли от привычного штампа, что всё советское – обязательно лучшее: лучшие в мире ракеты; самые мудрые на свете руководители страны; а разведчики, самые преданные патриоты нашей Родины. В действительности ракеты у нас оказались хуже американских. Брежнев с Андроповым были полу инвалидами, презирающими самих себя. А вот о том, какими стали наши разведчики, стоит поговорить подробнее.
Набор на ускоренные курсы осуществлялся беспринципно: девушек брали по блату; юношей случайным образом. Из двух персонажей-героев один оказался предателем, другой, фактически, неудачником, не способным разобраться в бытовой ситуации с «подставой». Допустим, это был замысел автора с целью подчеркнуть чувство ответственности и степень преданности героя своему долгу, тогда незачем было превращать отсидку в тюрьме в борьбу за выживание. В голливудских боевиках на подобные роли назначают чемпионов по боевым искусствам, а здесь, едва обстрелянный в армии и физически даже не атлет, расправляется с четырьмя «шкафами-уголовниками». Явный перегиб, и таких ляпов, где герои то проявляют сначала чуть ли не сверхчеловеческие способности, то вдруг путаются в простой ситуации, полно. Обидно, что из-за натяжек отличный по замыслу полнометражный двухсерийный художественный фильм превратился в серый российский сериал.
Желание охватить в одном жанре кино все направления в искусстве свойственно не только нашим режиссёрам. Но если драма по ходу сюжета должна превратиться в боевик, то необходимо соответствующее развитие сюжета с применением иного масштаба событий: батальных сцен, массовок, новых открытий. В «Последней встрече» интрига сюжета не выходила за рамки драмы, и не надо было ничего менять. Это только распыляет внимание и снижает зрительский интерес. Из-за этого даже документальные кадры исторических событий, призванные усилить правдоподобие художественной драматургии, вошли в диссонанс с замыслом автора. А общая идея фильма - показать моральное уродство той эпохи, заключающаяся в несуразном и глупом порядке вещей, связанным с общим страхом сгореть в термоядерном огне новой мировой войны, отошёл на второй план и поблёк.
Спрашивается, ради чего был снят фильм, где практически нет положительных героев? Ради того, что бы показать, как в разведшколах людей обучают устраивать провокации, вытаскивать кошельки из карманов, лгать и изворачиваться перед друзьями? Показать, что верить нельзя даже жене и мужу, если они дипломаты? Что в разведке можно всего достичь через ложь, постель и убийство? А ведь, создатели фильма думали иначе. Нет.
Всё это могло бы иметь место, если бы идея противостояния подчинялась законам жанра, и сюжет развивался последовательно и слаженно. Но в итоге всё оказалось по-другому. Получилось как всегда: идея фильма, заключающаяся в противостоянии наших и американских спецслужб и ракетчиков, была притянута за уши для создания очередного пропагандистского штампа – всё равно мы лучше американцев! Кто бы с этим спорил? - нет, взяли и подыграли тем, кто ненавидит американцев. И хотя американцы нас уже не боятся, хотя мы им уже не опасны и не интересны, сторонников вражды ещё очень много. Вот для них, наверное, и был снят откровенно слабый, наивный, провокационный фильм. Попробуйте убедить зрителей, что это было сделано не на заказ?! Хотелось бы верить, что символическое название сериала окажется пророческим, и встреча зрителей с подобными сериалами будет последней.