Поговорим о женских привилегиях
the_r_world — 21.10.2014 Как только заходит разговор о том, что у некоторых женщин имеются привилегии относительно других женщин, то одни сразу начинают радостно вещать о теории интерсекциональности и что, раз женщины могут угнетать одна другую, то и мужчин тоже могут! Другие же резко вспоминают о радикальном феминизме и что женщины являются угнетенным классом и, следовательно, все женщины в патриархате равно угнетены и никого угнетать не могут.Оба варианта являются, на мой взгляд, неверными, причем каждый по-своему вреден женщинам и феминизму. В этом посте я хочу рассказать, почему я так думаю.
1. Радикальный феминизм vs. интерсекциональность.
Радикальный феминизм считает гендерное угнетение женщин основой патриархата. Однако радикальный феминизм не отрицает существования других видов угнетения, которые также являются продуктами патриархата: классового, расового и многих других. Для себя я это представляю в виде пирамиды, верхнюю половину которой занимает угнетение женщин как класса, а нижняя половина разделена на множество сегментов, соответствующих другим видам угнетения:
Далее представим, что верхняя половина плавно перетекает в нижнюю, смешиваясь с ней, т.е. гендерное угнетение смешивается с другими видами угнетения:
Нижняя зона, где смешиваются цвета, представлена на самом деле упрощенно: цвета маленьких треугольников тоже смешиваются. И между собой, и с верхним.
Эта зона, которую я очертила, и соответствует теории интерсекциональности. Угнетения действительно могут пересекаться.
Проблема теории интерсекциональности в том, что она концентрируется только на этой зоне и пренебрегает верхней частью пирамиды. Поскольку угнетениям нижней части могут подвергаться и мужчины, то в итоге мы имеем то, что имеем: теорию пересечений, согласно которой существуют (примерно равноценные) разные виды угнетений, которые пересекаются. Как-то так (рисую схематически и на скорую руку):
В чем проблема теории интерсекциональности в контексте феминизма, видно невооруженным взглядом: она игнорирует важность и глобальность гендерного угнетения, которое является основой для остальных и которое является главной темой (радикального) феминизма.
Итак, радикальный феминизм признает другие виды угнетения и то, что гендерное угнетение может сочетаться с другими, но рассматривает картину патриархата целиком, в отличие от теории интерсекциональности.
2. Привилегии одних женщин относительно других.
Из того, что гендерное угнетение является основным и касается всех женщин, некоторые почему-то делают вывод, что для женщин оно является единственным.
Очевидно, что это не так: женщины могут подвергаться одновременно и другим видам угнетения. Однако здесь нужно быть очень осторожными: если сконцентрироваться на (например) расовом угнетении, то это ведет к объединению с мужчинами, угнетенными по этому же признаку. Но большой красненький треугольник гендерного угнетения никуда не пропадает, и он не касается угнетенных по расовому признаку мужчин. Которые сами являются в то же время угнетателями.
Работая с ними против данного вида угнетения – расового – можно получить бонусы для себя, однако настоящими бенефициарами будут все же они. Они останутся в своем привилегированном положении по отношению к "своим" (и не только) женщинам, но, поскольку повысится их статус, то повысится и статус женщин, с которыми они разделяют данный признак.
Но большой треугольник остается на месте.
Далее, нередко можно услышать, что, поскольку все женщины угнетены, то они не могут иметь привилегий относительно других женщин и не могут их угнетать.
И да, и нет.
Как я уже упомянула, женщины могут пользоваться «бонусами» мужчин, к группе которых они принадлежат. Проиллюстрирую это с помощью схемы от Witchwind, которая, на мой взгляд, очень точно представила, что мужчины находятся всегда выше женщин – вне зависимости от того, к какому классу (или расе) они принадлежат, а женщины всегда отделены друг от друга. Классы мужчин и женщин строятся как бы независимо, но женщины являются всегда угнетенной группой относительно мужчин – таково наше общество:
http://witchwind.wordpress.com/2014/03/11/cutting-through-the-throes-of-intersectionality-part-i/
Женщины – ВСЕ – угнетены мужчинами. На картинке они могут находиться одна выше другой, но при этом они разделены вертикальными линиями и напрямую друг друга не угнетают (угнетение = стрелки), а угнетены «своими мужчинами» – но и всеми остальными тоже.
Почему мы тогда вообще говорим о привилегиях одних женщин по отношению к другим?..
Потому что они есть.
Во-первых, женщина пользуется благами класса, к которому принадлежит, если он является привилегированным. Она не обладает по-настоящему привилегиями этого класса (так как, не забываем, что привилегии принадлежат мужчинам), но на женщину, если она выполняет то, что от нее требуют мужчины ее класса, падает, образно выражаясь, тень их привилегий. И, несмотря на то, что женщины разделены вертикальными линиями, они вполне могут кидаться какашками в тех, кто находится ниже. И хоть не смертельно, но может быть больно и очень неприятно. А некоторые могут очень чувствительно кидаться – т.н. "надзирательницы" (всеми любимая Мизулина, например...).
Кроме того, женщины могут кидаться и в пределах своего класса.
Женщины фактически или символически принадлежат «своим» мужчинам. Вступая в отношения с одним мужчиной, женщина получает (относительную) защиту. Она «занята», ею «владеет» другой мужчина, и во многих странах и культурах это может ее защитить от других мужчин. (Что не защищает, понятное дело, от «своего».)
Если такая женщина становится также матерью, то она, таким образом, еще лучше доказывает свою лояльность мужчине/ам. И общество тоже это "ценит", хотя не совсем так, как хотелось бы матерям.
Женщина, находящаяся в «правильных» отношениях с мужчинами своего класса (Жена, Мать, соответствующая стандартам красоты и т.д.), находится выше на картинке, чем другие женщины ее же класса:
... и может использовать свое положение для того, чтобы их угнетать. По аналогии с «кидаться какашками» – простите мне мою неделикатность – срать на голову.
Угнетение это является относительным, поскольку сами угнетающие женщины все равно подвергаются угнетению со стороны мужчин, а также могут одновременно подвергаться другим видам угнетения (что может делать их жизнь очень тяжелой), а также в любой момент могут потерять свою власть, если не угодят аспадинам. Но это угнетение вполне реально и ощутимо для тех женщин, кто внизу и ему подвергается. Они подвергаются не только угнетению мужчин, но и женщин, которые чуть больше угодили мужчинам.
Это все не отменяет угнетения и тех, и других мужчинами, но между женщинами тоже существует иерархия. Она сложная и многогранная, но она есть и она реальна.
(Поскольку самым важным является гендерный треугольник, то невыполнение гендерных норм является для женщины наиболее порицаемым. К слову, за их выполнением исторически очень тщательно следят сами женщины - обертывание ног, генитальные увечия... Эти женщины пользуются своими привилегиями возраста/материнства, чтобы проявлять власть над более молодыми женщинами. Мужчинам даже не нужно ничего делать.)
3. Почему мы об этом вообще говорим, если это так... иллюзорно?
Потому что это вредит женскому движению. То, что это мужчины угнетают всех женщин и что это именно у них привилегии, оспариванию не подлежит. Однако в борьбе наличие иерархии между женщинами (любого плана) может очень мешать, так как – опять – разделяет женщин (и вертикально, и горизонтально) и препятствует объединению. Чьи-то проблемы считаются более приоритетными, чьи-то мнения более компетентными, но все это является отражением патриархальной – МУЖСКОЙ – иерархии.
Но нам нужно уничтожить ее основу, а это – гендерное угнетение, красненький треугольник вверху пирамиды. Нельзя бороться с чем-то и поддерживать его одновременно.
Чтобы это сделать, нужно не отвлекаться на нижние разноцветные. Там мужчины, и они перетягивают все на себя. Чтобы не отвлекаться, нужно забыть про нижние. И ассоциироваться с верхним – со всеми женщинами. Почувствовать себя в центре этого треугольника, а не где-то на его окраине в смешанных цветах.
У нас есть наш Большой Общий Треугольник, и с этим надо что-то делать. Пока мы по разным маленьким треугольникам помогаем мужчинам, ничего не изменится.
Я бы сказала не «выбери женщину», а ВЫБЕРИ ЖЕНЩИН.
Когда все женщины выберут женщин, все изменится – я уверена.
|
</> |