рейтинг блогов

Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

топ 100 блогов periskop01.04.2017 Многие видели впечатляющие снимки больших советских подводных крейсеров - как носителей баллистических ракет (667-е проекты, 941-й - "Акула"), так и "истребителей авианосцев" (пр. 949А - "Антеи"). Однако далеко не все знают, что у "Антеев" было и продолжение, которое из-за большой геополитики на рубеже 80-х и 90-х не успело воплотиться в жизнь. Речь о проекте 949УА - трехкорпусном авианесущем подводном крейсере, со множеством уникальных технологий, не имеющих аналогов в мире.

Сейчас эти грозные корабли остались в музее ЦКБ "Рубин" только в виде макетов, но если бы история повернулась иначе, то уже в III квартале 1992 года первый из серии в 4 авианосных крейсера был бы заложен в Северодвинске. Ему даже уже дали имя - "Днепропетровск". Но увы, не сложилось...
Давайте немного подробней посмотрим, что это был за крейсер.
Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА


1. В общем плане это была подлодка на основе пр. 949 - но трёхкорпусная. Центральный прочный корпус по диаметру корпусных конструкций был полностью унифицирован с "Антеями", что сильно ускорило разработку, только длиннее - а боковые два были заметно меньше и короче. Подводное водоизмещение примерно равнялось пр. 941 - ок. 47000 т.
Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

2. На корпуса устанавливалась полётная палуба длиной 147 м и шириной 43 м с уникальной системой быстрого осушения поверхности после всплытия. По правому борту была выделена зона взлёта самолётов, с полноценной паровой катапультой, позволявшей обойтись без трамплина и прочих ухищрений. Потребную для этого мощность выдавали 4 атомных реактора тепловой мощностью 190 МВт каждый, также унифицированные с пр. 949 - но только их стояло вдвое больше против "Антеев". Для посадки самолётов можно было воспользоваться двумя зонами, по правому и левому борту, посадочные гаки проходили через всю полётную палубу.
Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

3. Авиагруппа подводного крейсера - 10 единиц, в т.ч. 8 самолётов МиГ-29К(П) и 2 поисково-спасательных вертолёта. Ещё один вертолёт хранился как резервный, в законсервированном виде.
Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

4. Подводный авианесущий крейсер был оснащен системой точного позиционирования на воде и несколькими подруливающими устройствами.
Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

5. Концепция применения ТАРПК предусматривала внезапный захват господства в воздухе на морях и океанах после обмена ядерными ударами сверхдержав. В ходе ядерного конфликта уничтожались крупные корабли обеих сторон, включая авианосцы, так что создавался вакуум силы - и последующее всплытие такого крейсера и его боевое применение означало получение эффективного авиационного прикрытия оставшихся флотских группировок, а в ряде случаев - и захват полного господства в воздухе. Поэтому было достаточно даже 6-12 самолётов, при отсутствии на морях полноразмерных авианосцев. Два ТАРПК решали эту проблему.
Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

6. На выпуск первого самолёта из ангара после всплытия и подготовку взлёта отводилось всего 19 минут, из них 6 минут тратилось на осушение полётной палубы. Остальные самолёты могли быть подняты на палубу за 4 минуты каждый. Это, конечно, не значит, что ТАРПК нёс на борту только авиагруппу - он был вооружен и крылатыми ракетами П-700 "Гранит". То есть одновременно был не только подводным авианосцем, но и истребителем авианосцев-конкурентов.
Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

7. Но самое главное ноу-хау у этого уникального подводного крейсера заключалось в том, что он в ряде случаев был практически невидим для тогдашних средств гидроакустического наблюдения и не мог быть обнаружен в принципе. Дело в том, что его полётная палуба с резино-осмиевым покрытием одновременно играла роль поглотителя излучений в подводном положении - если он находился на границе слоёв воды разной плотности и солёности. Например, на стыке холодного течения и слоя "обычной" морской воды без сильной циркуляции. Таким образом, для средств обнаружения противника крейсер имел вид обычного косяка рыбы размером примерно 200*70 м - скажем, скумбрии или ставриды. Или сайры. И поди разберись, что это на самом деле.
Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

Вот такой уникальный проект существовал в конце 1980-х.
21 августа 1992 года и.о. председателя Правительства РФ Е.Т. Гайдар подписал указ о закрытии проекта и разборке стапельного оборудования в Северодвинске для его строительства. Для истории остались только макеты...

PS. Воспоминания дипломника, специализировавшегося на этом проекте

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда я был в Торонто, мне рассказали совершенно дивную историю о том, как местный ресторан Good Fortune Burger резко поднял продажи. Фокус был в том, что ресторан добавил в меню особые страницы, на которых обычные гамбургеры, картошка фри, напитики и т.п. – получили названия типовых ...
Если вы еще не знаете, что такое "Котел щедрости", или читаете этот пост не в журнале ljpromo , вам стоит перейти по ссылке . Здесь вы сможете ознакомиться с правилами игры, узнать актуальные новости и предложения программы. На данный момент в ...
Для меня до сих пор является загадкой, полигамна я или нет. Всегда хотелось нормальных отношений с одним единственным человеком, но обстоятельства были против. Или я была против. Ну да, скорее так. Да что тут скажешь, и сейчас хочется. Вот только никак не можется, даже ради ребенка. ...
И гривое XVIII столетие — век напудренных париков, розовых мужских чулок и огромных кринолинов — еще не успел подойти к концу, но душам европейской аристократии уже хотелось чего-то другого. Буйного, захватывающего и необычного. Так возник романтизм — стиль «для истинных ...
Кто-нибудь юзал данный сервис ГИБДД? "Проверка наличия неуплаченных штрафов по данным транспортного средства" http://www.gibdd.ru/check/fines/ Он правдоподобную инфу выдает или это все еще пилотный ...